72

40. П. А. ВЯЗЕМСКИЙ — В. Ф. ВЯЗЕМСКОЙ

<Петербург.> 7 <марта 1828 г.>

Вчера утром ездили мы с Шимановскими1, с Пушкиным и Малевским2 к польскому живописцу3, написавшему портреты Жуковского и Пушкина. Первым я доволен, но во втором глаза так вытаращены, что ни на что не похоже. Потом были мы у Орловского4; покои его — любопытнейший музей всяких редкостей, оружий всех веков и всех народов: есть древний

73

ВИД НА НЕВУ. Акварель А. Е. Мартынова, 1809 г.

ВИД НА НЕВУ
Акварель А. Е. Мартынова, 1809 г.
Эрмитаж, Ленинград

74

римский щит, изображающий содержание одной песни Енеиды, щит крестовых походов, много драгоценностей азиатских, стенные часы, стоявшие в кабинете Марии Антуанеты. Он сам музейное лицо: рост и выражение суровое в чертах рыцаря средних веков. Показывал он нам два свои новейшие произведения: киевский солдат пошел с сыном в лес рубить дрова; бешеный волк кинулся на мальчика, отец — на волка, схватив его за уши и одолев, говорит сыну: «Сережа, возьми топор и руби его». Это происшествие недавно случилось. На картине мальчик замахивается топором. Выражение в лицах отца и сына хорошо, но волк, кажется, не довольно смотрит волком, хотя окровавленный рот его и страшен. Он у отца искусал руку. В другой картине — борьба или схватка материнской любви между орлицею и женщиною. Сцена в Шотландии: орлица похитила младенца и занесла его на верх скалы, к гнезду орлят своих; мать взобралась на скалу, ухватила ребенка охраняющею рукою — поднялась тревога в орлином гнезде: орлица кидается стремглав на мать и впилась в рукав ее рубашки; видно, как тащит она мать, но видно и полотно крепко, а то по-настоящему она должна была бы вырвать лоскуток. Жаль также, что эта мать — толстая и рыжая прачка.

Вообще, Орловский не отличается отделкою: его мастерство видно в работе на скорую и на смелую руку. После был я с Пушкиным у Крылова: со всем умом и дарованием его он на меня производит действие какого-нибудь сибирского сирокко: охлаждает и сушит. От него на меня пышет душным холодом. Были мы и у Малышева, который, кажется, не долголетен. Обедали с Карамзиными у Лаваль5 в седьмом часу. Обед ее похож на ее разговор: видно хлебосольство, приготовление, подчивание, но ничего нет сочного, и уезжаешь от нее с голодным брюхом, и с голодным умом, хотя и с благодарностью за доброе намерение и ласковое гостеприимство. Муж также довольно или очень сухая котлетка в нравственном и физическом отношении...

1 Мария Шимановская, рожд. Воловская (1790—1831) — польская пианистка, приезжавшая в Петербург, и ее дочери: Целина (1812—1855), на которой впоследствии женился Мицкевич, и Елена (позднее жена Малевского).

2 Франтишек Малевский (1800—1870) — друг Мицкевича и товарищ его по обществу «Филаретов». См. о нем стр. 263—268 настоящего тома.

3 Валентин Мельхиорович Ванькович (1799—1842) — художник. Окончил петербургскую Академию художеств. О портрете Пушкина работы Ваньковича см. статью: П. Эттингер. Станислав Моравский о Пушкине. — «Московский пушкинист», II. М., 1930, стр. 248—250.

4 Александр Осипович Орловский (1777—1832) — батальный и жанровый живописец. В дневнике Н. Малиновского (написанном по-латыни) запечатлена встреча Пушкина с Орловским и Мицкевичем 8 января 1828 г. на завтраке у Булгарина: «Некоторых мы застали уже в доме, другие скоро потом собрались: Пушкин Александр, никому не уступающий первенства русский поэт, Мицкевич, Фок Петр, Жандр, Семенов, цензор, Погодин Михаил, московский профессор, Сербинович, цензор, Смаковский, художник Малевский. После завтрака пришел Друв и Сенковский. За столом велись разнообразные разговоры». И далее: «После обеда Орловский начал рисовать, но сегодня не всё выходило у него удачно: портрет Фока он сделал довольно удачно, а портрет Мицкевича вышел плохо, так что нельзя было усмотреть сходства» (см. И. Зильберштейн. Неизвестный портрет Мицкевича. — «Огонек», 1948, № 51, стр. 16).

5 Иван Степанович Лаваль (ум. 1846) — французский эмигрант, состоявший на русской службе, член Главного правления училищ. Жена его — Александра Григорьевна Козицкая (1772—1850). Родители Е. И. Трубецкой.