61

ЗАКОН ЛОМОНОСОВА, приписываемое Л. «открытие всеобщего естественного закона сохранения материи и движения». Зарождение закона сохранения вещества произошло очень давно. В самой общей форме он был высказан еще философами Индии, от которых его позаимствовали греческие философы. Аристотель писал, что материя не происходит из ничего, не подлежит умножению или уменьшению, не создается и не исчезает, но лишь изменяется. Как известно, сочинения Аристотеля были восприняты христианской церковью и были известны ученым, в том числе и Л., который знакомился с физикой Аристотеля в Славяно-греко-латинской академии. О том, что количество вещества в мире остается неизменным, писал и высший иерарх православной церкви «местоблюститель патриаршего престола» в 1700—1721 гг. Стефан Яворский: «...материя не может ни рождаться, ни разрушаться», ибо «Бог сохраняет материю». Закон «сохранения силы» был выведен из правил движения, изученных Г. Галилеем, И. Кеплером и X. Гюйгенсом; последний впервые указал, что произведение веса тела на квадрат его скорости при столкновении двух тел остается неизменным. Последовательный механицизм Л. и его твердая вера в акт творения всего сущего логически приводили его к мысли, что Бог, создав определенное количество материи, «запустил» этот мир, сообщив ему и определенное количество «первичного» движения. Он же дал природе законы, по которым она стала развиваться. В 1748 г. в «Письме к Леонарду Эйлеру» Л. объединил в одной формулировке законы сохранения материи и движения, а в 1760 г. опубликовал эту формулировку по-русски в своем «Рассуждении о твердости и жидкости тел»: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому. <...>. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает». По этому поводу самый внимательный и компетентный исследователь естественнонаучных работ Л. Б. Н. Меншуткин писал, что «сам Л. отнюдь не считал выраженный им в такой общей форме закон чем-либо особенным; это непосредственно следует а) из того факта, что он его опубликовал лишь через 12 лет после сообщения Л. Эйлеру; б) что Л. Эйлер, при своем благожелательном отношении к Л., ничего не говорит в своих письмах об этом законе и, по-видимому, нигде не упоминает о нем; в) наконец, он отсутствует в ломоносовском перечне его научных заслуг» (Обзор важнейших открытий, которыми постарался обогатить

62

естественные науки Михайло Ломоносов). Л. также приписывается открытие и экспериментальное подтверждение закона сохранения веса веществ при химических реакциях, поскольку в Отчете за 1756 г. он записал: «Деланы опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес металла от чистого жару; оными опытами нашлось, что мнение славного Роберта Боила мнение ложно, ибо без пропущения внешнего воздуха вес сожженного металла остается в одной мере». Но Бойль потому и взвешивал металл, что увеличение его веса при обжиге противоречило принципу его сохранения, справедливому для золота и серебра. Ведь испытание огнем — купелирование — было известно со времени Ветхого завета, им пользовались в Риме для определения фальшивых золотых монет. Поэтому опыты Бойля заинтересовали и Л. Однако, во-первых, Л. не признавал пропорциональности веса и количества материи, поэтому сохранение веса колбы с запаянным в ней металлом до и после обжига не свидетельствует, по Л., о сохранении количества материи; во-вторых, Л. не мог тогда знать, что окисление металла при обжиге является химической реакцией; наконец, в-третьих, взвешенный Л. после разрушения запаянной колбы металл имел больший вес, чем до обжига, и это соответствовало теории Л., ибо «вследствие уничтожения сцепления частиц кальцинированием (обжигом. — Э. К.) их поверхности, ранее закрытые взаимным соприкосновением, оказываются уже свободно подверженными тяготительной жидкости и поэтому сильнее пригнетаются к центру земли». Следовательно, Л. не открывал закона сохранения веса веществ при химических реакциях, а приведенная запись из Отчета не свидетельствует ни о чем большем, чем об экспериментаторских способностях Л.

Лит.: Меншуткин Б. Н. Труды Л. по физике и химии. М.; Л., 1936. С. 503—509; Дорфман Я. Г. Закон сохранения массы при химических реакциях и физические воззрения Ломоносова // Ломоносов. V. С. 182—193.