- 177 -
СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ («Спасские школы»), первое высшее учебное заведение в Москве. Ее основанию предшествовала достаточно длительная история. Необходимость создания учебного заведения в Москве ощущалась даже городскими «низами». Так, в 1667 г. прихожане церкви Иоанна Богослова обратились к царю с челобитьем о разрешении открыть при их церкви школу. Необходимость строить училища, «стяжати» (готовить) учителей Симеон Полоцкий считал одной из важнейших задач и пропагандировал эту мысль постоянно и неустанно. Когда в 1680 г. при дворе царя Федора Алексеевича возник план организации в Москве первого высшего учебного заведения — академии, в обсуждении этого плана Симеон Полоцкий принял самое деятельное участие. По поручению царя он даже написал устав, или, точнее, — «привилегий» проектируемой академии. Его текст в виде царской жалованной грамоты, поданный царевне Софье, дошел до нашего времени в редакции ученика С. Полоцкого Сильвестра Медведева с поправками и дополнениями патриарха Иоакима. Об открытии такого учебного заведения просили и некоторые греческие иерархи, чтобы не ездить учиться в католическую Италию. Открытая патриархом Иоакимом в 1779 г. школа при Типографии, стала таким первым опытом, но она не могла заменить академию. Проект Полоцкого — Медведева предполагал создание высшего училища, именуемого академией, в Заиконоспасском монастыре, возглавляемом Симеоном. Она замысливалась не только как учебное заведение, но как Академия наук и одновременно министерство народного просвещения, ведающее в государстве всем делом науки и книжного творчества с правами цензуры. Понятно, что такое учреждение должно было финансироваться государством, согласно проекту, — сборами с восьми монастырей и одной дворцовой волости. Академию предполагалось организовать
Церковь Славяно-греко-латинской
академии в Москве.
- 178 -
по типу Киево-Могилянской, но со значительно расширенной программой преподавания отдельных наук, соответствующей «совершенному и полному чину академии». Предполагалось преподавание всего круга «свободных» наук, гражданских и духовных, начиная с грамматики и пиитики и кончая философией и богословием. Предусматривалось преподавание гражданского и церковного права и изучение четырех языков: славянского, греческого, латинского и польского. Академия должна была цензуровать всю печать, подвергая сожжению все, по ее мнению, вредное. Иностранцев, состоящих на русской службе, полагалось подвергать испытанию в вере, а всех, хулящих православие или перешедших в другую веру, присуждать к сожжению на костре. По замыслу ее устроителей, академия должна была быть открыта для всех сословий. Однако дело создания академии затянулось, и хотя царь Федор за несколько месяцев до своей смерти подписал указ об ее открытии, но патриарх Иоаким, не желая, чтобы в ней преподавали деятели латинско-польской ориентации, запросил прислать учителей с греческого Востока. Дело в том, что в то время разгорелся спор об отношении к латинскому и греческому языкам. Важно было не только выбрать язык, который бы лег в основу православного школьного образования, но и определить ориентацию русской духовной культуры. Как заметил В. О. Ключевский, это были «враждебные культуры, непримиримые миросозерцания. Латынь — это „свободные учения”, „свобода взыскания”, свобода исследования <...> Это науки, отвечающие и высшим духовным, и повседневным нуждам человека, а греческий язык — это „священная философия”, грамматика, логика, диалектика, как служебные науки, вспомогательные средства для уразумения слова Божия». По инициативе Иерусалимского патриарха Досифея в 1685 г. в Москву прибыли ученые греки, «мудрейшая самобратия» Иоанникий и Сафроний Лихуды. Они в свое время обучались в университетах Венеции и Падуи, но остались верными «истиной вере». Братья сразу же приступили к обучению греческому языку в том Богоявленском монастыре, в котором их поселили, поскольку школьное здание в Заиконоспасском монастыре еще только строилось. В школу при Богоявленском монастыре перевели 5 учащихся из Типографской школы, к которым присоединились монах Иов и Богоявленский протодьякон Палладий Роговский. Когда в следующем году школьный корпус был построен, то сюда была переведена группа старших учеников Типографской школы и по царскому указу добавлены еще 40 «боярских детей». Таким образом, датой основания академии следует считать 1686 г. Лихуды преподавали в академии на греческом и латинском языках грамматику, пиитику, риторику, логику и физику. Богословие при Лихудах и их учениках не преподавалось, оно было введено по «Духовному регламенту» в 1721 г. Лихуды перевели и написали 6 учебников: «Греческую грамматику», «Пиитику» (на греческом языке), «Риторику» (на греческом, латинском и русском языках), «Физику» (на латинском и греческом языках) и др. Они поставили дело так, что в течение 3 лет подготовили первую группу учеников, которые впоследствии сменили их. В этом появилась нужда, когда в 1693 г. патриарх Досифей по чьему-то навету потребовал устранения братьев якобы за перегруженность латинской ересью и их перевели для работы в Посольском приказе, а затем выслали из Москвы. Адриан, ставший патриархом после смерти Иоакима, снова просил патриарха Досифея прислать ему новых учителей, но тот ничего не сумел сделать. В результате в академии резко упал уровень преподавания, хотя в стране росла потребность в образованных людях. Прекратилось преподавание латинского языка, поэтому академию назвали «Эллино-славянской». В ней стали учительствовать ученики Лихудов Федор Поликарпов, Николай Головин,
- 179 -
монах Чудовского монастыря Иов и вернувшийся в 1689 г. после учебы за границей Палладий Роговский. В это время в академии уровень преподавания снизился до уровня грамматики, пиитики, риторики, славянского и греческого языков, то есть до того, что знали учителя. Петр I всячески стремился превратить академию в учебное заведение, готовящее нужных государству квалифицированных специалистов. Навещая в 1699 г. болевшего патриарха, царь безрезультатно напоминал ему о развале в академии и, как только тот умер, поручил В. Я. Курбатову обследовать состояние академии. В донесении царю Курбатов писал: «Школа, Государь, которая была под призрением своего патриарха и вручена монаху Палладию, — зело, Государь, в ней живущие с полтораста человек, скорбят и всего лишаются и учиться в ней невозможно. Потолки и печи и иное строение обвалилося. Требует, Государь, твоего всемилостивейшего усмотрительного милосердия». Указом Петра I от 7 июня 1701 г. академия была реорганизована, в ней стали снова преподавать латинский язык и вернули название Славяно-греко-латинской. В реорганизованной академии срок обучения был сокращен с 12 до 8 лет, обучение велось на латинском языке, а ее преподавательский штат имел ректора и префекта, осуществлявшего надзор за учащимися, 6—7 преподавателей и двух проповедников. Для неграмотных при академии имелась русская школа, в которой готовили к поступлению в академию. Ученики русской школы получали по 2 деньги (1/2 копейки) в день, но их выдавали печеным хлебом. Хотя Ключевский и считал, что было создано «церковно-полицейское учебное заведение», но оно сыграло все-таки значительную роль в развитии отечественной культуры. Достаточно сказать, что в нем получили образование многие деятели, такие как первый русский доктор медицины и философии П. В. Посников, писатель и дипломат А. Кантемир, В. К. Тредиаковский и мн. др. В январе 1731 г. в С.-г.-л. а. поступил Л. К этому времени в ней было 4 низших класса («фара», «инфима», «грамматика», «синтаксима»), 2 средних («пиитика» и «риторика») и 2 высших («философия» и «богословие»). Следует заметить, что до класса богословия доходило очень мало учащихся — от 3 до 10 человек. Учащимся низших и средних классов платили по 6 денег в день, а старших — 8. Учебники, книги, а особенно буквари, часословы, грамматики, давались бесплатно. Курс богословия продолжался четыре года, философии и риторики — по два года, пиитики и синтаксимы — по одному, из низших классов могли переходить в средние через полгода или треть (через 4 месяца). Обучение велось круглый год, и только в летние месяцы с 15 июля по 31 августа разрешались «рекреации». Экзамены проводились в первой половине июня. В низших и средних классах экзаменовали устным опросом, в средних классах писали сочинения, а в старших экзамены проводились в виде диспутов, которые устраивались в декабре и июне. После окончания академии выпускники получали свидетельства, и «можно было их презентовать царскому Величеству и, по его Величества указу, определять оных на разные места». В академии перед поступлением в нее Л. числилось 259 учеников, в числе которых было 3 дворянских сына, 95 детей духовенства, 79 солдатских, 25 детей мастеровых и т. д. При поступлении в академию Л. был принят ее ректором Германом Копцевичем, во время беседы с которым выдал себя за сына холмогорского дворянина, поскольку указом от 7 июня 1728 г. предписывалось от академии «помещиковых и крестьянских детей, также непонятных и злонравных... отрешить и впредь таковых не принимать». С января до конца марта Л. учился в «фаре», затем после сдачи экзаменов, до 1 июля — в «инфиме», в декабре сдал экзамены и был переведен в четвертый низший класс «синтаксиму». В течение года изучал латинский язык, славянскую
- 180 -
грамматику, получил основные знания по географии, истории, арифметике и катехизису. Его преподавателями были И. Лещинский и Т. Постников. В первой половине 1732 г. Л. окончил «синтаксиму» и перешел в «пиитику», где занятия по латинской и русской поэзии вел Ф. Кветницкий. Проучившись год в «пиитике», в июле 1733 г. стал заниматься в классе «риторики» у преподавателя П. Крайского, выпускника С.-г.-л. а. В 1734 г. произошла неудавшаяся попытка Л. стать священником в Оренбургской экспедиции И. К. Кирилова, и класс «риторики» он закончил в июле 1735 г., после чего перешел в класс «философии», в котором изучал логику, физику и метафизику. Лекции читались по 3 часа в день. В конце года вместе с 12 лучшими учениками был отправлен в Петербург в Академический университет. Во время обучения Л. в С.-г.-л. а. ее ректорами были: до мая 1731 г. Герман Копцевич, затем до 16 августа 1732 г. — Софроний Мегалевич, по 12 декабря 1733 г. — Феофилакт Журавский и до отъезда Л. в Петербург — Стефан Калиновский. В 1814 г. С.-г.-л. а. была переименована в Московскую духовную академию и переведена в г. Павлов Посад в Троице-Сергиеву лавру, где существует и поныне.
Лит.: Сычев-Михайлов М. В. Из истории русской школы и педагогики XVIII века. М., 1960. С. 37—51.