146

128. П. А. ВЯЗЕМСКИЙ — П. В. НАЩОКИНУ

<Петербург.> 24 мая <1837 г.>

...Вы, говорят, имеете прекрасный бюст незабвенного нашего друга1. Если поступили уже в продажу слепки с него, то пришлите сюда их несколько, а в особенности один на мое имя. У меня есть картина, изображающая его в гробе, не та, что литографирована, а другая, в которой более сходства2. Если хотите, рублей за 150 можно списать ее для Вас. 1-ая книжка «Современника» подходит к концу. Я еще не могу опомниться от нанесенного нам удара. Понимаю и Вашу скорбь. Он Вас так любил...

Автограф. ЦГЛА. Фонд Вяземских (№ 195, ед. хр. 1282, л. 1 об.).

Павел Воинович Нащокин (1800—1854) — один из самых близких и любимых друзей Пушкина.

В архиве М. П. Погодина сохранились два письма Нащокина 1837 г. Первое (как письмо неизвестного) опубликовано в «Лит. наследстве», т. 16—18, 1934, стр. 724; из второго приводим заключительные слова: «Я к Вам хотел быть и уведомить Вас о многом весьма для Вас интересном касательно друга нашего Пушкина. — Я же был всё время у него, т. е. у жены его. Уведомьте меня, могу ли завтра утром застать Вас дома» (неизд. — ЛБ, ф. Пог. / II, п. 21, № 119).

1 В 1831—1833 гг. Нащокин настойчиво просил Пушкина заказать для него свой портрет. Но Пушкин так и не удосужился исполнить просьбу друга. В первые же дни после смерти поэта Нащокин заказал скульптору И. П. Витали бюст покойного. 29 апреля 1837 г. М. П. Погодин писал Вяземскому: «Какой бюст у нас вылеплен! Как живой! Под надзором Нащокина делал Витали» («Старина и новизна», кн. 4, 1901, стр. 34).

31 мая 1837 г. мастерскую И. П. Витали посетила С. В. Филатьева. Вот что записано у нее в дневнике: «Среди скульптур мы заметили бюст писателя Пушкина, похищенного у нас смертью 28 января и утрата которого всегда будет непоправимой для нашей литературы. Он был смертельно ранен на дуэли с Дантесом (или вернее с Геккерном). Письмо, написанное Жуковским отцу поэта и любезно предоставленное нам Ярцевым, ознакомило нас с подробностями последних часов его страданий, в течение которых он проявил терпение и безропотность истинно христианские. Ревность и яд анонимных писем были причиной несчастья этого поэта, столь дорогого русским» (неизд. — ЛБ. Фил., 2, л. 55—55 об.).

В 1839 г. Нащокиным же был заказан художнику К. Мазеру портрет Пушкина (см. о нем: «Пушкин и его друзья». Ред. и вступ. статья И. Зильберштейна. М., 1937, стр. 17—21).

Слепки с бюста Витали 1837 г. — неизвестны (см. статью: М. Беляев и П. Рейнбот. Бюсты Пушкина работы Витали и Гальберга, — «Пушкин и его современники», вып. XXXVII, Л., 1928, стр. 200—204).

8/20 декабря 1837 г. А. И. Тургенев писал П. А. Вяземскому из Парижа: «Принесли мне из Министерства иностранных дел бюстик Пушкина, и я уже справлялся, где заказать, но мраморный: уложу всё и отдарю тебя лучшим экземпляром курчавого поэта, убавив несколько кудрей его. Сходство удивительное. Я роздал в Пруссии все портреты его, кои взял с собою; у брата не очень сходный; Любский обещал мне другой; но всё лучше пришли самый сходный, по коему исправят его волосы, ибо в чертах лица и в скорбном выражении оного я бы не хотел ничего переменять: я так его помню, как он в бюсте» (неизд. — ИРЛИ, ф. 309, ед. хр. 2252). Вяземский, в свою очередь, сообщал Тургеневу 17/29 декабря 1837 г.: «Я послал тебе бюстик Пушкина, по коему хорошо бы тебе заказать хорошенький скульптору, который изваял статуйки Тальони и Фанни Эльснер. Если бедный Пушкин был бы жив, то можно было бы заказать карикатуру его Дантану. Она и его рассмешила бы и потешила. Но теперь не до шутки. Вот скоро год будет, что его не стало» (неизд. — ИРЛИ, ф. 309, ед. хр. 4715, л. 71).

О каком бюстике Пушкина сообщали Вяземский и Тургенев в 1837 г. — неизвестно. Может быть была исполнена копия в миниатюре с бюста работы Витали или Гальберга.

2 Имеется в виду литография, сделанная с рисунка Ф. А. Бруни, изображающего Пушкина в гробу. Вяземский заказал художнику А. А. Козлову, рисовавшему Пушкина в гробу, исполнить на основе этого рисунка картину маслом (см. о ней: «Пушкин и его друзья», стр. 21—22).