ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич

4(16).2. 1838, Москва — 10(23).10. 1906, Петербург

историк и теоретик литературы, фольклорист, этнограф

Член-корреспонедент (1876), с 1881 действительный член Императорской Академии наук

Родился в семье военного педагога, генерала. Окончил 2-ю московскую гимназию (1855), историко-филологический факультет Московского университета (1858). По выходе из университета около года служил гувернером в семье русского посла в Испании князя М. А. Голицына, побывал в Италии, Франции и Англии. В 1862 командирован за границу для приготовления к профессорскому званию. Свыше года занимался в Берлине; в 1863 изучал славистику в Праге. В 1864—1868 работал в Италии.

Штатный доцент (1870), затем экстраординарный (1872), ординарный (1879) и заслуженный ординарный профессор (1895) кафедры истории всеобщей литературы Петербургского университета. В 1878—1889 читал лекции на Высших женских (Бестужевских) курсах. Был членом различных научных обществ и зарубежных академий. С 1901 председательствовал в Отделении русского языка и словесности Императорской Академии наук.

Начал печататься в 1859. В научном наследии Веселовского выделяется несколько тематических циклов: итальянская литература эпохи Возрождения, русско-славянская, византийская и западно-европейская средневековая литература и фольклор, историческая поэтика, новая русская литература.

Магистерская диссертация — «Вилла Альберти: Новые материалы для характеристики литературного и общественного перелома в итальянской жизни XIV—XV столетия» (М., 1870; впервые на итальянском языке: Il paradiso degli Alberti... Bologna, 1867—1868. Vol. 1—3). Культуре итальянского Возрождения посвящены статьи и исследования Веселовского о Данте Алигьери, монографии «Боккаччьо, его среда и сверстники» (СПб., 1893—1894. Т. 1—2) и «Петрарка в поэтической исповеди Canzoniere, 1304—1904» (М., 1905). Веселовский первым перевел на русский язык полный текст «Декамерона» Дж. Боккаччо (М., 1891—1892. Т. 1—2; 2-е испр. изд. М., 1896. Т. 1—2).

Крупнейшим трудом в цикле работ Веселовского о средневековой литературе и фольклоре явилась его докторская диссертация «Из истории литературного общения Востока и Запада: Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине» (СПб., 1872). К ней примыкают «Разыскания в области русского духовного стиха» (СПб., 1879—1891. Вып. 1—6), исследования «Южно-русские былины» (I—II. СПб., 1881; III—IX. СПб., 1884), «Из истории романа и повести» (СПб., 1886—1888. Вып. 1—2) и др. Привлекая обширный материал разных литератур, Веселовский воссоздал картину проникновения восточных преданий через Византию и южнославянские страны в Западную Европу.

Веселовский был крупнейшим представителем сравнительно-исторического направления в отечественной филологии. В 1860-х — 1870-х годах он создал теорию мифотворчества, существенно отличающуюся от теории мифологической школы (см. его статью: Сравнительная мифология и ее метод // Вестник Европы. 1873. № 10. С. 637—680). Веселовский широко пользовался типологическим сопоставлением сходных литературных явлений, наблюдаемых в разных культурах, не связанных между собой генетически. Наряду с теорией заимствования исследователь признавал теорию самозарождения мотивов и сюжетов. Характерной для Веселовского является теория «встречного течения», способствующего заимствованию и усвоению культурой иностранного материала.

В ходе исследований литературы и фольклора формировалась общая теория развития поэзии, составившая историческую поэтику Веселовского — грандиозный (и лишь частично осуществленный) замысел, уникальный в мировой филологии. Цель исторической поэтики — изучение эволюции «поэтического сознания и его форм». Основными чертами первобытной поэзии Веселовский считал синкретизм, хоровое начало и ее связь с народным обрядом. В «Трех главах из исторической поэтики» (СПб., 1899) ученый развернул концепцию зарождения и изначальной дифференциации поэзии, из которой впоследствии разовьются ее главные роды — эпос, лирика и драма. В ряде работ Веселовский исследовал формы поэтического языка и стиля (эпитет, метафора, символ, эпические повторы, психологический параллелизм). Особое внимание он уделял проблеме мотива и сюжета.

В последние годы жизни Веселовский обратился к изучению «тайн личного творчества». В статье «Пушкин — национальный поэт» (Изв. Отд. рус. яз. и словесности Имп. АН. 1899. Т. IV, кн. 3. С. 781—799) и фундаментальном исследовании «В. А. Жуковский: Поэзия чувства и "сердечного воображения"» (СПб., 1904) творчество поэтов «золотого века» рассмотрено в широком русском и западноевропейском культурно-историческом контексте. Этюд о Пушкине содержал замысел будущей книги о поэте, исполнению которого помешала смерть исследователя.

Основные работы

Основная литература о жизни и творчестве

Библиография

Архивы.