Маяковский В. В. Гимназист или строитель («Были у папочки...») // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955—1961.

Т. 8. Стихотворения 1927 года, поэма «Хорошо!» и очерки. — 1958. — С. 221—226.

http://feb-web.ru/feb/mayakovsky/texts/ms0/ms8/ms8-221-.htm

- 221 -

ГИМНАЗИСТ ИЛИ СТРОИТЕЛЬ

Были

у папочки

дети —

 гимназистики.

На фуражке-шапочке —

серебряные листики.

В гимназию —

рысью.

Голова —

10 турнепсом.

Грузит

белобрысую —

латынью,

эпосом.

Вбивают

грамматику

в голову-дуру,

мате-ма-тику

и

20 литературу:

«Пифагоровы штаны

на все стороны равны...»

«Алексей,

Гордей,

Сергей,

Глеб,

Матвей

да Еремей...»

- 222 -

Зубрят

30 Иловайских,

   приклеив к носу,

про Барбароссов

и

  про Каноссу.

От новых

  переносятся

  к старым векам,

перелистывают

справа налево;

40 дескать,

был

мусью Адам,

и была

мадам Ева.

В ухо —

как вода,

из уха —

 как водица,

то,

50 что никогда

и никому не пригодится.

В башку

втемяшивают,

годы тратя:

«Не лепо ли

бяше,

братие...»

Бублики-нули.

 Единицы ле́са...

60 А сын

твердит,

дрожа осиной:

«Пой,

о богиня,

про гнев

Ахиллеса,

Пелеева сына».

- 223 -

Зубрит —

8 лет! —

70 чтобы ему дорасти

до зрелости

и

до премудрости.

Получит

гимназистик

аттестат-листик.

От радости —

светится,

напьется, как медведица.

80 Листик

 взяв,

положит

 в шкаф,

и лежит

в целости

аттестат зрелости.

И сказки

про ангелов,

которых нет,

90 и все,

что задавали

— до и от —

и все,

что зубрили

восемь лет, —

старательно

забывают

в один год.

И если

100 и пишет

— ученый и прыткий, —

то к тете,

и только

поздравительные открытки.

Бывшие гимназисты —

в дороге,

  в и́збранной,

- 224 -

кому

  понадобился

110  вздор развызубренный?!

Наши

не сопели

ни по каким гимназиям,

учились

ощупью,

по жизни лазая,

веря

  в силу

единственной науки —

120 той,

что облегчает

человечие руки.

Дисциплина машин,

электричество,

 пар

учат

 не хуже

учебников и парт.

Комса́

130      на фабрике

«Красная нить»

решила

по-новому

нитки вить.

Ночами

 она

сидит над вопросом:

как лучше

укладывать

140  нитки по гроссам?

Что сделать,

 чтоб ящики

с ниткой этой

- 225 -

текли

    по станку

непрерывной лентой?

На что

по селам

спрос настоящий —

150 большой продавать

или маленький ящик?

С трудом

полководя

чисел оравою,

считают

и чертят

рукою корявой.

Зубами

стараются

160 в гранит вгрызаться,

в самую

в «раци-

онализацию».

И вот,

в результате

грызенья гранита —

работы меньше

   и

больше ниток.

170 Аж сам

 на комсомолию эту

серебряным

 глазом,

   моргая сквозь смету,

глядит

пораженный

рубль сбереженный.

Остались

 от старого

180    ножки да рожки,

но и сейчас

встречается дядя

- 226 -

такой,

который

в глупой зубрежке

науки

    без толку

 долбит, как дятел.

Книга — книгой,

190 а мозгами

двигай.

Отжившие

навыки

 выгони, выстегав.

Старье —

отвяжись!

Долой

советских гимназистиков!

Больше —

200 строящих

живую жизнь!

[1927]