Шлёцер // Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь / РАН; музей М. В. Ломоносова / Ред.-сост. Э. П. Карпеев. — СПб.: Наука, 1999. — С. 225—227.

http://feb-web.ru/feb/lomonos/kes-abc/kes/kes-2253.htm

- 225 -

ШЛЁЦЕР Август Людвиг (1735—1809), немецкий историк, профессор истории Академии наук. Родился в Ягштадте (графство Гогенлое, Германия). С 1751 г. учился в Виттенбергском, а в 1754—1755 гг. — в Геттингенском университетах. К 1761 г., когда его пригласил Г. Ф. Миллер в Петербург, это

- 226 -

был сложившийся ученый, знавший до 15 языков, специалист в области исторических и лингвистических древностей. Через год был определен адъюнктом Академии наук и усердно занялся изучением русского языка. Составил и представил в Академию наук план своих занятий русской историей, в котором предполагал разработку источников — отечественных, иностранных, составление их свода, а также написание очерка русской истории с помощью трудов В. Н. Татищева и Л. Последнее задело Л., когда он читал этот план, и он написал на Полях «Я жив еще и пишу сам» и не рекомендовал этот труд печатать. Особенно резкие возражения вызвала «Русская грамматика», составленная Ш., и Л. настоял на прекращении ее издания. В 1764 г. Ш. попросил себе трехмесячный отпуск в Геттинген, где он был назначен почетным профессором, а по возвращении — назначения на профессорскую должность. В качестве образца своих знаний, подтверждающих его притязания, представил работу «Опыт изучения русских древностей в свете известий греческих писателей». Л. протестовал против ее публикации, считая, что она может ввести в заблуждение нерусского читателя. Кроме того, Л. наряду с Миллером протестовал против предоставления Ш. отпуска, поскольку он мог бы вывезти копии русских исторических документов. Л. написал об этом, минуя президента Академии наук, прямо в Сенат, что не понравилось К. Г. Разумовскому, который, вероятно, поэтому способствовал положительному ответу императрицы на просьбу Ш. Именным указом ему был разрешен отпуск и произведено назначение профессором истории Академии наук. Летом 1765 г. он в сопровождении четырех российских студентов, которые должны были изучать исторические науки, отправился в годовое путешествие по Германии. Во время путешествия закупал книги для академической библиотеки и снимал копии с рукописных памятников русской истории, которые ему удавалось отыскать в иностранных архивах. Вернувшись осенью 1766 г. в Петербург, он продолжал занятия русской историей, но вскоре, сославшись на плохое состояние здоровья, попросил отпустить его в Германию. Осенью он уехал и больше в Россию не возвращался, однако сохранил с ней связи до конца жизни. По возвращении в Геттингенский университет продолжал интенсивно заниматься русской историей, написав среди прочих работ ставшую известной книгу «Нестор». Ш. высоко ценил Л.: «Ломоносов был действительный гений, который мог сделать честь всему Северному полюсу и Ледовитому морю и дать новое доказательство тому, что гений не зависит от долготы и широты. Он поздно поднялся со своего двинского острова и, несмотря на то, в следующие десять лет приобрел так много и столь разнообразных познаний. Он создал новое русское стихотворство, и новой русской прозе он дал свойственную ей силу и выразительность». Благодаря хлопотам Ш. был сделан перевод на немецкий язык «Краткого Российского летописца с родословием» и «Древней Российской истории» Л., которые были изданы в 1765—1771 гг.

- 227 -

Лит.: Август Людвиг Шлёцер (1735—1809) // Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVII — первая половина XIX в.). М., 1985. С. 28—61; Черепнин Л. В. А. Л. Шлёцер и его место в развитии русской исторической науки // Отечественные историки. XVIII—XX вв. М., 1984.