187

8. К. ПФЕФФЕЛЬ — ЭРН. ДЁРНБЕРГ

Мюнхен. <6>/18 марта 1833 г.

Тютчев, которого я повстречал на улице, чрезвычайно интересовался вами1.

Мюнхен. <12>/24 марта 1833 г.

Я отдал все необходимые визиты. Тютчевы звали меня обедать в воскресенье. Не надеюсь, что обед будет много лучше того, о котором вы рассказали мне в своем письме, но склонен думать, что он будет весьма изобильным.

Мюнхен. <18>/30 марта 1833 г.

Беер скончался2 <...> Мы проводили его на кладбище с чрезвычайными почестями, и Тютчев, который должен все видеть и все знать, пожелал даже присутствовать и на церемонии погребения. <...> Состояние моего здоровья не позволилило мне обедать у Тютчевых.

Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 480, л. 69, 71, 73 об. — 74. На франц. яз.

О Карле Пфеффеле и его взаимоотношениях с Тютчевым см. в наст. кн., с. 30—37. Его сестра бар. Эрнестина фон Дёрнберг впоследствии стала второй женой Тютчева. Адреса на письмах Пфеффеля к ней свидетельствуют, что в первый брак она вступила осенью 1830 г. и поселилась с мужем в Ратисбонне (Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 480, л. 35 об. 37 об. и др.).

1 Это первое упоминание о Тютчеве в письмах Пфеффеля к сестре. По ее словам, она познакомилась с Тютчевым в Мюнхене в феврале (год она не указала); через несколько дней муж ее скончался, и она вместе с братом вернулась в Ратисбонн (см. в наст. кн., с. 102—103). В цитируемом письме Пфеффель сообщает, что только что приехал из Ратисбонна в Мюнхен и что эпидемия, жертвой которой стал бар. Дёрнберг, все еще продолжается. Из этого следует, что знакомство Тютчева с его будущей женой произошло в феврале 1833 г.

2 Михель Беер (1800—22 марта 1833) — немецкий поэт и драматург; последние годы жизни провел в Мюнхене. В 1831 г. по повелению короля Людвига I в мюнхенском Придворном театре была поставлена трагедия Беера «Штруэнзе» (ее центральными персонажами были И. Ф. Штруэнзе, известный датский государственный деятель XVIII в., и его возлюбленная — королева Дании Каролина Матильда). Это вызвало неудовольствие датского правительства и повело к соответствующей дипломатической переписке. Тютчев был хорошо знаком с Беером, о чем свидетельствует письмо последнего к Гейне от 10 сентября 1832 г.: «То, что вы во Франции, — писал Беер, — это, конечно, выигрыш для публики и для вас. Это мнение разделяет со мной Тютчев, с которым я теперь часто вижусь и говорю о вас» (цит. по кн.: Пигарев, с. 64).