- 5 -
ОТ РЕДАКЦИИ
Настоящая книга является первым из двух томов «Литературного наследства», посвященных Маяковскому.
Творчество Маяковского — великого поэта советской эпохи — имеет громадное значение не только для нашей литературы, но и для всей мировой поэзии XX века. Интерес к произведениям Маяковского, к его выдающейся личности, к его биографии и творческому пути постоянно растет и в Советской стране и за рубежом. За годы, истекшие после смерти Маяковского, вышли в свет два полных собрания его сочинений и в настоящее время издается третье (в тринадцати томах), опубликованы многочисленные статьи, монографии, третьим изданием вышла летопись жизни поэта («Литературная хроника»). И все же многие тексты Маяковского, стенограммы его выступлений и другие важнейшие документы, находящиеся в неописанных фондах государственных архивов, а также в частных собраниях, до последнего времени оставались невыявленными.
Редакции «Литературного наследства» удалось разыскать и собрать новые материалы, которые, на наш взгляд, существенно дополняют представление о жизненном и творческом пути Маяковского, о его общественной деятельности и литературном окружении.
Том открывается обширной публикацией неизвестных выступлений Маяковского за период с 1920 по 1930 год. Большинство из них посвящено актуальным вопросам развития советской литературы и искусства. Каждое выступление живо передает атмосферу идейной борьбы и теоретических споров 20-х годов. Это в особенности относится к выступлениям Маяковского на диспуте «Первые камни новой культуры» (9 февраля 1925 г.), где речь шла о путях социалистического искусства, и на диспуте «Леф или блеф?» (23 марта 1927 г.). В нашем томе также впервые публикуются выступления Маяковского на диспуте «Упадочное настроение среди молодежи (есенинщина)» 5 марта 1927 г., на расширенном пленуме правления РАПП 23 сентября 1929 г., на заседании исполбюро Федерации объединений советских писателей 7 марта 1930 г. и др. До сих пор не было известно ни одного выступления Маяковского по поводу работы над плакатами РОСТА. В настоящем томе печатается доклад поэта на Первом съезде работников РОСТА, где он затрагивает проблемы как теоретического, так и профессионального характера.
Эпистолярное наследие Маяковского до настоящего времени не только не издано (за единичными исключениями), но даже не учтено во всем объеме.
Во втором разделе тома публикуются свыше ста пятидесяти писем Маяковского (125 писем и телеграмм к Л. Ю. Брик и 31 — к другим лицам). Письма Маяковского к Л. Ю. Брик — замечательный эпистолярный цикл, который охватывает тринадцать лет и представляет не только биографический, но и литературный интерес. Маяковский — лирик, человек большого чувства, раскрывается в этих письмах с новой стороны. Кроме того, письма содержат множество сведений, фактических данных, необходимых исследователям Маяковского. До сих пор были известны лишь небольшие отрывки из этих писем и только шесть писем было напечатано полностью. Из других публикаций эпистолярного раздела следует отметить письмо о футуризме от 1 сентября 1922 г., где читатель найдет обстоятельную характеристику эстетических взглядов Маяковского того времени.
В том не вошли письма Маяковского к матери и сестрам (наиболее важные из них опубликованы и широко известны). Как пишет в редакцию «Литературного наследства» Л. В. Маяковская, письма поэта к родным не имеют литературного значения и будут изданы ею отдельно.
В третьем разделе тома печатаются исследования и статьи о творчестве Маяковского: Е. И. Наумова «Ленин о Маяковском (новые материалы)», В. А. Катаняна «О некоторых источниках поэмы „Хорошо!“», где рассматриваются документальные источники 6-й главы Октябрьской поэмы Маяковского. По материалам творческой лаборатории Маяковского написано исследование З. С. Паперного «Маяковский в работе над поэмой „Про это“ (три рукописи поэмы)».
«Про это» — единственное крупное произведение Маяковского, рукописи которого дошли до нас с такой полнотой, что отражают почти весь процесс работы поэта. В результате тщательного изучения рукописей автор приходит к существенным выводам о развитии
- 6 -
идейного замысла поэмы, о ее значении в творческой эволюции Маяковского. В исследовании В. А. Арутчевой о «Записных книжках Маяковского» впервые даны не только широкий обзор и классификация этих замечательных рукописных материалов, но и характеристика того, как работал Маяковский с помощью записных книжек. Наблюдениям над поэтикой Маяковского посвящены «Заметки о Маяковском» Н. И. Харджиева.
Большое место в томе и по объему и по значению занимают материалы для биографии Маяковского. Сюда входит прежде всего публикация В. Ф. Земскова «Участие Маяковского в революционном движении 1906—1910 гг. (новые документы)» — свод документов и мемуарных свидетельств на эту тему. Автору удалось выяснить многие ранее неизвестные обстоятельства и факты революционной деятельности молодого Маяковского, установить причины его второго ареста. Статья «Маяковский в 1917 году (от Февраля к Октябрю)», построенная на новых архивных материалах, помогает точнее и глубже понять путь Маяковского в этот исторический период (автор Е. А. Динерштейн). В этом же разделе печатается письмо А. В. Луначарского от 1 июля 1917 г., которое дает основание определить время первого знакомства Луначарского с Маяковским и в котором содержится высокая оценка Маяковского (публикация В. Д. Зельдовича).
Создание настоящей книги является результатом работы целого коллектива литературоведов.
Во второй том войдут большие исследовательские публикации, основанные на неизданных документах, воспоминания современников Маяковского и другие материалы о жизни и деятельности поэта.
Редакция надеется, что два тома о Маяковском, которыми мы начинаем серию томов, посвященных публикации новых материалов по советской литературе, окажут помощь в изучении творчества Маяковского и помогут осветить некоторые важные вопросы литературы послеоктябрьского периода.
В редакционной работе над томами принимала участие Л. М. Розенблюм, в подборе иллюстраций — Наталья Эфрос.