333

НОВЫЕ АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ О КИРДЖАЛИ

В повести «Кирджали» Пушкин создал яркий образ участника греческого национально-освободительного движения, болгарина Кирджали. О Кирджали упоминается и в незаконченных стихотворных отрывках Пушкина: «Чиновник и поэт» и «В степях зеленых Буджака».

Исследователей давно интересовал вопрос: кто послужил прототипом для пушкинского Кирджали и существовал ли он в действительности как историческое лицо?

И. П. Липранди, кишиневский знакомый Пушкина и знаток истории Молдавии и Оттоманской империи, в своих воспоминаниях высказывает сомнение в исторической достоверности повести. Он утверждает, что повесть «за весьма малыми исключениями неверна», ибо была написана Пушкиным со слов чиновника канцелярии Инзова — М. И. Лекса, «который, как всем известно, не остановился бы объяснять и историю праадамитов и санскритскую литературу»1. Однако в другом месте Липранди сообщает о существовании основателя «шайки кирджалей» — «Георгия Кирджала, родом болгара из окрестностей Охриды»2. В. Язвицкий, опираясь на ряд документальных данных, указывает, что кирджали — это не только нарицательное имя, но и собственное имя действительно существовавшего исторического лица — Георгия Кирджали, болгарина, гетериста, бежавшего после разгрома гетерии в Бессарабию, где он был схвачен, выдан туркам и повешен ими в Яссах 24 сентября 1824 г.3 Язвицкий утверждает, что «среди воевод, присоединившихся к Ипсиланти, французские и румынские историки, а также рапорты прусских консулов в Бухаресте и Яссах упоминают и о Кирджали, герое повести Пушкина»4. Наконец, о Кирджали пишет молдавский писатель и знакомый Пушкина по Кишиневу Костаки Негруцци в предисловии к своему переводу повести Пушкина на молдавский язык (1837): «Кирджали, созданный г. Пушкиным на подобие Сальватора Роза, был, напротив, разбойником весьма непоэтичным. Просил ли он пять тысяч лей (в чем сомневаюсь) и были ли они ему выданы (чему не верю), — не знаю. Зато мне достоверно известно, что грозный Кирджали, который избежал турецкого кола, не миновал молдавскую виселицу, на которой он погиб весьма прозаично в 1824 году».

334

Нужно иметь в виду, что отрицательная характеристика Кирджали объясняется реакционными взглядами Негруцци.

Однако ряд исследователей выражает сомнение в существовании Кирджали как исторической личности. Так, И. Оксёнов считает, что Кирджали — это не собственное имя, а нарицательное (как, скажем, «хайдуки») народных мстителей в Молдавии5. Академик В. А. Гордлевский в докладе «Кто такой Кирджали? (Историко-фольклорный комментарий)»6, хотя и упоминает о гетеристе Георгии Кирджали, как прототипе пушкинского Кирджали, но указывает, что это имя не является собственным данного гетериста, а перешло к нему как нарицательное от «кирджалей», которые, в свою очередь, восприняли его от имени первого вождя кирджалей Кырджа Али (XIV в.), а затем другого вождя — Кырджали (конца XIV в.). Так, — говорит В. А. Гордлевский, — «нарицательное слово — кирджали вторично вернуло себе исконные права собственного имени». И, отмечая ряд неясностей в прежних исследованиях о Кирджали, заключает: «Но, кажется, и мы немного знаем о Кирджали».

В результате архивных разысканий, предпринятых в Центральном государственном историческом архиве Молдавской ССР (ЦГИА МССР), нами обнаружен ряд интересных документов, неопровержимо свидетельствующих, в совокупности с уже опубликованными данными, что Кирджали действительно исторически существовавшая личность, один из выдающихся деятелей гетерии, а, главное, один из народных мстителей в Молдавии, перед которым трепетали царские чиновники. Кирджали жил в Молдавии и пойман был там именно в период пребывания в Молдавии Пушкина (1820—1823).

В бумагах канцелярии Бессарабского гражданского и военного губернаторов и наместника Бессарабского края сохранились любопытные документы, связанные с поисками гетериста «Еоргия Киржали»7. Так, в деле «Об отобрании от этеристов оружия и о прочем и о продаже оного по высочайшему повелению» имеется отпуск предписания от 21 апреля 1822 г. за № 2044 от имени Бессарабского гражданского губернатора К. А. Катакази:

ОТКРЫТОЕ ПРЕДПИСАНИЕ

Отряжаемый с сим Ясского цынута <округа> в м<естечко> Теленешты член Кишиневской градской полиции Павлов имеет тот час по прибытии туда отыскать и взять для доставления под особым присмотром в Кишинев 3-х человек из находящихся там по билетам этеристов, именно: Киржали Еоргия, Калауса Еоргия и капитана Коста, а прочих всех оставить на месте под надзором смотрителя в местечке, дабы не отлучались никуда без воли начальства, воспрещающего им сие, по причине замеченного ненадежного их поведения. Оружие же, какое у тех и у других сыщется, отобрав, доставить в земское исправничество для удобнейшего сохранения, тем более, что никто из сих людей не должен носить при себе какое-либо оружие. Всем таковым людям и оружию у них найденному составить и подать мне верный список. Впрочем, если кто из них отлучился в другие ближние места того же цынута, то пристав Павлов немедля последует за ними туда и исполнит в точности по выше сказанному с осторожностью и благоразум<ием>. Для успешного же по сему поручению действия, подтверждаю давать скорое полицейское пособие за предъявлением сего Г. Павловым, по требованию коего <здесь черта — пропуск букв> и от военных команд прошу в нужном случае оказывать законную помощь. По окончании же всего сего, пристав Павлов имеет наискорее возвратиться в Кишинев и мне рапортовать.

Кишинев. 21 апреля 18228.

335

РИСУНОК ПУШКИНА НА АВТОГРАФЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ДЕЛИБАШ», 1829 г.

РИСУНОК ПУШКИНА НА АВТОГРАФЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ДЕЛИБАШ», 1829 г.
(В СКАЧУЩЕМ ВСАДНИКЕ ПУШКИН ИЗОБРАЗИЛ СЕБЯ САМОГО)
Институт русской литературы АН СССР. Ленинград

23 апреля (через два дня после отправленного от Катакази предписания) частный пристав Павлов в рапорте на имя Катакази доносил:

Его Превосходительству!
Господину Действительному Статскому Советнику
Бессарабскому гражданскому Губернатору,
Константину Антоновичу Катакази

1-й части частного пристава Павлова

РАПОРТ

Вследствие открытого предписания, данного мне Вашим превосходительством от 21-го числа текущего года <!> с № 2044-м последовавшего, насчет отыскания и доставления под особым присмотром буди отыщутся в местечке Теленештах три человека, находившиеся там по билетам этеристов и именно: Киржали Еоргия, Калауса Еоргия и капитана Коста, а прочих всех оставить на месте под надзором смотрителя оного местечка, о чем Вашему превосходительству сим честь имею донесть, по прибытии моем в местечко Теленешты, осведомился я от посторонних людей и самых отыскиваемых этеристов семейств, кои и ныне там на жительстве находятся, что Киржали Еоргий

336

и Калаус Еоргий по сие время находились на жительстве в местечке Теленештах, ныне же отлучились, то есть до приезда моего туда, в город Кишинев, а когда именно и зачем им неизвестно; под названием же Коста отыскан мною в оном местечке, только не сознается, что его называют капитаном, взят мною под присмотр и отдан тамошней исправничий купно с отысканными у него письменными видами, для доставления Вашему превосходительству, и прочие тоже этеристы, какие только мною найдены, отданы под надзор исправничества до разрешения Вашего превосходительства, докладывая притом, что находящийся на жительстве в местечке Теленештах бывший сербский воевода М-ш9 словесно объявил мне, что со времени случившегося между греками и турками в Молдавии возмущения с числа Этеристов часто приезжает в Теленешты называющийся Каприцею, который до сего времени отлучался в Молдавское княжество три раза, а зачем именно и с каким письменным видом, это неизвестно, который и ныне в отлучке находится, а по наслышкам должен быть в Кишиневе.

Частный пристав Павлов.

          № 2
апреля 23 дня
    1822 года10.

После получения этого рапорта (дата получения — 27 апреля 1822 г. — проставлена, на самом рапорте), 29 апреля от Катакази последовало на имя кишиневского полицмейстера секретное предписание (отпуск) за № 2206:

Секретно

г. Кишиневскому Полициймейстеру

    № 2206
29 апреля 1822


Посланный мною с особым поручением в м<естечко> Теленешты частный пристав оной полиции Павлов донес мне, что находившиеся там по билетам етеристы: Киржали Еоргий и Калаус Еоргий отлучились оттуда в Кишинев, а когда и зачем, неизвестно даже семействам их; да сверх того узнал он, что один из числа Етеристов, называющийся Каприцею, отлучался в Молдавское княжество три раза, а ныне по слухам должен быть в Кишиневе. Посему я предписываю Вашему высокоблагородию разведать скоро и тайно, и если окажутся тут Киржали Еоргий, Калаус Еоргий и Каприца, или хотя под другими <именами>, то взять их с имеющимся у них оружием под надзор, донести мне, рапортуя и тогда, будь оных тут не окажется, и что насчет их узнано будет11.

Тот факт, что Катакази так настойчиво требовал поимки и заключения в тюрьму Кирджали (как и его сотоварищей), свидетельствует, что Кирджали был в глазах царских сатрапов одним из важных «преступников» и не только как гетерист, но и как один из народных мстителей.

Других архивных документов, касающихся деятельности Кирджали, нам не удалось обнаружить. Но о дальнейшей судьбе Кирджали свидетельствует рапорт наместника Бессарабского края И. Н. Инзова на имя Александра I от 29 марта 1823 г., в котором Инзов сообщал следующее: «Главнейший из числа молдавских разбойников есть тот самый Георгий Кирджали, который в минувшем феврале месяце ограбил молдавское местечко Скуляны, но, перейдя Прут в Бессарабию тайно, был здесь пойман и передан в Молдавию, где, содержась в тюрьме, вместе с караульными турками бежал и, собрав свою партию, производит новые грабительства»12. Затем Кирджали был пойман, передан туркам и казнен 24 сентября 1824 г.

Таким образом, новые архивные данные подтверждают с полной очевидностью, во-первых, историческую достоверность существования гетериста

337

и народного мстителя Георгия Кирджали (Еоргия Киржали) как прототипа героя пушкинской повести; во-вторых, что поисками Кирджали царские сатрапы занимались и в апреле 1822 г. (новый штрих в биографии Кирджали), и, наконец, в-третьих (последнее для нас особенно важно), что поиски и поимка Кирджали происходили в 1822—1823 гг., то есть в тот период, когда Пушкин жил в Молдавии. Невозможно, чтобы Пушкин не знал об этом от Инзова и Катакази (с последним он был хорошо знаком). Да, наконец, и М. И. Лекс, будучи начальником в канцелярии Инзова, мог знать о Кирджали из официальных бумаг и рассказать Пушкину о нем еще в Кишиневе. Кроме того, новые архивные документы дают дополнительные факты для истории хайдутского движения в Молдавии, классовой борьбы молдавского народа со своими угнетателями в 1-й четверти XIX в. А это, в свою очередь, даст нам право утверждать, что если первоначальным толчком к созданию «Братьев разбойников» послужил побег в Екатеринославе двух заключенных, то крестьянские восстания в Екатеринославской губернии, на Дону, и наконец, непосредственно хайдутское движение в Молдавии — вот что дало Пушкину материал для создания поэмы «Братья разбойники».

Нельзя не отметить и тот факт, что данные Пушкина о поимке Кирджали в Кишиневе вполне соответствуют архивным материалам (вспомним, что частный пристав Павлов сообщал об отъезде Кирджали в Кишинев). Не был ли Кирджали и пойман в Кишиневе так, как это описано Пушкиным в его повести? «Узнали, что Кирджали в самом деле находится в Кишиневе. Его поймали в доме беглого монаха, вечером, когда он ужинал, сидя в потемках с семью товарищами».

Однако в повести есть и существенное расхождение с архивными данными. Речь идет о дате поимки Кирджали, которую Пушкин, как известно, в своей повести относит к сентябрю 1821 г. Но поэт явно запамятовал точную дату ареста своего героя, ибо в архивных данных и донесениях Инзова точно указано время поисков (апрель 1822 г.), поимки и побега (февраль 1823 г.) Кирджали. Поэтому и создание стихотворного отрывка «Чиновник и поэт» нужно относить, как нам кажется, к 1822—1823 гг. Что же касается того факта, что Пушкин не указал в своей повести имени героя, то это можно объяснить тем, что Пушкин вывел его как собирательный образ гетериста и молдавского народного мстителя.

Б. Трубецкой

ПРИМЕЧАНИЯ

1 И. Липранди. Из дневника и воспоминаний. — «Русский архив», 1866, стб. 1395. — Этой же ошибочной точки зрения придерживался и автор этих строк в книге «Пушкин в Молдавии» (Кишинев, 1949, стр. 35).

2 «Из записок И. П. Липранди». — «Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1877, кн. 3, стр. 64.

3 В. Язвицкий. Кто был Кирджали, герой повести Пушкина? — «Голос минувшего», 1919, № 1—4, стр. 45—60.

4 Там же, стр. 50.

5 И. Оксёнов. Кирджали. — «Пушкин. 1834 год», Л., 1934, стр. 50—64.

6 «А. С. Пушкин. 1799—1949. Материалы юбилейных торжеств». М. — Л., изд. АН СССР, 1951, стр. 261—281.

7 Все гетеристы, перешедшие через Прут в Бессарабию после разгрома их войск в битвах при Драгошанах (19 июня 1821 г.) и Скулянах (29 июня 1821 г.), были разоружены и размещены на жительство под надзором и по особым документам (билетам), выданным наместником Бессарабского края.

8 ЦГИА МССР, ф. 2, ед. хр. 696, л. 2—2 об. (черновой набросок).

9 «Милош»? Слово закрыто пятном.

10 ЦГИА МССР, ф. 2, ед. хр. 696, л. 14—14 об.

11 Там же, л. 15—15 об. (черновик).

12 В. Селінов. До питания про джерела повісти Пушкина «Кірджалі. (За архівними матеріялами). — «Записки історико-филологичного відділу Української Академії наук», кн. XIII—XIV, Киев, 1927, стр. 106.