Маяковский В. В. Кому и на кой ляд целовальный обряд («Верующий крестьянин или неверующий...») // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955—1961.

Т. 5. Стихотворения 1923 года / Подгот. текста и примеч. П. И. Агеева и Ф. Н. Пицкель. — 1957. — С. 220—225.

http://feb-web.ru/feb/mayakovsky/texts/ms0/ms5/ms5-2202.htm

- 220 -

КОМУ И НА КОЙ ЛЯД
ЦЕЛОВАЛЬНЫЙ ОБРЯД

Верующий крестьянин

    или неверующий,

надо или не надо,

но всегда

норовит

выполнять обряды.

В церковь упираются

  или в красный угол,

крестятся,

10 пялят глаза, —

а потом

норовят облизать друг друга,

или лапу поповскую,

  или образа.

- 221 -

Шел
       через деревню

прыщастый калека.

Калеке б этому —

нужен лекарь.

20 А калека фыркает:

«Поможет бог».

Остановился у образа —

        и в образ чмок.

Присосался к иконе

долго и сильно.

И пока

выпячивал губищи грязные,

с губищ

на образ

30 вползла бациллина —

заразная,
посидела малость
и заразмножалась.
А через минуту,

           гуляя

  ради

первопрестольного праздника,
Вавила Грязнушкин,

стоеросовый дядя,

- 222 -

40 остановился

     и закрестился у иконы грязненькой.

Покончив с аллилуями,
будто вошь,
в икону

Вавила

вцепился поцелуями,

да так сильно,

        что за фалды не оторвешь.

Минут пять

50     бациллы

переползали

     с иконы

на губу Вавилы.

Помолился

   и понес бациллы Грязнушкин.

Радостный идет,

            аж сияют веснушки!

Идет.
         Из-за хаты

60           перед Вавилою

встала Маша —

           Вавилина милая.

Ради праздника,

не на шутку

впился Вавила

         губами

   в Машутку.

- 223 -

Должно быть, с дюжину,

        бацилла за бациллой,

70 переползали в уста милой.
Вавила

сияет,

аж глазу больно,

вскорости свадьбу рисует разум.
Навстречу — кум.

«Облобызаемся

         по случаю престольного!»

Облобызались,

         и куму

80  передал

заразу.

Пришел домой,

          семью скликал

и всех перелобызал —

    от мала до велика;

до того разлобызался в этом году,
что даже

пса
       Полкана

90   лобызнул на ходу.

В общей сложности,

ни много ни мало —

слушайте,

на́ слово веря, —

человек полтораста налобызал он
и
   одного зверя.
А те
       заразу

100  в свою очередь

передали —

     кто — мамаше,

кто — сыну,

кто — дочери.

Через день

 ночью

проснулся Вавила,

- 224 -

будто
         губу ему

110        колесом придавило.

Глянул в зеркало.

Крестная сила!

От уха до уха

      губу перекосило.

А уже
          и мамаша

          зеркало ищет.

«Что это, — говорит, —

        как гора,

120          губища?»

Один за другим выползает родич.
У родичей

  губы

галоши вроде.

Вид у родичей —
не родичи,

  а уродичи.

Полкан —

  и тот

130 рыча

перекатывается

          и рвет губу сплеча.

Лизнул кота.

     Болезнь ту

передал коту.

- 225 -

Мяукает кот,

     пищит и носится.

Из-за губы

  не видно переносицы.

140 К утру взвыло всё село —
полсела

в могилы свело.

Лишь пес

да кот

выжили еле.

И то —
            окривели.
Осталось

от деревни

150 только человек двадцать —

не верили,

  не прикладывались

   и не желали лобызаться.

Через год

объяснил

доктор один им,

что село

переболело

нарывом лошадиным.

160 Крестьяне,

   коль вывод не сделаете сами —

вот он:
            у образо́в не стойте разинями,
губой
         не елозьте грязными образа́ми,
не христосуйтесь —

и не будете

     кобылогубыми образинами.

[1923]