Из выступлений Маяковского 1918—1925 гг. / Публ. А. В. Февральского // Новое о Маяковском / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. — С. 577—602. — (Лит. наследство; Т. 65).

http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l65/m65-577-.htm

- 577 -

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ МАЯКОВСКОГО
1918—1925 гг.

Публикация А. В. Февральского

I. МАЯКОВСКИЙ В КОЛЛЕГИИ ИЗО НАРКОМПРОСА

В перые годы революции Маяковский активно работал в советских государственных органах народного просвещения. В 1918—1919 гг. это была работа в ИЗО (Отделе изобразительных искусств) — сначала в Петрограде, а затем в Москве; в 1919—1921 гг. — в РОСТА, которое с середины 1920 г. вошло в состав Наркомпроса; в 1921—1922 тг. — в Главполитпросвете.

Работа эта, естественно, представляет немалый интерес. К сожалению, мы располагаем далеко не полными данными о ней. Всё же к опубликованным сведениям можно добавить еще некоторые материалы.

В семье искусствоведа проф. Н. Н. Пунина (1888—1953), бывшего одним из руководителей Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, хранятся многочисленные (хотя и не все) стенографические отчеты заседаний коллегии этого отдела в Петрограде в 1918—1920 гг. В шести отчетах воспроизведены выступления Маяковского1.

Судя по отчетам, в заседаниях до 8 ноября 1918 г. включительно Маяковский не выступал. Затем имеется стенографический отчет заседания 28 ноября, в котором Маяковский участвовал. Из отчетов за декабрь 1918 г. — февраль 1919 г. видно, что Маяковский принимал участие в заседаниях 5 и 12 декабря, 9 января, 6 и 27 февраля. В отчетах заседаний 9 и 19 декабря, 16 января, 7, 8 и 22 февраля участие Маяковского не отмечено. Есть упоминания также о заседаниях 2 и 14 января, стенограммы которых не сохранились. Из газетного сообщения2 известно, что Маяковский участвовал в заседании 30 января, стенограмма которого также отсутствует. Около 1 марта Маяковский переехал в Москву, и в заседании 22 мая, в процессе обсуждения вопроса о составе коллегии, Н. Н. Пунин сообщил, что Маяковский отчислен вследствие переезда в Москву.

Краткие данные о выступлениях Маяковского в коллегии ИЗО сообщал в своих работах В. А. Катанян и опубликовал отрывки из стенограмм двух заседаний, на которых обсуждались вопросы кинематографии. Впоследствии автор настоящей публикации воспроизводил их в Полном собрании сочинений Маяковского в двенадцати томах и в сборниках произведений Маяковского для кино. Здесь печатаются все выступления Маяковского, зафиксированные в шести стенограммах. Воспроизводя полностью все высказывания Маяковского, выступления других участников заседаний мы даем в отрывках и с сокращениями. Наши пояснительные замечания и краткие изложения отдельных высказываний заключены в ломаные скобки.

- 578 -

*   *
*

Отдел изобразительных искусств Наркомпроса был учрежден в Петрограде 29 января 1918 г. После переезда правительства в Москву народный комиссар по просвещению А. В. Луначарский свыше года продолжал находиться преимущественно в Петрограде, время от времени выезжая в Москву. Некоторые отделы Наркомпроса, в том числе и ИЗО, разделились на две части — петроградскую и московскую. Заведующим отделом ИЗО был Д. П. Штеренберг, он же руководил петроградской частью отдела; московскую часть возглавлял заместитель заведующего отделом В. Е. Татлин. В начале 1919 г. петроградская коллегия по делам искусств и художественной промышленности (т. е. коллегия отдела ИЗО) состояла из следующих лиц: Д. П. Штеренберг (председатель коллегии), Н. Н. Пунин (товарищ председателя и заведующий литературно-издательской секцией), Н. И. Альтман (руководитель подсекции живописи секции художественных работ), А. Т. Матвеев (руководитель подсекции скульптуры той же секции), Л. А. Ильин (руководитель подсекции архитектуры той же секции), А. Е. Карев (руководитель педагогической секции), П. К. Ваулин (руководитель секции художественной промышленности), И. С. Школьник (руководитель театрально-декорационной секции), Г. С. Ятманов (заведующий отделом музеев и охраны памятников искусства и старины), В. В. Маяковский, О. М. Брик, художники С. В. Чехонин и В. Д. Баранов-Россинэ, архитекторы Л. В. Руднев, В. А. Щуко, Э. Я. Штальберг, Б. И. Дубенецкий.

ЗАСЕДАНИЕ 28 НОЯБРЯ 1918 г.

Председатель <Н. Н. Пунин>. Разрешите первым вопросом рассмотреть вопрос о журнале. Дело в том, что вчера было заседание, правда, очень непродолжительное и неопределенное, Государственного совета по делам искусств, образованного две недели тому назад, под председательством Луначарского <...> Луначарский предложил вместо того, чтобы издавать еженедельную газету3, издавать общий журнал для всех отделов4 <...> На это возражал товарищ Маяковский, я и некоторые другие <...> После маленького совещания товарищем Маяковским была предложена резолюция, которую он хотел внести в коллегию <...> Резолюция следующая (читает)5.

<...>

Маяковский. Исходя из всего здесь сказанного, очевидно, что разногласий по поводу необходимости существования газеты информационного характера нет. Это — с одной стороны. С другой стороны — необходимо иметь специальный орган, обслуживающий более глубокие интересы отделов в области пропаганды и т. д. В этом отношении разногласий нет. Но у нас в резолюции пропущено слово «информационный»; вот это слово надо было бы вставить, потому что это слово характеризует будущую деятельность газеты, но оно почему-то выпало.

По поводу оценки деятельности газеты «Жизнь искусства» также разногласий нет; если кто-нибудь к этому хладнокровно относится, то потому, что ему самому не приходилось близко сталкиваться6. При продолжении же подобной политики, без сомнения, всем присутствующим придется столкнуться с такого рода деятельностью газеты. Так что я полагаю, что предложенная резолюция правильно характеризует мнение коллегии.

Голоса. Да.

Председатель. Мы принимаем принципиально: газета «Жизнь искусства» должна быть реформирована. Газета нам нужна <...> Принято положение об издании газеты сейчас <...> Итак, коллегия остается при прежнем решении издавать свою газету <...> Затем в Совете был поднят

- 579 -

 

МАЯКОВСКИЙ. Скульптура (мрамор) Н. В. Томского, 1954 г. Третьяковская галерея, Москва

МАЯКОВСКИЙ
Скульптура (мрамор) Н. В. Томского, 1954 г.
Третьяковская галерея, Москва

- 580 -

вопрос об организации Литературного отдела <...> Секция предлагает делегировать Маяковского на все эти организационные собрания по образованию этого отдела. Угодно коллегии согласиться делегировать на время организационной работы для контакта в данный отдел Маяковского? (Баллотировка. — Принято.)

Маяковский. С Литературным отделом вообще творились всегда странные вещи, которые, впрочем, творятся у нас с Отделом искусств. Мне неоднократно приходилось слышать последнее время на Совете — это было заявлено Луначарским, — что в такой-то день, положим, завтра, будет организационное собрание по делам искусства, и всех товарищей, интересующихся этим собранием, просят явиться. Я пришел на это собрание (я еще ранее был приглашен Анатолием Васильевичем) по адресу Отдела театра и зрелищ. Мне сказали, что собрание переносится на другой день. На другой день я получаю повестку, что собрание должно состояться там через два дня. Я иду туда через два дня и узнаю́, что собрание уже состоялось, но состоялось уже в третьем месте, причем в «Северной коммуне»7 было написано, что решено концентрировать издательскую деятельность в особых издательских коллективах. Сейчас намечают пять коллективов для Петрограда под общим названием. На совещание делегируются представители всех районов, так или иначе заинтересованных в печатном деле. На мой вопрос тов. Белопольскому: был ли на этих совещаниях представитель из Отдела изобразительных искусств, я не получил ответа, он этот вопрос как-то замял. Мне кажется, тот революционный счет, на котором стоит Отдел изобразительных искусств, в данном случае есть причина несвоевременного извещения...8.

Председатель. Неблагонадежный отдел.

Маяковский. Я счел необходимым обратить внимание товарища Пунина, с одной стороны, на необходимость представителя от Отдела изобразительных искусств в этих литературных совещаниях для обсуждения организационных вопросов, а с другой стороны необходимо иметь представительство в Совете, чтобы была таким образом дана возможность в случае нужды апеллировать по всем общим вопросам, касающимся литературных дел.

Председатель. Вопрос исчерпан. Переходим ко второму вопросу — о выставках.

<Вопрос о перевозке картин на выставку.>

Маяковский. Я думаю, что в некоторых случаях невозможность перевезти картину является единственной гарантией непопадания огромной и никому не нужной вещи. Так что я нахожу, что мы не имеем права проводить перевозку от Отдела в виде общего правила, а необходимо на каждый конкретный случай иметь санкцию заведующего Выставочным комитетом, брать удостоверение от тех, кто устраивает выставку. Один из членов Выставочной комиссии должен на каждый отдельный случай давать санкцию, не предрешая вопроса о принципиальной перевозке всех вещей за счет отдела, потому что если можно перевезти за счет отдела, то никто не будет сам перевозить свои произведения, а между тем у вас имеется одиннадцать обществ.

<...>

<Разговор о затруднениях с лесом для щитов.>

Маяковский. Необходимо иметь лес и плотника на самой выставке и два или три рамочника.

<...>

<Заявление художника П. В. Митурича об оплате эскизов по украшению Иорданского входа в Зимний дворец и об отказе заведующего Музейным отделом Наркомпроса Г. С. Ятманова удовлетворить его просьбу.>

- 581 -

Председатель. Мы <...> говорим: уплатить художнику такому-то согласно условию, заключенному между ним и Ятмановым.

Маяковский. А если откажется, то пусть мотивирует.

<...>

<Вопрос об утверждении портретов Ф. М. Достоевского.>

Маяковский. Просить составить общее положение по заготовке портретов для всех книжек.

<Вопрос о выполнении художественных работ членами коллегии и секций.>

Маяковский. Эта работа является заказом.

<...>

Маяковский. Если заказчиком является коллектив, то художник может принять или не принять работу...

Руднев. Секция поручает работу члену секции. Он ее исполняет. Кто должен ее утвердить? Выходит так, что он же ее исполняет, он же и утверждает <...>

Маяковский. Это относится только к тому случаю, когда секция и человек — одно и то же.

ЗАСЕДАНИЕ 5 ДЕКАБРЯ 1918 г.

<...>

Председатель <Н. Н. Пунин>... Переходим к вопросам по издательской секции. Подготовлен и уже выпущен из печати первый номер нашей газеты «Искусство коммуны». Этот номер был выработан в течение недели. Я предлагаю коллегии осмотреть и высказать свое мнение по этому поводу.

<Н. И. Альтман говорит, что нужна постоянная редакционная коллегия, и заявляет, что некоторые статьи в первом номере являются для него новостью.>

Маяковский. Товарищ Альтман совершенно прав, говоря, что коллегия должна быть ответственна за тот орган, который издается. Выпуск первого номера без точного осведомления всех членов коллегии относительно материала, помещаемого в нем, объяснялся тем, что приходилось без работников двинуть эту машину. Ни товарищ Руднев, ни Альтман, ни Штеренберг, которому я неоднократно досаждал: «Будьте добры, проверьте материал», — я это говорю не зря, действительно так было, — никто этим делом на первый раз заниматься не хотел. (Этому свидетели — Николай Николаевич <Пунин> и сам Альтман.) Двинуть дело было очень трудно. Я думаю, что со второго номера это урегулируется. Не нести ответственность за то, что сделано, нельзя. Можно поступить проще: не выпускать вовсе газету. Она отпечатана в количестве десяти тысяч экземпляров, которые не выпустить, а можно взять их на память. Именно сегодня литературно-издательский отдел, от имени которого я, как частное лицо, говорю, решил поставить коллегию перед фактом издания этой газеты с тем, чтобы привлечь к дальнейшему редактированию всю коллегию.

Председатель <...> Я знаю, как много времени потратил товарищ Маяковский, чтобы выпустить этот номер9. Нам надо было его выпустить спешным порядком <...>

<...>

Маяковский. Сейчас ответственность за издание несет, главным образом, литературная секция, которая взялась за это дело инициативно. В первом редакционном совещании участвовали: Брик, Пунин, Штальберг и я в виде совещательной лошади, которая ходила по делам этой газеты.

<Вносится предложение об участии в газете Театрального, Музыкального и Музейного отделов Наркомпроса.>

- 582 -

Маяковский. Принципиально я считаю необходимым участие всех отделов. Я считаю, что газета от такого участия только выиграет. Но я должен указать на самую технику. Вы предлагаете собрать сход, утвердить доклад, дать его на прочтение, потом вырешить и сформировать сообща издательский отдел и т. д. С такого рода колоссальной волокитой издательский отдел уже сталкивался и поэтому он приступил в таком революционном порядке к изданию. Я считаю необходимым зафиксировать небольшую редакционную коллегию, причем ее уже и держаться. У нас будет главным образом информационный материал, будет боевой материал, материал о выставках, который, конечно, пойдет в первую очередь. Эта редакционная коллегия постепенно, в связи с возникающими задачами и необходимостью информации, двинет и руководящие статьи, увеличит редакционную коллегию; постепенно этот редакционный аппарат будет осложняться; сначала же надо начать с простого.

<...>

Маяковский. В прошлом заседании был даже принят вопрос как об идеальной газете, о газете совместной. Так что принципиально обсуждать этот вопрос не приходится. Был намечен вопрос об ускорении издания «Коммуны». Сейчас же необходимо только обсудить предложение Н. Н. Пунина относительно выбора временной редакционной коллегии для временного ведения газеты, пока все остальные отделы не вступят в совместное ее издание. Необходимо выработать конституцию для работ этих отделов.

<И. С. Школьник дает положительный ответ от имени Театрального отдела, Г. С. Ятманов — от Музейного. Предлагается от Отдела изобразительных искусств выбрать троих.>

Маяковский. Я предложил бы Пунина. Брика и Альтмана, чтобы он не указывал, что такие статьи прошли вне его ведома.

<Н. И. Альтман полагает: неважно, чтобы были представители всех отделов, — надо, чтобы проводились принципы, которых придерживается коллегия Отдела ИЗО.>

Маяковский. Я думаю, что фактически так и выйдет. Статьи информационного характера, конечно, будут помещаться в данной газете от того или иного отдела; что же касается литературной работы, ведения газеты, печатания по две статьи обязательных в неделю, то за это едва ли возьмется какой-нибудь представитель от отдела. Он будет ограничиваться только тем, что ему важно; если газета вступает в конфликт с интересами какого-нибудь отдела, то тогда ясно, что он выступит в ней с громовой, обличительной статьей, но чисто литературная сторона газеты находится вне зависимости от представителей тех или иных отдельных секций. Идеальная постановка такова, чтобы газету редактировали представители отдельных секций от отдела изобразительных искусств. Но сейчас, я говорю, это невыполнимо, эта идеальная постановка может быть осуществлена в будущем. Примем ли мы то, что предложил Ятманов и я, или то, о чем говорил Альтман, — на практике выйдет в первое время издательства то, о чем говорил Альтман. Мое предложение: проголосовать вопрос о том, сколько человек нужно избрать во временную редакционную коллегию — трех или пять, — с тем, чтобы впоследствии начать ее расширять. Необходимо наметить людей персонально — вот наша ближайшая задача.

<...>

Маяковский. Газета будет выходить по субботам; так как она задержалась, придется печатать на плоской машине...

<В редакционную коллегию избраны Н. Н. Пунин, О. М. Брик и Н. И. Альтман.>

- 583 -

Председатель. Переходим к докладу Литературно-издательской секции о принятых к изданию вещах Маяковского, об ассигновании суммы на издание.

 

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СТИХОТВОРЕНИЮ МАЯКОВСКОГО «ИСТОРИЯ ВЛАСА, ЛЕНТЯЯ И ЛОБОТРЯСА». Акварель Н. И. Альтмана, 1936 г. Библиотека-музей В. В. Маяковского, Москва

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СТИХОТВОРЕНИЮ МАЯКОВСКОГО «ИСТОРИЯ ВЛАСА, ЛЕНТЯЯ И ЛОБОТРЯСА»
Акварель Н. И. Альтмана, 1936 г.
Библиотека-музей В. В. Маяковского, Москва

Маяковский. Дело в том, что сейчас Литературно-издательский отдел намечает довольно большую и широкую программу иллюстрированных изданий. Это объясняется, главным образом, тем, что общие реакционные, антихудожественные условия литературно-поэтического рынка невольно заставляют поэтов-писателей бежать в объятия тех людей, с которыми приходилось работать в художественной деятельности. За последнее время в России деятельность поэтов-литераторов была тесно связана с художественной деятельностью. Пунин получает много книг современных

- 584 -

поэтов — поэму Хлебникова, Крученых — для иллюстрирования изданий.

Затем Литературно-издательская секция нашла возможным принять к изданию, в первую очередь, и мои две книги. Одну книгу потому, что она по тому, как она задумана, представляет собою большой материал для иллюстрации, а следовательно, и отвечает прямой задаче отдела: выпускать те книжки, которые с внешней стороны имеют подходящий характер для выпуска их Отделом изобразительных искусств. Отдел, в первую очередь, наметил издание детской книги; там помещены стихотворения, имеется политический отдел (дает подробное описание книги)10. Книга эта наиболее желательна для Отдела, потому что детских книг в новой литературе и поэзии совершенно нет. Смета на эту книгу следующая (читает смету). Эта книжка, ее исполнение явились по нашей инициативе. Мы заранее сговорились с художниками. В этом согласились принимать участие Альтман, Штеренберг и Козлинский11. Общая сложность траты является 8100 рублей. Формат листа будет такой (дает объяснения). Книга обойдется около 5 рублей — рыночная стоимость.

Вторая книга — «Издевательства» — сатирические стихи. Она состоит из моих стихов, напечатанных в различных сатирических журналах и газетах, а также содержит многие стихотворения, появляющиеся в печати впервые и не вошедшие раньше по цензурным условиям (дает объяснения)12.

Мы предполагаем провести означенные художественные работы путем конкурса через Государственные мастерские, которые сильно нуждаются в заказах художественных работ, а затем было бы очень интересно через соответствующих руководителей данных мастерских выяснить имеющиеся там силы на таком реальном примере. Раньше нами намечался состав: товарищи Альтман, Пунин, Штеренберг и Брик (как представитель от Государственных мастерских) и я, как автор этой самой книги, — я могу выяснить, насколько рисунки близки к заданиям. Этот конкурс, который предполагается устроить в Государственных матерских, я считал бы очень интересным. Книга эта уже будет значительно большего формата (дает объяснения и читает смету).

Магазинная стоимость этой книги будет 8 рублей. Я беру предельную смету. Возможно, что будет кой-какая экономия. Мастерские за клише требуют самую различную сумму, начиная с 3 рублей 50 копеек в типографии, указанной мне товарищем Левиным и делавшей рисунки и клише к нашей газете, и кончая 15 рублями за дюйм — расценка типографии Голике. Но я не знаю, выгадав на рублях, не потеряем ли мы в смысле художественного исполнения. Я бы думал, что, во всяком случае, цену за эту толстую книгу мы могли бы довести до 7 рублей в случае возможности экономии на клише, а на первую книгу могли бы довести до 4 рублей.

Ятманов. Я хотел бы спросить, предполагается <ли> это издание иллюстрировать в одну краску?

Маяковский. Да. Хотя иллюстрация в две краски была бы очень желательна для детской книжки, но это бы удвоило расходы по отпечатанию клише. Это будет очень долгая <дорогая?> работа, если сделать задание иллюстрировать в различных красках. Конечно, цветная книга была бы гораздо лучше, в особенности для детской книжки, но это потребовало бы лишних расходов, двойных расходов на печатание.

Ятманов.<...> Я хотел бы предложить следующий вопрос: художники будут предложены персонально или по конкурсу?

Маяковский. Мысль об издании этой книги зародилась у художников и у меня, — я говорю по поводу детской книги. Что же касается второй книги, то я бы в отношении ее предложил устроить конкурс. Творческая же идея относительно первой книги явилась у определенных лиц, поэтому я бы не предполагал возможным раздать заказы помимо них.

- 585 -

Ятманов. Мне хотелось бы знать: это издание издается группой лиц или коллегия выпускает его от своего имени?..

Председатель. Коллегия.

Ятманов. Тогда мне хотелось бы знать: эти рисунки санкционирует коллегия?

 

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СТИХОТВОРЕНИЮ МАЯКОВСКОГО «МЫ ВАС ЖДЕМ, ТОВАРИЩ ПТИЦА, ОТЧЕГО ВАМ НЕ ЛЕТИТСЯ?» Акварель Н. И. Альтмана, 1936 г. Библиотека-музей В. В. Маяковского, Москва

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СТИХОТВОРЕНИЮ МАЯКОВСКОГО «МЫ ВАС ЖДЕМ, ТОВАРИЩ ПТИЦА, ОТЧЕГО ВАМ НЕ ЛЕТИТСЯ?»
Акварель Н. И. Альтмана, 1936 г.
Библиотека-музей В. В. Маяковского, Москва

Маяковский. Никакие рисунки до санкционирования коллегией общего плана издания не будут приняты и их не было. Пока роздана только тема.

<...>

Маяковский. Мы нарочно взяли два различных способа; так как оба издания являются первыми и так как они будут иметь определенную ценность независимо от того, сделаны ли они для нас или нет, то мы прибегнем к двум способам. Один способ, крайне громоздкий, — это

- 586 -

способ конкурса; но это способ, дающий возможность всем товарищам себя проявить. Все, кому близка по духу эта книга, могут работать дружно, совместно с художественными мастерскими, которые находятся в их ведении.

Ятманов. Я внес бы предложение, чтобы мы не стеснялись в расходах, но чтобы мы, по возможности, издали лучше и в два цвета.

Маяковский. Я бы всецело поддержал предложение Ятманова по вопросу о детской книжке, потому что детскую книжку нужно сделать очень хорошо, особенно как первую книжку отдела, а другое издание может быть сделано в черном.

<...>

Председатель. Угодно коллегии принять предложение Ятманова: не останавливаться перед издержками и издать детскую книжку многоцветной? (Баллотировка. — Принято.)

Угодно коллегии принять общую смету? (Баллотировка. — Принято.)

Маяковский. И эту смету разрешить мне дополнить в зависимости от тех изменений в расходах, которые произойдут от печатания книги в двух или трех цветах. Затем здесь был поднят вопрос об увеличении издания в количественном отношении...

Ятманов. Издание это готово?

Маяковский. Нет.

Ятманов. Может быть, можно будет его разгрузить, чтобы возможно большее количество художников приняло участие в этом издании?

Маяковский. Мы думали так: когда будет официально это принято, составить условия конкурса для размножения, для разверстки в Государственных мастерских через руководителей отдельных мастерских, для печатания в газетах. Мы установим однонедельный срок для подачи эскизов и двухнедельный — для исполнения.

Ятманов. Следовало бы назначить двухнедельный срок в первом случае.

Председатель. Коллегия поручает товарищу Маяковскому составить программу конкурса и внести ее на утверждение коллегии.

Ятманов. Это следует поручить издательской комиссии.

Председатель. Хорошо. Тогда поручаем издательской комиссии. (Баллотировка. — Принято.)

<Разговоры о различных изданиях.>

Маяковский. Я хочу обратить внимание коллегии на то, что в связи с большой издательской программой ощущается нехватка бумаги. Есть только глянцевитая бумага, неприятная на ощупь. Необходимо получить другой сорт бумаги. Я бы полагал, что в виде пожелания надо предложить Литературно-издательскому отделу возможно шире пополнить запасы бумаги для предполагаемого издания. Бумагу эту можно получить через Совнархоз.

<Вопрос об издании книги умершего художника В. Маркова об архаической африканской культуре; Марков собрал много снимков и клише; рукопись находится в распоряжении общества «Союз молодежи», которое и предлагает приобрести у него право на издание этой книги13.>

Маяковский. Это поступает от товарища Жевержеева, которого мы все знаем: он во время самой мрачной реакции в области искусства высоко держал знамя искусства14. Издать эти изыскания — наш долг, а если принять в соображение, что они представляют высокий интерес как единственные снимки африканского искусства, то тем более это является необходимым.

Председатель <...> Переходим к следующему вопросу. Доклад Ятманова о Кинокомитете.

- 587 -

 

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПОЭМЕ МАЯКОВСКОГО «ЛЮБЛЮ». Офорт Д. П. Штеренберга 1936 г. Литературный музей, Москва

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПОЭМЕ МАЯКОВСКОГО «ЛЮБЛЮ».
Офорт Д. П. Штеренберга 1936 г.
Литературный музей, Москва

<Г. С. Ятманов докладывает, что Кинокомитет Наркомпроса занимается главным образом эксплуатацией старых кинокартин, — в его работе наблюдается коммерческий уклон. Для новых постановок материала нет. Организация дела неверная. Через посредство кино надо заниматься пропагандой, в частности, пропагандой искусства. Надо, чтобы отдел ИЗО использовал кино и даже получил его в свое распоряжение.>

Маяковский. Все, что говорит товарищ Ятманов, верно, и я бы сказал, ослепительно верно. При работе в кинематографическом отделе, в частности, когда я был в Москве, — всегда натыкаешься на эксплуатационную сторону. Никаких других целей, кроме технической передачи движения фигур, современная кинематография не преследует и ничем не интересуется.

Иногда, благодаря хорошему режиссеру, удается сделать две-три художественные постановки, но даже художественные постановки стоят на совершенно непозволительно низком уровне. Мне пришлось это испытать на своей шкуре. Мы ставили в Москве три картины, три сценария; в одном из них, благодаря исключительным обстоятельствам, пришлось играть и мне. Этот сценарий макулатурного характера единственно прошел через критику Кинокомитета15. Второй не прошел; нашли, что здесь нет просветительных идей и т. д. Поэтому вполне присоединяюсь к товарищу Ятманову, что в области кинематографии царит полнейшая неурядица.

Но каким образом Отдел изобразительных искусств мог бы вмешаться и взять это дело в свои руки? Мне кажется, что эта задача была бы ему не по силам. Нужно только посмотреть на эту махину в несколько этажей, где на машинах работают сотни людей, чтобы понять, какой это аппарат. Конечно,

- 588 -

можно было бы его несколько расчистить, уменьшить количество служащих, но, во всяком случае, это колоссальный аппарат, регулирующий всевозможные технические вопросы.

Следует ли национализировать кинематограф или нет? Во всяком случае, ясно, что вести войну в таком масштабе против ужасающей пошлости кинематографа отдел не может. Задача отдела — вмешаться в работу кинематографа. В Москве это было регулировано таким образом, что Отдел изобразительных искусств получил у Кинокомитета несколько постановок. Было санкционировано право отдела пользоваться для своих постановок кинематографическим аппаратом Кинокомитета и делать постановки сообразно с теми взглядами, которые отдел считает нужным провести. Таким образом отдел может ставить свои вещи и таким путем можно было бы вмешаться в деятельность Кинокомитета. Это минимальная программа...16 образование при Отделе изобразительных искусств кинематографической секции, как постоянно функционирующего учреждения с собственными декораторами, плакатами, постановками. Затем еще может быть третье решение: передача всего дела в руки художников. Но об этом говорить не приходится, потому что перед кинематографом, кроме художественных, стоят колоссальные просветительные задачи, в которые нам всем путаться нельзя.

Мое конкретное предложение следующее: потребовать от Киноотдела (в Москве) предоставить Отделу изобразительных искусств известное количество постановок в год, участие представителей отдела в обязательном просмотре, рецензировании этих лент, чтобы быть в курсе дела в смысле приема вещей со стороны художественной.

Всем известно, что ставятся вещи совершенно непозволительные, которые никак нельзя было бы выпускать. Сторона художественная в кинематографе стоит отвратительно. В Москве была образована коллегия с художником Кончаловским, которая принимает плакаты. И теперь сидят один или два человека и делают плакаты. Плакат Сварога для картины Луначарского («Уплотнение»)17 из рук вон плох; говорят, будто бы благодаря тому, что слишком мало было времени. В настоящее время придуман способ рисования плакатов машинным путем: наводят часть ленты, пока стоит на полотне, кладут бумагу, копируют, и таким образом через пять минут вы получите плакат, на который художник должен был бы потратить несколько часов времени.

Необходимо предоставить отделу урегулирование, необходимо увеличить представительство в отделе18 на первых шагах; дать от правительства директивы в смысле предоставления Отделу изобразительных искусств определенного количества постановок, а затем участие во всей внутренней организационной работе Кинокомитета, во всех тех областях, которые носят художественные оттенки — рецензирования картин, плакатного дела, приема пьес и т. д.

Председатель <...> Поручаем товарищу Ятманову, как наиболее близко стоящему и интересующемуся этим делом, организовать в нашем отделе такую секцию19 и привлечь к сотрудничеству Маяковского, который хорошо знает это дело, а также Школьника.

Голоса. Щуко.

Маяковский. Тем более, что художественная работа без архитектурной невозможна20.

Председатель. Угодно коллегии привлечь к сотрудничеству всех упомянутых лиц? (Баллотировка. — Принято.)

- 589 -

ЗАСЕДАНИЕ 12 ДЕКАБРЯ 1918 г.

<...>

Левин. Необходимо составить проект конкурса иллюстрации книжки Маяковского.

Альтман. Маяковский должен внести новую смету.

Председатель <Н. Н. Пунин>. Необходимо составить условия конкурса, назначить вознаграждение. Это пойдет помимо сметы.

<...>

<Вопрос о диапозитивах, снятых с предметов искусства для показа в школах, — в программу всей средней школы введен курс истории искусства.>

Маяковский. Необходимо было действовать через кинематографическую секцию, которая имеет ближайшее к этому отношение. Я говорю относительно порядка проведения в жизнь.

Председатель. Тогда попросим товарищей Маяковского и Школьника выяснить вопрос: как создать, на каких условиях создать...

Маяковский. Ввиду того, что при кинематографической секции будет образовано кинематографическое ателье, приспособленное к снимкам диапозитивов, мы сможем брать эту работу, исполнять ее при кинематографической секции. Но до этого времени нам нужно сойтись с производящими эти диапозитивы в других местах. Вопрос о кинематографической секции нужно было бы поставить в порядке заседания, чтобы я мог сделать небольшой доклад.

Ильин. <...> Насколько диапозитивы имеют отношение к кинематографу — я не знаю.

Маяковский. Прямое отношение.

<...>

Брик. <...> В первую очередь нужно поставить вопрос о создании комиссии, которая могла бы составить эти списки диапозитивов, необходимых как пособие для чтения лекций по теории искусства.

 

СБОРНИК «ВСЕ СОЧИНЕННОЕ ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ» С ДАРСТВЕННОЙ НАДПИСЬЮ Д. П. ШТЕРЕНБЕРГУ, 1919 г.

СБОРНИК «ВСЕ СОЧИНЕННОЕ ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ» С ДАРСТВЕННОЙ НАДПИСЬЮ Д. П. ШТЕРЕНБЕРГУ, 1919 г.
«Дорогому товарищу без кавычек Давиду Петровичу Штеренбергу Маяковский нежно. 12/VIII, Москва»
Собрание В. Д. Штеренберг,
Москва

- 590 -

Маяковский. Я вполне к этому присоединяюсь. Если я говорил о работе только тех диапозитивов, которые не имеются в массовой продаже и которые должны быть сделаны по нашему заказу нами, <то это> потому, что иначе они не могут быть сделаны. Возьмем, например, памятник Шевченко. Этот диапозитив может быть сделан только нами на месте.

<...>

Председатель. Товарищ Маяковский просит внести доклад по кинематографической секции.

Маяковский. Дело в том, что товарищ Ятманов соблазнил нас и бросил. Прошлый раз после собрания было назначено совещание, но на это совещание явился один я.

Помещение оказалось 14 аршин на 21, очень маленькое для художественных снимков. Обычно при кинематографическом помещении нужно, чтобы был подвальный люк, чтобы туда спускать. Вообще всё это помещение крайне не убрано; потребуется полтора или два месяца, чтобы его расчистить, если его будут продолжать расчищать в том темпе, в котором сейчас идут работы. Чтобы эта работа наладилась и встала на практические ноги, необходимо, чтобы кинематографическая секция представила организационный план работы с точным обозначением сферы влияния: насколько эта работа будет относиться к товарищу Ятманову и, главное, насколько она будет относиться к Отделу изобразительных искусств. Это необходимо выяснить в связи с организационным планом сметы на будущий год. Затем необходимо дать сейчас же кинематографической секции возможность работать в этом направлении, потому что, несмотря на недельное ее существование, имеется уже четыре сценария, которые нам предложены. Необходимо образование литературной коллегии, чтобы один или два человека заведовали приемкой сценариев. Необходимо будет на собрании решить вопрос о созыве определенной труппы, о выяснении тех условий, на которых она могла бы работать. Следовательно, необходимо облечь существование этой самой секции в более реальную форму, чтобы ей было предоставлено самостоятельное существование на случай отъездов и разъездов товарища Ятманова.

Вот краткий доклад о краткой деятельности кинематографической секции.

Школьник. Нужно было бы предоставить кинематографической секции помещение и установить дни, когда бы она могла собираться.

Маяковский. Это уже частный распорядок. Нами будет испрошено соответствующее помещение, и можно будет внести сюда на обсуждение практические результаты.

Председатель. Из всего этого, я вижу, можно сделать один вывод: долой Ятманова и да здравствует кто-нибудь новый.

Маяковский. Нужно устроить так, чтобы была возможность реального существования секции вне зависимости от отъездов того или другого человека.

Председатель. Устройте — и больше ничего.

Маяковский. Вы разрешите брать необходимых лиц?

Председатель. Представьте смету.

<...>

<О. М. Брик указывает на бывшую мастерскую Самокиша, построенную по типу фотоателье.>

Маяковский. Я вполне присоединяюсь к товарищу Брику: какая бы ни была маленькая мастерская, но раз она устроена по образцу фотографии, — она лучше, чем помещение в Зимнем. Затем необходимо расследовать всё дело на месте. Ввиду того, что то время, когда Ятманов занимается, не так велико, нам необходимо было бы делегировать второго

- 591 -

представителя от отдела, потому что одного недостаточно и он один неспособен вести работу. Все эти вопросы необходимо выяснить.

<Споры о помещении мастерской, на которую претендуют и скульпторы.>

Маяковский. Скульпторы преследуют педагогические цели, но я должен сказать, что тот же практический результат, который получается от делания памятников, получится и от кинематографического ателье.

<...>

 

СЧЕТ И РАСПИСКА МАЯКОВСКОГО В ПОЛУЧЕНИИ ДЕНЕГ ЗА ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ ПО ИЗДАНИЮ ГАЗЕТЫ «ИСКУССТВО КОММУНЫ», 1918 г.

СЧЕТ И РАСПИСКА МАЯКОВСКОГО В ПОЛУЧЕНИИ ДЕНЕГ ЗА ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ ПО ИЗДАНИЮ ГАЗЕТЫ «ИСКУССТВО КОММУНЫ», 1918 г.
Институт мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР, Москва

Маяковский. Предлагаю делегировать одного человека в кинематографическую секцию.

<...>

Маяковский. Товарищ Россинэ уже внес предложение на утверждение коллегии о делегировании.

<...>

Председатель. Хорошо. Пускай секция назовет кандидата и представит его в коллегию.

<...>

Брик. <...> Сейчас на местах очень большая потребность в лекциях и выступлениях художественного характера. Мы теперь с Маяковским

- 592 -

объезжаем районы: мы были в Выборгском районе, сейчас поехали на Охту, в понедельник будем в клубе моряков и т. д. Интерес проявляется колоссальный. Нас заваливают этими требованиями21. К нам относятся очень хорошо, зовут нас, но эта инициатива исходит из других центров: либо от Коммунистической партии, либо от отдельных клубов. Было бы желательно, чтобы инициатива исходила от нас.

ЗАСЕДАНИЕ 9 ЯНВАРЯ 1919 г.

<Обсуждается вопрос о кинематографической секции Отдела изобразительных искусств. И. С. Школьник сообщает, что секция в окончательном виде еще не организована и к работе не приступила; выбраны члены секции: Ятманов (возглавляющий секцию), Школьник, Щуко и Маяковский. Ввиду отсутствия Ятманова коллегия поручает Школьнику заменять его. В процессе обсуждения одного из следующих вопросов повестки Школьник говорит, что он заменяет заведующего педагогической секцией Карева по просьбе последнего.>

Председатель <Д. П. Штеренберг>. Вы же будете заменять и Ятманова.

Маяковский. Едва ли это совместимо.

<....>

<П. К. Ваулин сообщает, что для приобретения государством предметов, представляющих художественную ценность, образована комиссия, состоящая из хозяйственников. Председатель предлагает поставить в газете вопрос: почему вещи для Комиссариата народного просвещения будут приобретать люди, не имеющие ничего общего с этим комиссариатом?>

Маяковский. К газете отнесутся как к беллетристике.

<...>

Председатель. Тогда мы можем сказать, что нас <не?> удовлетворяет организация комиссии, которая параллельно будет делать то, что делается в комиссии по охране памятников старины.

Маяковский. <Одно слово неразборчиво> тавтология.

<...>

Председатель. У нас имеется доклад театрально-декорационной секции об оплате эскизов декораций, костюмов к пьесам...22 (Читает.) Условия конкурса мы представили на рассмотрение коллегии. <...> Я предлагаю или избрать комиссию или коллегии собраться во вторник, чтобы подготовиться. Имейте в виду, что есть суммы, и если театральному отделу что-нибудь нужно или литературному отделу23, то нужно это двинуть быстро.

Маяковский. Принципиально вопрос решен, но театрально-декорационный отдел не решается приступить к делу. Масштаб выбирается очень широкий. Сейчас силы развернулись и нужно в быстром темпе работать в издательском отношении. У нас была ассигновка, сметы прошли.

ЗАСЕДАНИЕ 6 ФЕВРАЛЯ 1919 г.

<Обсуждается отношение правления Еврейского общества поощрения искусств, которое просит отпустить средства. П. К. Ваулин напоминает о постановлении: произведения оцениваются представителями коллегии с точки зрения художественной культуры.>

Маяковский. За коллегией остается право проверки произведений.

<...>

<Представитель общества Брамсон замечает, что группа художников, которая будет отбирать произведения, может разойтись во мнениях с коллегией.>

- 593 -

Маяковский. Отдел не является представителем каких-либо определенных вкусов, так что не может быть разговора о том, что отдел может разойтись с какой-нибудь группой, принявшей и утвердившей определенное искусство. Важно, чтобы не было исковеркано понятие о воспитании св<ободного> художественного вкуса. Коллегия хочет вам доверять не за глаза, а на основании определенной работы.

<...>

Брамсон <...> Я могу доложить обществу, что вы признаете только последний момент — момент утверждения представленных, уже отобранных обществом рисунков.

Маяковский. Не лишая общества инициативы.

Брамсон. Все остальные детали уже к вам не должны относиться.

Маяковский. Вы будете сообразовываться с существующими ставками.

<...>

Брамсон. Я до сих пор имел дело только с Комиссариатом народного просвещения.

Маяковский. Комиссариат будет сообразовываться со ставками отдела.

<Обсуждается вопрос о заголовке журнала, который будет выпускать Отдел изобразительных искусств.>

Маяковский. Я бы думал назвать «Изобразители». Тогда придется так писать: отдел изобразителей.

<Принят заголовок «Изобразительное искусство».>24

<...>

Пунин <выступает от литературно-издательской секции>. <...> В предыдущем заседании было решено изменить один из рисунков <...>25. Указывали на то, что нужно изменить этот рисунок потому, что революция не так уж страшна и ужасна, чтобы изображать ее в виде волка, который ест куклу... Тут имеется в виду, что красный волк съел кадета. Я нахожу, что рисунок в художественном отношении удовлетворителен, и я предложил бы отменить это ограничение рисунка.

Председатель <Д. П. Штеренберг>. <...> Вопрос уже решен, и было бы излишне его снова голосовать.

Маяковский. Автором этой гнусной сплетни26 был я, передавший переговоры Пунину. Россинэ высказывался по другим мотивам. Он сказал, что это не подходит по стилю. Может быть, мы предложим передать этот рисунок художнику, не говоря уже о мотивах, которыми мы руководствовались, и, если он опять выполнит тот же сюжет, то это нас уже не касается.

<Коллегия остается при прежнем решении.>

<...>

Пунин. Нельзя ли узнать, в каком смысле можно изменить рисунок.

Председатель. Волка не делать.

Пунин. Но в тексте есть, что волк съел... Я слагаю с себя всякую ответственность за переговоры с товарищем Козлинским.

<...>

<Обсуждается предложение Г. И. Фридберга об организации при ИЗО мастерской по изучению новых способов изготовления обуви и платья.>

Маяковский. Я думаю, что мода не создается таким образом, с наскока.

<...>

Маяковский. В установлении специального института, по моему мнению, нет необходимости.

<...>

- 594 -

Маяковский. Я возражал не против предложения по существу, а против беллетристической формы. Сейчас обсуждается вопрос о сапожной мастерской, но при этом мы не говорили о том, что прежде нужно составлять рисунки новой моды, а потом уже подыскивать сапожников, организовывать мастерскую и т. д. Если имеется наличие, реальная возможность организовать шляпную мастерскую, костюмерную, то к этому можно подойти по образцу того, как поступили с сапожной мастерской: брать в наше ведение, проводить свою точку зрения. Это в будущем будет определенно влиять на промышленность и на вкусы. Если будем организовывать только студию, которая будет разрабатывать рисунки, то это просто будет филиальное отделение декорационной мастерской. Надо спросить у товарища Фридберга, есть ли у него те реальные силы и возможности, на которые можно было бы опереться, лишив это предприятие всей беллетристики. Мы, например, знаем, что в Петрограде имеется всего восемь тысяч штанов на всё население, — это фактические сведения. И вот, если бы была возможность одеть моряков, то тогда это другое дело, тогда можно было бы поставить это на реальную почву. Если есть мастерские платья, которые национализированы и передаются в Совнархоз, то мы должны вмешаться, говорить, что эти мастерские являются учебно-показательными и поэтому переходят к нам. Предложение же о том, чтобы как-то сверху создавать учреждения, которые делали бы рисунки и рассылали бы их для пользования, не выдерживает критики.

<...>

Председатель. <...> Я предложил бы передать этот вопрос художественно-промышленной секции.

Маяковский. А в случае наличия соответствующих мастерских доложить коллегии.

ЗАСЕДАНИЕ 27 ФЕВРАЛЯ 1919 г.

<Вопрос о конкурсе на проект памятника Карлу Либкнехту и Розе Люксембург — о составе жюри конкурса.>

<...>

Маяковский. Тут сказано: представители от профессионального союза. Мы знаем, что они пришлют того же Блоха27, так что всё равно это не будет мнение рабочих. Я нахожу, что отделу ИЗО должна быть предоставлена активная сторона; можно, конечно, пополнять жюри, но чтобы центр тяжести, веское слово принадлежало отделу. Мне кажется, таков должен быть принцип.

<Вопрос о приобретении Русским музеем произведений современных художников.>

Маяковский. Вопрос этот запутанный, сложный. Здесь еще является вопрос относительно приобретения картин у умерших художников. Если мы у живых приобретаем за семь тысяч рублей, то приобретать у мертвых по суммам, превышающим эти ставки, нет никакого основания; это была бы полнейшая бессмыслица. Так же, как на литературные произведения авторское право сохраняется только за живыми, а на мертвых Советская Республика имеет полное право, невзирая на наследников, которым выдаются только определенные пенсии, так же вопрос должен быть поставлен и относительно авторского права на картины. Раз мы рассматриваем этот вопрос, то мы должны решить и вопрос о том, чтобы произведения мертвых художников не приобретались или, во всяком случае, для них была бы введена такая же расценка, как и для живых авторов.

<...>

- 595 -

Маяковский. По тактическим соображениям запрещение музеям приобретать современные произведения искусства было бы нежелательно. И сейчас уже высказываются нарекания на отдел, что он приобретает произведения по специфическому левому подбору. Но, с другой стороны, отпуская большие суммы на покупку музеями современных художественных произведений, мы, тем самым — принимая во внимание состав музейных деятелей коллегии, приобретающих эти произведения, — будем определенно покровительствовать скверному вкусу, <а> не живописной культуре. Этот вопрос крайне сложный.

 

А. В. ШЕРЕМЕТЕВА. Рисунок Маяковского с дарственной надписью. Собрание А. В. Шереметевой, Москва

А. В. ШЕРЕМЕТЕВА
Рисунок Маяковского с дарственной надписью: «Александре Васильевне Шереметевой Вл. Маяковский, Наркомпрос. 2/IV 26 г.»
Собрание А. В. Шереметевой, Москва

- 596 -

Пунин. Мы приобретаем вещи специально для живописной культуры28, и особенно претендовать на всё современное искусство нам нет основания.

Маяковский. Если ограничить сферу приобретательской деятельности только произведениями живописной культуры — тогда выход есть. Но если отдел явится приобретающим весь фонд живописный, который будет рассачиваться по музеям, тогда за музеями оставить это право нельзя.

<...>

Маяковский. Товарищ Пунин внес корректив относительно контроля, а не относительно смешанной комиссии. Если вы думаете, что комиссия будет контролем, а не явится постоянным учреждением — «комиссией для приобретения картин», то это — неудачное решение вопроса. Вы прежде всего вступите в конфликт по поводу расценки. Это будет главный вопрос. Художники не отдадут по этой цене, а музей хочет дать двенадцать тысяч рублей. Вот относительно расценки нам нужно было бы категорически указать на непревышение установленной ставки в семь тысяч рублей.

Затем я хотел бы обратить внимание коллегии на мою оговорку относительно приобретения картин мертвых художников. Расценка этих картин бывает значительно выше; обыкновенно их приобретают в различных живописных притонах. Вопрос о приобретении картин у мертвых, иначе говоря, у коллекционеров, также входит сюда.

Председатель <Д. П. Штеренберг>. Это дело комиссии. Этим ведает комиссар по делам музеев, который знает, у кого можно покупать, а у кого не следует.

Маяковский. Я говорю о мертвых.

Председатель. Относительно этого есть закон <...>

<...>

Пунин. Луначарский только что разрешил уплатить сорок тысяч рублей за кар... <в стенограмме слово не дописано>.

Председатель. Контроль может не выдать.

Маяковский. Тогда выгодно будет составить записку о фиктивной смерти... оставить белье на берегу.

<Вопрос о распространении газеты «Искусство коммуны». Сообщается, что газету не получают там, где она особенно нужна.>

Маяковский. Разнести в пять мест, раздать швейцарам.

<Обсуждается заявление от Института истории искусств.>

Штальберг. <...> Никто гипсов не рисует, напрасно на это смотрят как на жупел.

Маяковский. Зачем им это нужно?

<...>

Маяковский. Для книжки «Издевательства» истек срок конкурса. По жюри требуется, чтобы три члена коллегии просмотрели рисунки. Может быть, вся коллегия просмотрит их в следующем заседании?

Председатель. Там принимали участие и ученики?

Маяковский. Да, два представителя.

Председатель. Я предложил бы и теперь трех членов коллегии и представителей от учеников.

Маяковский. Тогда бы я предложил: Руднева, Альтмана и себя, как автора.

<Предложение принято.>

<...>

<Оглашается журнал (протокол) предыдущего заседания.> <...>

Маяковский. Должна быть у вас графа специальная для объяснений, что сделано.

- 597 -

II. ЗАБЫТЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Переехав из Петрограда в Москву, Маяковский продолжал поддерживать связь с органами Наркомпроса. 28 марта 1919 г. он участвовал в первом заседании Художественной секции Наркомпроса, которая объединяла отделы этого комиссариата, ведавшие вопросами искусства. Заседание происходило под председательством А. В. Луначарского и рассматривало три вопроса: «1) о Советском театре; 2) о реорганизации художественно-архитектурного подотдела Отдела изобразительных искусств; 3) о ставках специалистам Отдела изобразительных искусств»29.

Из протокола, где Маяковский значится присутствующим, не видно, участвовал ли он в прениях.

В дальнейшем, занимаясь в РОСТА и Главполитпросвете выпуском «окон сатиры», Маяковский в то же время участвовал в работе различных комиссий, выступал как представитель этих учреждений в ряде заседаний.

Известны выступления Маяковского в качестве представителя РОСТА на пяти заседаниях коллегии Политпросветсектора Наркомпроса в августе-сентябре 1920 г.30

Год спустя Маяковский, работая в Главполитпросвете, принимал активное участие в деятельности агиткомиссии по борьбе с голодом при Главполитпросвете как представитель секции окон и витрин подотдела ИЗО Художественного отдела Главполитпросвета. Протоколы заседаний комиссии № 7, 8 и 9 (от 12, 19 и 26 сентября 1921 года)31 отмечают присутствие Маяковского. На последнем из этих заседаний были утверждены четыре «окна» Главполитпросвета на тему о борьбе с голодом. В постановлении записано: «одобрить к изданию плакаты № 304, 343, 335, 318»32.

Маяковский — работник органов народного просвещения — одна из малоисследованных страниц жизни поэта. Эта сторона его деятельности нуждается в дальнейшем изучении.

*   *
*

В начале двадцатых годов в Москве происходило огромное количество публичных диспутов по различным проблемам литературы, искусства, культуры, быта. Диспуты устраивались тем более часто и посещались тем более широко, что крайний недостаток бумаги сильно ограничивал обсуждение этих вопросов в печати. Многие из диспутов происходили в Доме печати.

Маяковский был одним из активнейших участников диспутов, в Доме же печати он бывал чуть ли не каждый вечер.

Как известно, многие выступления Маяковского, даже и те, о которых в свое время упоминалось в печати, до сих пор не выявлены исследователями или освещены неполно.

Привожу данные о выступлениях, которые не попали в поле зрения В. А. Катаняна — автора литературной хроники «Маяковский», наиболее полного свода биографических материалов.

В последних числах ноября или в первых числах декабря 1920 г. Всероссийский союз поэтов устроил в Большой аудитории Политехнического музея «Литературный суд над современной поэзией», прошедший при переполненном зале. Автор хроники «Маяковский» дает сведения об этом выступлении по воспоминаниям Л. Сейфуллиной (Катанян, стр. 138).

Из краткого отчета, который был помещен в бюллетене «Искусство и культура», выпускавшемся Московским отделом РОСТА (№ 8 от 5 декабря 1920 г.)33, видно, что главный интерес диспута заключался в спорах Маяковского с имажинистами. Автор отчета отмечает «громоподобную

- 598 -

речь Маяковского, уничтожающую в корень поэзию Вадима Шершеневича и его самого», и выступление Есенина, полемизировавшего с Маяковским.

Заметим кстати, что еще за год с лишним до того Маяковский собирался выступить в печати по вопросу об имажинизме. В бумагах редакции московской газеты «Искусство», относящихся к концу лета 1919 г., сохранился список намеченных статей, среди которых значится: В. В. Маяковский — Об имажинизме34.

В том же бюллетене, на этот раз озаглавленном «Художественный бюллетень РОСТА», было опубликовано сообщение (в выпуске от 3 марта 1921 г.), что «2 марта очередная литературная среда Дома печати была посвящена произведениям поэта Б. Пастернака. Автор и артистка В. Алексеева-Месхиева прочли ряд его последних неизданных стихотворений»35. В числе участников дискуссии назван Маяковский.

В номере витебской «Вечерней газеты» от 22 ноября 1921 г. в корреспонденции из Москвы кратко сообщалось о дискуссии по вопросам текущей театральной жизни:

«На днях состоялся доклад В. Мейерхольда „О театре“. Докладчик резко критиковал политику ТЕО36, закрывшего 1-й театр РСФСР и расплодившего халтуру.

Мы должны дать массе новый, революционный театр, — закончил Мейерхольд свой доклад, — а не кормить народ дрянными постановками „Пиковой дамы“ и скверным „Теревсатом“!»37.

Выступивший в прениях редактор лондонской газеты Мих. Левидов заявил, что никакой перестройки театра делать не надо, ибо масса сама любит халтуру, а препятствовать ее вкусам мы не имеем права.

Влад. Маяковский доказал всю несущественность возражений Левидова, но заявил свое несогласие с Мейерхольдом. «Пока у нас нет новых пьес, — сказал Маяковский, — нам не нужно и нового театра. Будут пьесы — будет и театр. Мы должны не жаловаться на ТЕО, а работать над созданием нового репертуара!»38.

Витебская газета не указала ни даты, ни места диспута. Однако в журнале «Театральная Москва» есть отчет о докладе Мейерхольда о борьбе с мещанством в театре39. Доклад был прочитан 30 октября 1921 года в кафе поэтов. В отчете говорится, что по докладу состоялся диспут, но фамилии выступавших в прениях не приведены. Основные же положения доклада совпадают с высказываниями Мейерхольда на диспуте, описанном в витебской газете. Поэтому можно предполагать, что в обоих сообщениях речь идет об одном и том же диспуте и, следовательно, что Маяковский выступал на диспуте в кафе поэтов 30 октября 1921 г.

В печати не отмечался диспут по докладу режиссера Н. М. Фореггера (1892—1939) о современном искусстве 2 января 1922 г. в Доме печати. В моих бумагах сохранилась краткая запись доклада и список выступавших в прениях. В списке значится и фамилия Маяковского; к сожалению, содержание речи поэта, как и других участников прений, не было мною записано.

К более позднему времени относится выступление Маяковского на диспуте, устроенном Культотделом МГСПС в Колонном зале Дома союзов 13 марта 1925 г.

Ни стенограммы, ни подробного изложения в печати выступления Маяковского не имеется (в «Литературной хронике» В. Катаняна отмечен факт этого выступления, но нет сведений о его содержании). Однако у режиссера М. М. Коренева сохранилась запись, сделанная им на диспуте, и она публикуется здесь с его разрешения. Основной темой диспута был вопрос о социологическом и формальном методах в искусстве.

В тот период шла подготовка резолюции ЦК партии о художественной

- 599 -

литературе. За десять дней до диспута Маяковский присутствовал на заседании литературной комиссии ЦК ВКП(б), обсуждавшей проект резолюции. Этим объясняются слова поэта: «партия поставила на очередь вопрос об искусстве». Характерно, что Маяковский начал свое выступление словами о партии и тем самым подчеркнул свое стремление руководствоваться указаниями партии во всей своей деятельности.

Маяковский сказал:

«Партия поставила на очередь вопрос об искусстве, и эта дискуссия чрезвычайно своевременна.

Вопрос о формальном методе академически решаться не может. Это вопрос об искусстве вообще, о Лефе.

Вопросы искусства стоят сейчас в области практического порядка и к ним примыкает вопрос о формальном методе. Формальный метод и социологический метод — одно и то же, больше никакого формального метода нет.

Нельзя противопоставлять метод социологический формальному методу, потому что это не два метода, а один: формальный метод продолжает социологический Там, где кончается вопрос „почему?“ и возникает „как?“, кончается дело социологического метода и на его место во всеоружии вступает формальный метод.

Так в любом производстве. Если моду на тот или иной фасон башмаков можно объяснить социальными причинами, то, чтобы сшить их, нужно уменье, мастерство, знание определенных приемов. Надо знать способ обработки материала, способ утилизации. Такое знание необходимо и в искусстве, которое прежде всего мастерство, а изучить это мастерство как раз и помогает формальный метод.

 

СБОРНИК «РЖАНОЕ СЛОВО» С ДАРСТВЕННОЙ НАДПИСЬЮ МАЯКОВСКОГО Ю. Н. ФЛАКСЕРМАНУ»

СБОРНИК «РЖАНОЕ СЛОВО» С ДАРСТВЕННОЙ НАДПИСЬЮ МАЯКОВСКОГО Ю. Н. ФЛАКСЕРМАНУ»
«Дорогому Флаксерману с нежностью Маяковский. 13/III 19»
Библиотека-музей В. В. Маяковского, Москва

- 600 -

Поэт сам направляет свои пушки. В поэтической работе социальное и формальное объединено вместе.

Товарищ марксист, который берется за искусство, необходимо должен иметь и формальные знания. С другой стороны, и товарищ формалист, изучающий формальную сторону искусства, должен твердо знать и иметь в виду социальные факторы.

Грешат обе стороны, отделяющие одно от другого. Только в понимании их связи возникает правильное суждение.

Я свои возражения всегда держу наготове против этой постоянной антитезы.

Революционным произведение становится не только от формальной новизны. Ряд фактов, изучение социальной основы дает ему силу. Но, кроме изучения социологического, есть изучение и формальной стороны.

Это не противоречит марксизму, а с вульгаризацией марксизма мы боремся и будем бороться».

Среди забытых выступлений Маяковского нужно отметить и чтение им одного из самых замечательных своих произведений — поэмы «Владимир Ильич Ленин». Ленинградский журнал «Жизнь искусства» от 20 января 1925 г. (№ 3) поместил корреспонденцию из Москвы о выступлении Маяковского в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ):

«Маяковский в КУТВ

6 января В. Маяковский читал в Коммунистическом университете трудящихся Востока свою новую поэму „Ленин“. Пестро национальная аудитория горячо приняла новую поэму. Выступавшие после чтения товарищи определили поэму, как первое большое, глубоко художественное поэтическое произведение, мощно, выпукло, понятно осветившее историю РКП и роль великого вождя ее — Владимира Ильича.

Товарищи охарактеризовали ее как идеальный по своей ясной простоте курс политграмоты, как монументальный памятник Ильичу.

Особенно большое впечатление произвела последняя часть — „Смерть Ленина“. Товарищи говорили: „Мы второй раз пережили чувство величайшей утраты, печали и внутреннего гнета — чувство, особенно остро охватывающее тех, кто шел в бесконечном людском потоке мимо гроба Ильича“.

Товарищи благодарили Маяковского, сработавшего Ленинскую поэму, — „первую нашу, большевистскую“».

Корреспонденция не подписана, но тем не менее можно назвать ее автора. Это — режиссер Николай Экк, в то время работавший в КУТВ в качестве руководителя драматических кружков, а впоследствии поставивший первый советский звуковой художественный фильм «Путевка в жизнь» и первый цветной — «Груня Корнакова». Разбирая его бумаги, мы с ним натолкнулись на черновик этой заметки.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В Центральном государственном архиве литературы и искусства хранятся копии пяти из этих шести стенографических отчетов (ЦГАЛИ, ф. 336, оп. 5, ед. хр. 10).

2 Заметка «В коллегии по делам искусства и художественной промышленности» — газ. «Искусство коммуны» (Пг.) от 9 февраля 1919 г., № 10.

3 Речь идет о газете Отдела изобразительных искусств, которая и стала выходить с 7 декабря 1918 г. под названием «Искусство коммуны» и при ближайшем участии Маяковского (он поместил в этой газете семь своих стихотворений). Вышло 19 номеров (последний — 13 апреля 1919 г.).

4 Т. е., очевидно, для отделов Наркомпроса, ведающих вопросами искусства.

5 Текст резолюции в стенографическом отчете не приведен.

6 Речь идет о газ. «Жизнь искусства», которая начала выходить 29 октября 1918 г. как издание Отдела театров и зрелищ Комиссариата народного просвещения Союза

- 601 -

коммун Северной области. С 1923 г. газета была преобразована в одноименный журнал, просуществовавший до 1929 г. В этой газете 11 ноября 1918 г. был помещен пасквиль бывшего сотрудника кадетской газеты «Речь» (впоследствии белоэмигранта) Андрея Левенсона на «Мистерию-буфф». На это 21 ноября в той же газете последовал резкий протест группы деятелей искусства, а затем и отповедь А. В. Луначарского (27 ноября, т. е. накануне данного заседания).

7 Ежедневная газета, выходившая в Петрограде в 1918—1919 гг.

8 Очевидно, имеется в виду то обстоятельство, что во главе Отдела изобразительных искусств стояли художники левых направлений.

9 О хлопотах Маяковского по подготовке первого, а в дальнейшем и второго номера «Искусства коммуны» отчасти свидетельствует следующий документ — автограф Маяковского, хранящийся в Отделе рукописей Института мировой литературы имени А. М. Горького Академии наук СССР за № II 15197:

Счет

расходов по организации издания
газеты «Искусство коммуны»

Разъезды 5 декабря по организации распределения

80 р.

6 декабря

40 р.

За выпуск № 1-го

200 р.

Перевозка 1000 экз. № 1-го

25 р.

Ночная поездка в типографию (экстр<енная> коррект<ура>) к выпуску № 2

90 р.

Мальчику за разноску кор<ректуры>

3 р.

Трамвайных денег выдано

13 р.

20 к.

Доставка плакатов

30 р.

Итого

 481 р.

20 к.

Деньги четыреста восемьдесят один руб. двадцать коп. (481 р. 20 к.) от тов. Брик получил сполна

16/12—18 г.

В. Маяковский

10 Это описание, как и указанные в дальнейшем «смета» и «объяснения», в стенографическом отчете отсутствуют. — Книга должна была называться «Для детков» (или «Для деток»).

11 Художник В. И. Козлинский был автором части рисунков для альбома «Герои и жертвы революции» с подписями Маяковского (альбом был выпущен Отделом изобразительных искусств к первой годовщине Октябрьской революции).

12 Обе эти книги не были выпущены. Тем не менее в «Отчете о деятельности Отдела изобразительных искусств», составленном спустя два месяца с лишним (11 февраля 1919 г.), в разделе о работе литературно-издательской секции указано:

«Печатаются <...>

„Для деток“ В. Маяковского с иллюстрациями Козлинского.

„Издевательства“. Сборник стихотворений В. Маяковского»

(Гос. архив Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской обл., ф. 2551, оп. 15, ед. хр. 29, л. 7).

В аналогичном (более обстоятельном) отчете Отдела, напечатанном за подписью Д. П. Штеренберга в журнале «Изобразительное искусство» (Пг., 1919, № 1) и помеченном апрелем 1919 г., сообщалось: «...готовятся к выпуску книги Маяковского „Издевательства“ и его же „Для деток“ с иллюстрациями Козлинского и Альтмана».

13 Эта книга была издана Отделом изобразительных искусств под названием «Искусство негров» (Пг., 1919).

14 Л. И. Жевержеев — председатель общества художников «Союз молодежи», организовавшего в 1913 г. постановку трагедии «Владимир Маяковский»; впоследствии — директор Гос. театрального музея в Ленинграде.

15 В Москве в 1918 г. частная кинофирма «Нептун» поставила три фильма по сценариям Маяковского: «Не для денег родившийся» (по мотивам романа Джека Лондона «Мартин Иден»), «Барышня и хулиган» (по мотивам повести Эдмондо д’Амичис «Учительница рабочих») и «Закованная фильмой» (на оригинальный сюжет Маяковского). Маяковский играл главные роли во всех трех фильмах (в стенограмме, очевидно, ошибка). Сценарий, который «прошел через критику Кинокомитета», — это, возможно, «Не для денег родившийся», получивший аннотацию в «Кинобюллетене Кинокомитета Народного комиссариата просвещения» (М., 1918, № 1—2, стр. 23).

16 По-видимому, пропуск в стенограмме.

17 Кинофильм «Уплотнение» по сценарию А. В. Луначарского демонстрировался в дни первой годовщины Октябрьской революции.

18 По-видимому, должно быть: в Кинокомитете.

19 Кинематографическую секцию.

20 Маяковский, очевидно, имеет в виду тот факт, что В. А. Щуко (1878—1939) был не только театральным декоратором, но и (в первую очередь) архитектором.

- 602 -

21 Маяковский выступал 2 и 7 декабря в Выборгской партийной школе, 14 декабря — в рабочем клубе на Охте и 17 декабря (это был не понедельник, а вторник) — в Матросском театре, где впервые прочитал «Левый марш».

22 По-видимому, имеется в виду начинание, о котором сообщается в заметке саратовского журнала, озаглавленной «Футуризм в театре»: «Театрально-декорационная секция петербургской коллегии по делам искусств и художественной промышленности готовит постановку следующих пьес на сцене районных театров и Эрмитажного» («Художественные известия Саратовского отдела искусств», 1919, № 10(37), 5—7 февраля). Далее перечисляются пять пьес и художники, которые будут писать декорации к ним. Последней пьесой значится «Мистерия-буфф» и в качестве художников указаны Маяковский и Татлин. В заметке на эту же тему, помещенной двумя неделями позже в московском журнале «Вестник театра» (от 20—23 февраля 1919 г., № 8, стр. 6), говорится, что «эскизы декораций к каждой пьесе будут писать одновременно два художника». В Библиотеке-музее В. В. Маяковского под № 7905 хранится документ следующего содержания (на бланке Отдела изобразительных искусств Комиссариата народного просвещения РСФСР от 6 февраля 1919 г.):

Извещение т. В. В. Маяковскому

Театрально-декорационная секция Отдела изобр<азительных> искусств извещает Вас, что на основании постановления Коллегии от 14 января за № 63 Вам поручено исполнить эскизы декораций и костюмов к пьесе т. Маяковского „Мистерия-буфф“.

Условия:

1) Декорации рассчитаны для передвижения по районам и потому должны быть возможно портативнее.

2) Размер декораций — не менее ¾ кв. арш., а для костюмов — не менее ½ листа писчей бумаги.

3) Эскизы должны быть представлены в месячный срок со дня извещения.

4) В пьесе, порученной Вам, должны быть эскизы 5-ти актов и 10 костюмов.

Декорация 1-го акта: Вся вселенная,

2-го:

3-го:

4-го:

5-го:

Ковчег,

Ад,

Рай,

Земля обетованная.

Костюмы: 1) нечистый (мужской), 2) нечистый (женский), 3) чистый (мужской), 4) чистый (женский), 5) Вельзевул, 6) черт, 7) Мафусаил, 8) ангел, 9) дама-истерика, 10) вещь.

5) Эскизы декораций оплачиваются по 1000 руб. за акт, костюмов — по 300 руб.

Заведующий Театрально-декорационной секцией И. Школьник.

Секретарь Тимофеева».

Можно полагать, что в результате этого заказа появились шесть листов эскизов и рисунки черта и Мафусаила, принадлежащие Маяковскому (репродукции см., например, в ПСС 1939, т. III).

23 Штеренберг, как и Маяковский и другие деятели Отдела изобразительных искусств, часто по ошибке называли «отделами» секции своего отдела. Так и здесь речь идет о театрально-декорационной и литературно-издательской секциях отдела ИЗО.

24 Журнал «Изобразительное искусство» (первый и единственный номер) вышел в Петрограде в 1919 г.

25 Очевидно, речь идет о рисунке к «Сказке о красной шапочке» Маяковского.

26 В записях выступлений других ораторов о «сплетне» ничего не говорится.

27 По-видимому, Маяковский говорит о скульпторе М. Ф. Блохе, не раз выступавшем в качестве представителя профсоюза художников.

28 Вероятно, имеется в виду Музей живописной культуры, который в то время создавался отделом ИЗО и в котором должны были быть представлены наиболее яркие произведения всех течений искусства.

29 ЦГАОР, ф. 2306, оп. 23, ед. хр. 50, л. 12.

30 Катанян, стр. 131—133.

31 ЦГАОР, ф. 2313, оп. 2, ед. хр. 49 и тот же фонд, оп. 6, ед. хр. 5.

32 «Окна» №№ 343, 335 и 318 принадлежат Маяковскому; тексты их см. в т. III, стр. 409—410, 406—407 и 400—401.

33 ЦГАОР, ф. 2313, оп. 6, ед. хр. 55, л. 29—30.

34 ЦГАОР, ф. 2306, оп. 23, ед. хр. 80, л. 19.

35 ЦГАОР ф. 5451, оп. 5, ед. хр. 621, л. 70.

36 ТЕО — Театральный отдел Главполитпросвета.

37 Теревсат — театр революционной сатиры.

38 М. Э. Открытки из Москвы. Мейерхольд о театре. — «Вечерняя газета» (Витебск) от 22 ноября 1921 г., № 69.

39 X. X. [Хрисанф Херсонский]. Борьба с мещанством. — Журн. «Театральная Москва», М., 1921, № 3, от 4—6 ноября, стр. 4.

*   *
*

О рисунке Маяковского, воспроизведенном на стр. 595, см. в воспоминаниях В. Д. Зельдовича в следующем томе «Лит. наследства».