- 582 -
МАЯКО́ВСКИЙ, Владимир Владимирович [7(19) июля 1893—14 апр. 1930] — великий русский советский поэт. Родился в Грузии, в селе Багдади (ныне Маяковски) в семье лесничего. В 1902 поступил в Кутаисскую гимназию. События первой русской революции 1905—07 захватили М. Он был неизменным участником т. н. гимназических «беспорядков», к-рые нередко выражались в демонстрациях и забастовках. В 1906 умер отец М. Семья переехала в Москву, где осенью 1906 М. поступил в 4-й класс 5-й московской классической гимназии. В 1908, оставив гимназию, он целиком отдаётся революционной подпольной деятельности. Большое значение имело для М. знакомство с нелегальной марксистской литературой. В 15-летнем возрасте он вступил в ряды РСДРП(б) и начал работать пропагандистом. Подпольная кличка М. была «товарищ Константин».
29 марта 1908 во время разгрома подпольной типографии Московского комитета партии в числе других подпольщиков был арестован и М. На следствии выяснился его истинный возраст, намеренно скрытый им на предварительном допросе; по малолетству М. был освобождён. Осень и зиму 1908 М. состоял вольнослушателем Строгановского художественно-промышленного училища. 18 января 1909 его арестовали вторично и продержали в Сущёвской части более месяца. Через четыре с лишним месяца он снова подвергся аресту, на этот раз по обвинению в пособничестве женщинам-каторжанкам, бежавшим из Новинской женской тюрьмы. Побег был организован студентами, жившими у Маяковских, при ближайшем участии всей семьи. 18 авг. 1909 М. был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы, откуда его освободили 9 янв. 1910, отдав под надзор полиции. В тюрьме М. пробовал писать; при освобождении тетрадь с его первыми стихотворными опытами была отобрана. В 1911 М. поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества и стал усиленно заниматься рисованием. С 1912 начали появляться в печати его стихи. На первых порах М. помещал свои произведения в сборниках футуристов, подписывал их декларации, участвовал в литературных выступлениях. Стихотворения «Ночь» и «Утро» были опубликованы в 1912 в сборнике «Пощёчина общественному вкусу», подготовленном Д. Бурлюком, к-рый познакомил молодого поэта с членами футуристич. группы «Гилея». В дальнейшем с участием М. вышло ещё несколько сборников, являвшихся декларациями воинствующего формалистич. искусства. Футуризм оказал отрицательное идейное влияние на молодого М.; оно проявилось и в его теоретич. воззрениях (статьи «Живопись сегодняшнего дня», 1914, «Два Чехова», 1914) и в формалистических экспериментаторских тенденциях его ранних стихотворений («Утро», «Из улицы в улицу», 1913, и др.). Однако органич. связи с футуристами у М. не было. Причастность его к революционному лагерю, идейное новаторство, сильнейшие демократические тенденции — всё это уже в то время отделяло М. от футуристов, от декадентства.
Иллюстрация:
Надпись М. Горького В. В. Маяковскому на книге «Детство». 1915.
Уже в ранних стихах М. содержались мотивы социального протеста. По мере того как в стране развёртывалась классовая борьба, углублялись социальные противоречия и нарастал подъём массового революционного движения, всё более крепло революционное сознание М. В 1914—15 обозначился организационный отход поэта от футуризма. Он стремится создать «поэзию площадей и улиц», обращённую к широким массам. Лирич. герой стихов М., подобно горьковскому Данко, отдаёт людям своё сердце во имя «настоящих людей, бога самого милосердней и лучше». Поэт предсказывал близкое наступление революции и определял свою роль в ней. Характерные черты ранней поэзии М. выражены в его юношеской трагедии «Владимир Маяковский» (пост. 1913, изд. 1914), поставленной в театре «Луна-парк» в Петербурге. Главный герой этой пьесы — сам поэт, выступающий как борец, защитник обездоленных. Несмотря на условность многих образов, пьеса свидетельствовала о стремлении молодого автора к общественной, обличительной тематике. Неслучайно эта пьеса вызвала недовольство в среде футуристов. Основной темой дооктябрьских поэм М. («Флейта-позвоночник», 1915, изд. 1916, «Война и мир», 1915—16, изд. 1917, «Человек», 1916—17, изд. 1918), а также лирики и сатиры 1915—17 стала тема протеста против капитализма. Ожиданием грядущей революции проникнута поэма М. «Облако в штанах» (1915),положительно оценённая М. Горьким.
- 583 -
Знакомство М. с Горьким относится к началу 1915. В феврале Горький присутствовал на вечере, где с чтением своих стихов выступал и М. В отзыве об этом вечере Горький особо отметил поэта, указав на его несомненную талантливость. Впоследствии в статье «О футуризме» (1915) он сказал о М., что тот пишет «настоящими словами». Знакомство с великим писателем оказало большое влияние на идейное и художественное развитие поэта. В 1916 Горький отмечал: «Собственно говоря, никакого футуризма нет, а есть только Вл. Маяковский. Поэт. Большой поэт...». В те же годы Горький привлёк М. к участию в журнале «Летопись».
Империалистич. война ускорила идейное развитие М. 8 окт. 1915 он был призван на военную службу и назначен чертёжником в автомобильную школу. В том же году М.начал печататься в журнале «Новый сатирикон», где появились его первые опыты стихотворной политич. сатиры («Гимн судье», 1915, «Гимн ученому», 1915, «Вот так я сделался собакой», 1915, и др.). Эти произведения принципиально отличались от мелкотравчатой либерально-буржуазной «сатиры» поэтов «Нового сатирикона». В годы первой мировой войны М. осуждал империалистич. бойню, призывая к революционному выступлению (поэма «Война и мир»).
Острое социальное чутьё, политич. опыт революционной работы помогли М. занять правильную позицию в дни Февральской буржуазно-демократической революции 1917. М. разоблачал буржуазное Временное правительство, соглашательскую политику меньшевистско-эсеровских предателей.
Великую Октябрьскую социалистическую революцию М. воспринял как «свою» революцию. С первых её дней он отдаёт все силы созданию революционного искусства, становится певцом борьбы за социализм. Уже 30 ноября 1917 М. обратился к интеллигенции с призывом: «Нужно приветствовать новую власть и войти с ней в контакт». Его первые послеоктябрьские стихи («Наш марш», 1918, «Ода революции», 1918, «Левый марш», 1919) явились гимном во славу социалистической революции и освобождённого народа. В 1918 М. написал первую советскую пьесу «Мистерия-Буфф», поставленную на сцене при участии автора в дни празднования первой годовщины Советской власти. Поэт стремился передать гигантские масштабы и всемирно-историч. значение социалистической революции. Однако пьеса-обозрение страдала отвлечённостью и схематизмом, затруднявшими её восприятие. Она не могла удовлетворить и самого поэта, понимавшего, что революция требует произведений, близких и понятных массам. В 1920—21 М. написал вторую редакцию пьесы (пост. 1921), в к-рой были во многом преодолены её недостатки. В 1919—21 М. работал в Российском телеграфном агентстве (РОСТА) в качестве поэта и художника. Он делал «Окна РОСТА» — рисовал плакаты на революционные сюжеты и писал к ним стихотворные подписи. Всего М. исполнил ок. 3 тыс. рисунков, звавших на борьбу с голодом и разрухой, бичевавших белогвардейцев, интервентов. Он выступал как плакатист, мастер книжной («Советская азбука», 1919) и журнальной («БОВ», 1921) графики. Высокая идейность и принципиальность, беспощадность к врагам, политич. острота рисунков М. оказали значительное воздействие на развитие советской сатирич. графики. Рисунки М., обычно связанные с текстом, несмотря на нек-рую схематичность и упрощённость, отличаются меткостью, яркостью, доходчивостью. Плакаты, выполненные М., вывешивались на улицах Москвы и других городов. Работа для «Окон РОСТА» побуждала поэта вплотную подойти к жизни, говорить о реальных фактах и конкретных людях. Эта сторона деятельности М. явилась важным этапом в разработке сатирич. жанров, занявших большое место и в его последующем творчестве. «Окна РОСТА» — пример боевой работы поэта, выдвинувшего своё искусство на передовую линию борьбы за интересы революции.
Стремление сделать искусство массовым определило обращение М. в «ростинских» стихах к жанрам частушки, песни и раёшника, а в «Мистерии-Буфф» — к традиции народного театра. В поэме «150 000 000» (1920, полное изд. 1921) автор, опираясь на традиции русского народного эпоса, создаёт былинный образ Ивана и сатирич. образ Вильсона. В поэме воссозданы революционные события грандиозного размаха. Эпический, былинный сюжет служит здесь основой широкого символич. изображения борьбы двух систем — советской демократии и амер. империализма. Победа Ивана в поединке с Вильсоном — победа героического русского народа, его энергии и неукротимой революционной воли.
После окончания гражданской войны, когда перед Советским государством встала задача восстановления народного хозяйства, М. сразу же откликается на новые требования времени. Он воспевает трудовые подвиги народа, завоевавшего с оружием в руках право на мирный труд, убедительно раскрывая связь «будничной» работы трудящихся с грандиозными перспективами коммунистического строительства. В стихотворении «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского» (1924) М. показывает самоотверженный труд советских горняков.
Оружием слова М. активно участвовал в классовой борьбе, выступал против всего, что мешает движению вперёд. В стихотворении «О дряни» (1921) он разоблачал проявления обывательщины, в стихотворении «Прозаседавшиеся»(1922) высмеивал бюрократическую заседательскую суетню в нек-рых советских учреждениях. Это выступление поэта получило одобрение В. И. Ленина. В речи 6 марта 1922 на заседании коммунистической фракции съезда металлистов В. И. Ленин сказал: «Вчера я случайно прочитал в „Известиях“ стихотворение Маяковского на политическую тему... давно я не испытывал такого удовольствия, с точки зрения политической и административной. В своем стихотворении он вдрызг высмеивает заседания и издевается над коммунистами, что они все заседают и перезаседают. Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно» (Соч., 4 изд., т. 33, стр. 197). Высокая ленинская оценка, имевшая для М. огромное вдохновляющее значение, свидетельствовала об укреплении поэта на реалистич. позициях. В 1923 он создаёт цикл сатирич. стихов «Маяковская галлерея», в к-рых разоблачает империалистич. хищников, утверждает идеи мира и дружбы между народами. Поэт откликается на самые острые явления политической и культурной жизни страны, в его лирике отражается всё многообразие чувств и мыслей человека, воспитанного социалистической революцией. М. разрабатывает жанры политической, агитационной поэзии. Так называемые «вечные» темы любви, природы, смерти он осмысливает в свете социалистического мировоззрения. Лирич. поэмы «Люблю» (1922) и «Про это» (1923) посвящены теме новых отношений между людьми. Определяя идейно-тематич. содержание поэмы «Про это», М. говорил: «по личным мотивам об общем быте».
- 584 -
Произведения М., написанные в первые годы Советской власти, являются образцами революционной поэзии. Непримиримость к безидейности, эстетству и формализму сочеталась у М. с требованием высокого художественного мастерства в борьбе за политически острую, совершенную по форме социалистическую поэзию. У М. были и отдельные заблуждения, связанные гл. обр. с непониманием буржуазной сущности футуризма и его отрицательного влияния на революционную поэзию. Противоречивое отношение М. к футуризму проявилось преимущественно в его теоретических высказываниях в период существования футуристической газеты «Искусство коммуны» (1918—19) и журнала «Леф» (1923—25), редактором к-рого был М. «Друзья» поэта из футуристич. группы «Леф» использовали предоставленную им трибуну для пропаганды чуждых советской литературе теорий. Когда определилась враждебность этих взглядов творчеству и эстетике М., поэт вышел из «Лефа», журнал прекратил своё существование.
Поэма «Владимир Ильич Ленин».
Страница из записной книжки В. В. Маяковского. 1924.Одно из наиболее значительных произведений М. — поэма «Владимир Ильич Ленин» была написана в 1924, в год смерти В. И. Ленина. В поэме героич. жизнь вождя связана с многовековой борьбой народа за своё освобождение, с историч. подвигом рабочих и крестьян, одержавших под руководством В. И. Ленина и Коммунистической партии победу в октябре 1917. «Мозг класса, дело класса, сила класса, слава класса — вот что такое партия», — писал М. Показывая объективную закономерность появления на историч. арене В. И. Ленина как вождя угнетённого человечества, поэт рисует эпизоды из истории развития капитализма и борьбы рабочего класса в России под руководством Коммунистической партии за победу социалистической революции. Вначале образ В. И. Ленина возникает в поэме как страстная мечта угнетённых и обездоленных людей: «...придет когда-нибудь человек, борец, каратель, мститель!». Затем М. показывает В. И. Ленина как организатора Октябрьских побед и строительства нового, социалистического государства и говорит о грядущем коммунистическом обществе. Обращения поэта к настоящему или будущему, носящие лирич. характер, выявляют и жанровые особенности героич. поэмы М., в к-рой органически сочетаются эпос и лирика. Историч. повествование согрето напряжённым внутренним лиризмом, выражающим единство чувств поэта и народа, к-рое делает поэму «Владимир Ильич Ленин» произведением бессмертным; в нём воплощены основные особенности реализма М. как реализма социалистического, основанного на правдивом отражении действительности и ведущих тенденций жизни, оценивающего историч. события с высоты самого передового, марксистско-ленинского мировоззрения.
В 1922—29 М. неоднократно ездил за границу, восемь раз был в Зап. Европе (в Германии, Франции, Испании, Чехословакии, Польше) и один раз в Америке (Куба, Мексика и Соединённые Штаты). Результатом этих поездок были стихи и очерки о зарубежной жизни, в т. ч. книга «Мое открытие Америки» (1926). В этих произведениях поэт выступает пламенным певцом советской Родины, утверждает идею превосходства советского строя над строем буржуазного общества. Он срывает маски с т. н. «американского образа жизни», разоблачает империалистич. Америку с её национальной и расовой дискриминацией. М. развенчивает лживую антинародную сущность буржуазной демократии, растленность, продажность буржуазной культуры и морали. В 1925 в стихотворении «Небоскреб в разрезе» М. писал:
Я смотрю,
и злость меня берет
на укрывшихся
за каменный фасад.
Я стремился
за 7000 верст вперед,
а приехал
на 7 лет назад.
Цикл произведений М. о загранице увенчивают «Стихи о советском паспорте» (1930, посмертно), с огромной поэтической силой утверждающие идею советского патриотизма.
Знакомство с порядками буржуазных стран усилило гордость поэта за советский общественный строй. Вернувшись из Америки, М. в течение 1926 совершил многочисленные поездки по родной стране. Стихи о Родине, написанные в результате этих поездок, рисуют многообразие советской действительности, героич. образы советских людей («Товарищу Нетте — пароходу и человеку», 1926, «Краснодар», 1926, «Разговор на Одесском рейде десантных судов „Советский Дагестан“ и „Красная Абхазия“», 1926, «Чудеса», 1927, «Казань», 1928, и др.).
Особенно яркое воплощение тема советского патриотизма нашла в поэме «Хорошо!» (1927), к-рую сам М. называл «октябрьской поэмой» (она была написана к десятилетию Октября). М. показывает, как в преодолении трудностей гражданской войны и в процессе социалистического строительства складываются черты морального облика нового человека, строителя коммунистического общества. Взгляд поэта обращён к завтрашнему дню советской Родины. Глубокий историзм, составлявший отличительную особенность поэмы «Владимир Ильич Ленин», определяет и идейно-тематич. содержание «октябрьской поэмы» М. Её начальные главы проникнуты пафосом борьбы с капитализмом; затем поэт развёртывает тему торжества революции, подвига людей, открывших для своей Родины величественные перспективы развития, рисует конкретные примеры успехов социалистического строительства. «Хорошо!» — это героич. эпос революции и одновременно поэма о «своём», «личном» поэта, выступающего здесь в качестве действующего лица:
Это время гудит
телеграфной струной,
это
сердце
с правдой вдвоем.
Это было
с бойцами
или страной
или
в сердце
было
в моем.
- 585 -
Поэма «Хорошо!», как и другие лучшие произведения М., — пример подлинно реалистич. искусства. В художественном методе поэмы, в её типических образах ярко проявилась глубокая партийность художника социалистического реализма.
Ко времени окончания «октябрьской поэмы» кипучая разносторонняя деятельность М. достигает огромного размаха. Поэт выступает с лекциями и докладами, с чтением своих стихов в разных городах Советского Союза. С середины 1927 он становится постоянным сотрудником «Комсомольской правды». С января 1927 М. возглавляет журнал «Новый леф», на страницах к-рого ведёт борьбу против буржуазно-идеалистич. теорий в литературе и критике, против безидейности, аполитичности, групповщины. В журнале находили место и ошибочные, чуждые советскому искусству взгляды (вроде теории «литературы факта», усиленно пропагандировавшейся «новолефовцами»); М. увидел здесь перекличку со старым футуристич. нигилизмом в отношении классич. наследства и пошёл на организационный разрыв с «новолефовцами». Подвергая критике их порочные взгляды, М. во многом основывался на своём богатейшем опыте газетной массовой работы, из к-рой он делал выводы, прямо противоположные новолефовской ориентации на литературный репортаж. «Я говорю — нужна песня, поэма...», — заявлял М., имея в виду задачу творческого овладения всем жанровым многообразием литературы. Свои эстетич. взгляды М. реализовал в газетной практике, особенно в 1926—1927. «В работе сознательно перевожу себя на газетчика», — говорил он. М. настойчиво искал действенные поэтич. формы для воплощения жгучих тем, интересовавших массового читателя. В этом сказалась тесная связь поэта с традициями коммунистической печати.
Поэзия М. исключительно многогранна и по своему содержанию, и в жанровом отношении. Создавая произведения большого общественного значения и огромной эмоциональной силы, он оставался мастером различных жанров; от героич. эпоса он переходил к сатире, от лирики — к агитке-лозунгу, от поэмы — к фельетону. М. был выдающимся лириком; органическая слитность с эпохой, с социалистической Родиной позволила поэту воплотить в стихах мысли и чувства нового человека. М. постоянно выступал как сатирик и в произведениях собственно сатирич. жанра, поднятого им на большую высоту (фельетон, памфлет, сатирич. плакат, сатирич. комедия), и в произведениях самой высокой патетики и тончайшей лирики.
Поэт обращался к сатире, понимая, что для великого дела социалистического строительства гибельны успокоенность и благодушие, боязнь самокритики, различные проявления мещанства и бюрократизма, угодничество, подхалимство и другие пороки, унаследованные от старого мира. Произведения М., направленные против этих пороков (стихотворения 1928: «Подлиза», «Помпадур», «Трус», «Ханжа», «Плюшкин» и др.), воспитывают у советского читателя высокие моральные качества, чувство ответственности за свою деятельность. К этой сатирич. линии примыкают пьесы М. «Клоп» (пост. и изд. 1929) и «Баня» (пост. и изд. 1930). Сатирич. пафос первой из них обращён против мещанства; в образе Присыпкина сконцентрированы типич. черты человека-паразита. В «Бане» сатира направлена против бюрократизма, олицетворённого в образе Победоносикова, к-рого отметает «колесо времени». Эти пьесы бичуют «разных мерзавцев», мешающих строить новое общество. М. писал по поводу пьесы «Клоп»: «Обработанный и вошедший в комедию материал — это громада обывательских фактов, шедших в мои руки и голову со всех сторон, во всё время газетной и публицистической работы, особенно по „Комсомольской правде“» (Полное собр. соч., т. 11, 1947, стр. 417).
Деятельность М. была особенно интенсивной в последние два года его жизни, совпавшие с годами первой пятилетки. Поэзия М. этих лет проникнута коммунистической идейностью, глубоким чувством патриотизма. «Радуйтесь шагу великих работ, строящие социализм!», — восклицает поэт («Первый из пяти», 1929). Он создаёт образы советских людей — творцов социалистической жизни («Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», 1929, «Урожайный марш», 1929, «Марш ударных бригад», 1930, «Стихи о советском паспорте» и др.). В стихах о деревне разоблачает подрывную работу еще не искоренённого в то время кулачества, призывает к борьбе за укрепление колхозов и высокий урожай. С любовью и гордостью воспевает М. Советскую Армию. Высоким гражданским пафосом проникнуты его призывы к революционной политич. бдительности, к постоянной боевой готовности. Певец молодости и силы социалистического Отечества, М. горячо любил советскую молодёжь и поддерживал с ней постоянную связь, часто выступал перед молодёжью и детской аудиторией. Для детей М. написал замечательные произведения: «Что такое хорошо и что такое плохо» (1925), «Кем быть?» (1929) и др. На «комсомольских стихах» М. поколения молодёжи воспитывались в духе советского патриотизма, любви и преданности коммунистической партии.
Поэт остро чувствовал новое в жизни, умел улавливать то, чему бесспорно принадлежит будущее. «Настоящая поэзия всегда хоть на час, а должна опередить жизнь» — это требование было законом жизни и творчества М.
Многие произведения М. посвящены острым литературным вопросам: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920), «Юбилейное» (1924), «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926), «Сергею Есенину» (1926), «Передовая передового» (1926), «Марксизм — оружие, огнестрельный метод. Применяй умеючи метод этот!» (1926), «Птичка божия» (1930) и др. Тема искусства в этих стихах подчинена главной теме — революции. М. всегда подчёркивал активность и политич. целеустремлённость советской поэзии как наиболее важную и характерную её черту. Он считал искусство орудием классовой политич. борьбы, требовал «чтоб к штыку приравняли перо». «Песня и стих — это бомба и знамя», — говорил М. Для него поэзия и политика были неразрывны.
Стремясь к активной борьбе с безидейностью в литературе, М. в 1929 выступил организатором литературного объединения «Реф» («Революционный фронт искусств»). На первом вечере этого объединения он говорил о необходимости «стать в ногу с социалистическим строительством, выйти на передовые позиции классовой борьбы!» («Литературная газета», 1929, 14 окт.). «Реф» просуществовал несколько месяцев. В феврале 1930 М. вступил в РАПП (см.).
Незадолго до смерти М. приступил к работе над поэмой о пятилетке, но успел закончить только вступление к ней — «Во весь голос» (1930). Подводя итог 20-летней деятельности М., это произведение с большой силой раскрывает неразрывную связь поэта с революционным народом, строящим социализм. В нём создан мужественный образ поэта-борца, революцией «мобилизованного и призванного».
- 586 -
Стихотворение «Во весь голос» было прочитано автором на отчётной выставке «20 лет работы» (1930). Поэзия М., преданно служившего делу партии, была ненавистна пробравшимся к руководству РАПП врагам народа; они старались принизить её значение. Травля поэта и сложные обстоятельства личной жизни привели его к самоубийству.
М. прошёл сложный путь творческого развития. От ранних стихов, отмеченных печатью футуристского влияния, он пришёл к искусству социалистического реализма, стал лучшим поэтом советской эпохи, пролагавшим пути развития поэзии народов СССР. Крупнейшие советские поэты усваивают творческий опыт М.
Глубокая идейность поэзии М. неотрывна от новаторской формы его стиха, от его поэтики. Он обогатил русский поэтич. язык путём использования громадных возможностей общенародного языка. М. увеличил возможности господствовавшего до него силлабо-тонич. стихосложения, основанного на закономерном чередовании ударных и безударных слогов, смело ввёл принцип одновременного смешанного использования тех или иных традиционных размеров — ямба, хорея, дактиля, амфибрахия, анапеста. М. придал стиху новые формы интонационно-ритмич. многообразия. Его открытия в области ритмики, рифмы, словаря, звуковой стороны стиха определялись новым идейным содержанием поэзии, обращённой к миллионам. «Нельзя придавать выделке, так называемой технической обработке, самодовлеющей ценности, — писал М. — Но именно эта выделка делает поэтическое произведение годным к употреблению» (статья «Как делать стихи?», 1926).
Большое значение для развития русского поэтич. языка имеет опыт работы М. над словом, над языком литературного произведения. В годы творческой зрелости М. выступал против вульгаризаторов, толкавших писателей на путь чуждого духу русского языка сочинительства, вроде словесных «новшеств» футуристов, конструктивистов и других формалистов. Язык поэзии М. опирается на неисчерпаемое богатство классич. наследия русской литературы, на могучие источники русского языка, созданного «народом-языкотворцем». М. смело вводил разговорную речь в поэзию, очищал её от «поэтической шелухи», «туманной непонятности», использовал многообразные стилистич. приёмы: прямую речь, ораторские призывы, политический и бытовой словарь, патетич. формулы и др. Новаторство М., огромная историческая роль, которую он сыграл в развитии русской поэзии, определяют значение его наследства для современных советских поэтов, для литературы народов СССР и для всей прогрессивной литературы мира.
И. В. Сталин назвал М. лучшим, талантливейшим поэтом Советской эпохи. М. был выразителем мыслей и чувств советского народа, пламенным певцом Коммунистической партии, неутомимым борцом против империалистич. реакции. Трибун Октября, глашатай освобождённого народа, совершившего величайшую из революций, М. оказал влияние на развитие поэзии стран народной демократии и революционной поэзии капиталистич. стран. Его стихи переводятся на большинство языков мира. Творчество таких выдающихся поэтов, как Назым Хикмет (Турция), Луи Арагон (Франция), Го Мо-жо (Китай), Пабло Неруда (Чили), И. Бехер, Куба (Германская Демократическая Республика), Н. Вапцаров (Болгария), С. Нейман (Чехословакия), В. Броневский (Польша) и другие, тесно связано с идейно-художественными достижениями М.
М. — один из любимых поэтов советского народа. Его произведения изданы (до 1 апр. 1954) на 48 языках народов СССР тиражом более 21 млн. экз. и на 31 иностранном языке. Именем М. названа площадь в Москве, где заложен памятник поэту. Его имя присвоено (1954) московскому Театру драмы.
Соч. М.: Полное собрание сочинений в двенадцати томах, т. 1—12, М., 1939—49; Полное собрание сочинений, т. 1—12 и доп. выпуск, М., 1934—38; Сочинения в одном томе, под ред. Н. Н. Асеева и др., М., 1941; Стихотворения. Поэмы, т. 1—3, М., 1951 (Б-ка поэта. Малая серия, 2 изд.); Грозный смех. Окна сатиры РОСТА, М. — Л., 1938.
Лит.: За марксистское освещение творчества В. Маяковского, «Правда», 1953, 2 марта, № 61; Луначарский А. В., Вл. Маяковский — новатор, в его кн.: Русская литература. Избранные статьи, М., 1947; Маяковский. Материалы и исследования, М., 1940 (Акад. наук СССР. Ин-т мировой лит-ры им. А. М. Горького); Фадеев А., Маяковский. Доклад на торжественно-траурном собрании Правления Союза советских писателей СССР совместно с партийными, советскими и общественными организациями г. Москвы в Большом театре 14 апреля 1940 года, М., 1940; Симонов К., Об основных проблемах изучения творчества В. В. Маяковского, «Литературная газета», 1953, 31 января, № 14; Щербина В., За правдивое освещение творчества В. Маяковского, «Правда», 1951, 25 марта, № 84; Маяковская А. А., Детство и юность Владимира Маяковского. Из воспоминаний матери, М. — Л., 1953; Маяковская Л., Детство и юность Владимира Маяковского, «Молодая гвардия», 1936, № 9, 1937, № 2; Перцов В., Маяковский. Жизнь и творчество (До Великой Октябрьской социалистической революции), М. — Л., 1950; Маслин Н., Владимир Маяковский, М., 1949; Наумов Е., Маяковский в первые годы Советской власти (1917—1922), М., 1950; его же, Семинарий по Маяковскому, М. — Л., 1953; Мясников А. С., В. В. Маяковский. Стенограмма лекций, прочитанных в Высшей партийной школе при ЦК ВКП(б), М., 1948; Творчество Маяковского. Сборник статей, М., 1952; Февральский А., Маяковский — драматург, М. — Л., 1940; Тимофеев Л., Поэтика Маяковского, М., 1941; Успенский И. Н., Маяковский о буржуазной «культуре» Запада и Америки, М., 1950; Фейгельман Л., Маяковский в странах народной демократии — Чехословакии, Болгарии, Польше, М., 1952; Эвентов И., Маяковский — сатирик, Л., 1941; Ростоцкий Б., Маяковский и театр. М., 1952; Паперный З., О мастерстве Маяковского, М., 1953; Катанян В., Маяковский, Литературная хроника, 2 изд., М., 1948; В. В. Маяковский. Рекомендательный указатель литературы, М., 1950.