3

От редактора

Автор настоящей книги доктор филологических наук профессор Ленинградского государственного университета Василий Васильевич Гиппиус широко известен в нашей стране и за ее рубежом как один из видных представителей старшего поколения деятелей советской литературной науки. Вдумчивый тонкий исследователь творчества Пушкина, Гоголя, Тютчева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина В. В. Гиппиус был также блестящим поэтом-переводчиком, которому советский читатель обязан превосходными переводами комедий Мольера, стихотворений Шиллера и Гейне.

В. В. Гиппиус родился в Петербурге 26 августа 1890 года. Отец будущего ученого В. И. Гиппиус (1853—1918), чиновник Земского отдела и член совета Министерства внутренних дел, по словам сына, «тяготел к литературе»,1 в молодости сотрудничал в журналах, позже переводил Данте, Петрарку и других поэтов. Сохранилась его переписка с академиком А. Н. Веселовским. Старшие братья В. В. Гиппиуса Владимир (1876—1941) и Александр (ум. в 1942) были тесно связаны с литературным движением русского символизма. Оба они под различными псевдонимами печатали стихи в символистских журналах и сборниках, а Вл. В. Гиппиус, педагог по своей основной профессии, выступал в печати также как критик и литературовед. Ему адресовано послание Блока «Владимиру Бестужеву» (один из псевдонимов Вл. В. Гиппиуса).2 Со вторым братом В. В. Гиппиуса Александром Блок учился вместе в Петербургском университете. Они были связаны в молодые годы тесной дружбой. Литературно-художественные занятия отца и братьев, а также знакомство с Блоком, часто бывавшим в доме Гиппиусов (см. об этом воспоминания В. В. Гиппиуса «Встречи с Блоком» в настоящей книге), оказали значительное влияние на будущего ученого, рано пробудив у него литературные склонности и интересы.

После окончания в 1907 году Петербургской 6-й гимназии В. В. Гиппиус поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Здесь он учился на двух отделениях — романо-германском (окончил в 1912 г.) и славяно-русском (окончил в 1914 г.). Известное влияние на формирование научных интересов В. В. Гиппиуса оказали его первый научный руководитель — германист проф. Ф. А. Браун, а позднее — занятия в пушкинском семинарии проф. С. А. Венгерова, определившие его дальнейший путь. Еще до окончания университетского курса (с 1908 г.) начинается интенсивная работа В. В. Гиппиуса в качестве поэта (под собственным именем и под псевдонимом «Вас. Галахов»), критика и переводчика. В 1908—1911 гг. он чаще всего печатался в журналах «Новая жизнь» и «Новый журнал для всех». Как начинающий поэт В. В. Гиппиус в предвоенные годы был участником ряда поэтических

4

объединений, в частности возникшего в 1911 г. петербургского «Цеха поэтов», близкого к акмеистам (см. иронический отзыв В. В. Гиппиуса о тогдашних стихах молодых поэтов этого объединения в его воспоминаниях о Блоке). Ряд стихотворений В. В. Гиппиуса был помещен в 1912—1913 гг. в сборниках «Гиперборей», издававшихся другом В. В. Гиппиуса поэтом М. Л. Лозинским (впоследствии — крупнейшим советским переводчиком и теоретиком перевода). Здесь (№ 4, 1913 г.) был опубликован наиболее крупный по объему поэтический опыт В. В. Гиппиуса — поэма «Волшебница», тогда же вышедшая отдельным изданием. Из опубликованного в №№ 1—5 «Гиперборея» за 1913 г. объявления о книгах, готовившихся «Цехом поэтов» к печати, видно, что В. В. Гиппиус предполагал в это время объединить свои стихотворения в поэтическом сборнике «Роса», но впоследствии отказался от этого плана. Осуществлению его могла помешать вспыхнувшая вскоре первая мировая война. Но еще более вероятно, что у автора к этому времени, под влиянием неуспеха «Волшебницы», возникло и убеждение в недостаточном размере своего поэтического таланта,3 что привело к желанию отныне посвятить свои силы филологической науке. Известную роль в отказе от поэтической деятельности мог сыграть также отчетливо обнаружившийся к этому времени кризис символизма (с символизмом были связаны ранние стихотворные опыты В. В. Гиппиуса) и в то же время отсутствие взаимопонимания с Н. С. Гумилевым и другими акмеистами. Впрочем, писать стихи «для души» В. В. Гиппиус продолжал и в последующие годы, выступая в печати лишь в качестве поэта-переводчика.

В 1914 г. — с началом войны — В. В. Гиппиус был мобилизован и направлен на Юго-Западный фронт санитаром Красного Креста. В 1916 г. он был переведен в Киев, в управление Красного Креста Юго-Западного фронта. Живя в Киеве, он усиленно занимался наукой, принимая участие в работе историко-литературного общества при Киевском университете. В это время им была начата работа над книгой о жизни и творчестве Гоголя, изданной в 1924 г. Из историко-литературных работ В. В. Гиппиуса, опубликованных до революции в периодической печати, наиболее значительной была написанная еще во многом под влиянием идей символизма статья «Узкий путь. Кн. В. Ф. Одоевский и романтизм».4 Другой крупной работой его начала 1910-х годов был перевод на русский язык комедии немецкого романтика Л. Тика «Кот в сапогах».5 Перевод этот вызвал большой интерес Блока, с которым В. В. Гиппиус, как мы знаем из его воспоминаний и из записей в дневнике поэта, не раз встречался в предвоенные годы и на один из сборников которого («Ночные часы») напечатал рецензию.6

С момента установления Советской власти на Украине В. В. Гиппиус принял активное участие в работе по претворению в жизнь ее принципов и указаний. Заведуя в 1919 году средней школой в с. Ильинцах Киевской губернии, а в 1920—1922 годах в г. Липецке, он твердо примкнул к группе передового учительства, стоявшего на советской платформе, неоднократно выступал с речами на съездах и митингах, преподавал на красноармейских курсах, был членом коллегии местного отдела народного образования. В 1919—1920 гг. его несколько раз арестовывали петлюровские власти.

В 1922 г. В. В. Гиппиус получил приглашение занять кафедру новой русской литературы в Пермском университете.

Здесь он работал профессором до осени 1930 г., читая ряд литературоведческих и лингвистических курсов — общих и специальных, а также руководя семинарскими занятиями по Гоголю и Салтыкову-Щедрину. В 1924 г. в ленинградском

5

издательстве «Мысль» вышла книга В. В. Гиппиуса о Гоголе. В различных изданиях Пермского университета на протяжении 1920-х годов появились и другие его крупные исследования — о литературном общении Пушкина с Гоголем, о Щедрине и т. д. Из Пермского университета В. В. Гиппиус в 1930 г. перешел в Иркутский, где в 1930—1932 гг. читал курсы истории русской литературы и фольклора.

С 1932 г. начинается последний, наиболее зрелый и плодотворный период деятельности В. В. Гиппиуса. По приглашению Академии наук СССР он переезжает в Ленинград и становится научным сотрудником Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук. С 1933 г. он работает также профессором филологического факультета Ленинградского университета (в то время — Ленинградский институт истории, философии, литературы и лингвистики), а в 1937—1938 гг. преподает и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Особенно большую роль в подготовке будущих специалистов сыграли специальные семинары по Гоголю, которые В. В. Гиппиус на протяжении многих лет вел в университете. В 1934 г. В. В. Гиппиус вступил в члены Союза советских писателей; в 1935 г. ему была присуждена ученая степень доктора литературоведения.

В качестве сотрудника Института русской литературы Академии наук СССР В. В. Гиппиус вел обширную научно-исследовательскую и текстологическую работу. Он был одним из основных участников текстологической подготовки осуществленного в 1930-е годы Гослитиздатом полного собрания сочинений М. Е. Салтыкова-Щедрина, академических полных собраний сочинений Пушкина и Гоголя. Особенно велика была роль В. В. Гиппиуса в подготовке академического издания сочинений Н. В. Гоголя, инициатором и душой которого он являлся. В течение многих лет В. В. Гиппиус руководил в Пушкинском доме работой по изучению творчества Гоголя, а в 1940—1942 гг. был председателем Пушкинской комиссии Академии наук СССР.

Умер В. В. Гиппиус 7 февраля 1942 г. в осажденном Ленинграде. До последних дней жизни он стойко переносил лишения и трудности, вызванные блокадой, продолжая с большим подъемом работать над задуманной им новой, итоговой монографией о Гоголе, которую ему не удалось завершить.7

В настоящий том вошли избранные историко-литературные работы В. В. Гиппиуса. Самая крупная из них по объему — статья «Творческий путь Гоголя» — печатается впервые. Статья эта предназначалась автором для академической истории русской литературы и рассматривалась им как своего рода конспект будущей монографии о Гоголе, подводящей итог его исследованиям и призванной заменить более ранний очерк 1924 г. (В. В. Гиппиус считал его устаревшим и с методологической, и с фактической точек зрения). Остальные статьи были напечатаны в сборниках и периодических изданиях, но ни разу не были объединены в одну книгу.

Статьи В. В. Гиппиуса были написаны в разные годы (время публикации каждой из них указано в библиографии, помещенной в конце книги). Поэтому в некоторых из них, в особенности — наиболее ранних, есть и отдельные устаревшие положения. Так, в статьях о Чернышевском и Салтыкове-Щедрине В. В. Гиппиус толкует применявшийся Белинским термин «натуральная школа» расширительно, пользуясь им для характеристики литературных явлений не только 1840-х, но и 1860—1870-х гг. и в этом — специфическом — смысле говоря о «натурализме» и «натуралистической поэтике» крупнейших деятелей этого периода. В настоящее время мы привыкли вкладывать в понятие «натурализм» иной смысл. Однако не отдельные терминологические неточности и устаревшие положения, а смелые творческие поиски автора, глубина и широта его научного мышления, отраженные в каждой статье, определяют главное

6

в разработке затронутых в книге многочисленных историко-литературных проблем.

В подготовке издание, кроме редактора, принимал участие В. П. Степанов. Редактор приносит также благодарность вдове покойного Д. И. Гиппиус, члену-корреспонденту Академии наук СССР В. М. Жирмунскому и Е. Д. Мордовченко за содействие в работе, советы и указания.

Г. Фридлендер

Сноски

Сноски к стр. 3

1 Институт русской литературы АН СССР. Рукописное отделение. Автобиография В. В. Гиппиуса.

2 См.: А. Блок, Собр. соч., т. 3, Гослитиздат, М. — Л., 1960, стр. 140 и 548—549.

Сноски к стр. 4

3 См. отрицательный отзыв Блока о «Волшебнице». А. Блок, Собр. соч., т. 7, 1963, стр. 493.

4 «Русская мысль», 1914, № 12. Библиография трудов В. В. Гиппиуса помещена в конце настоящей книги.

5 «Любовь к трем апельсинам», 1916, № 1.

6 «Новая жизнь», 1911, № 12. См. также рецензию В. Гиппиуса на драму «Роза и крест» — «Русская мысль», 1914, № 5.

Сноски к стр. 5

7 Законченные В. В. Гиппиусом главы этой монографии (о литературной истории «Вечеров на хуторе близ Диканьки») опубликованы посмертно в кн.: Труды отдела новой русской литературы. Изд. АН СССР, М. — Л., 1948, стр. 9—38.