608

54. П. И. ПЕЙКЕР — С. Т. АКСАКОВУ

Петербург. 7 ноября 1841 г.

Нередко вспоминаю о Гоголе — и признаюсь, если б знал, кто сидел возле меня в дилижансе, я бы ему еще более надоел1. Зная его теперь, хотя очень мало, я немедленно принялся за перечитывание его сочинений, и теперь многое представляется мне в ином виде; его метода преподавания всеобщей истории восхищает меня; мне кажется, что гениальность этого замечательного человека является здесь не в меньшем блеске, как в юмористических сочинениях2...

Автограф. ИРЛИ. Фонд Аксаковых (№ 3, оп. 13, ед. хр. 56).

Петр Иванович Пейкер — сын директора Межевого корпуса, сенатора И. У. Пейкера. Как выясняется из неизданного письма К. С. Аксакова к брату Григорию, Пейкер был знаком с М. А. Бакуниным, с которым вместе учился в артиллерийском училище (ЛБ, ГАИС, III/III/50). Пейкер принимал участие в издании «Истории Петра Великого» Н. Ламбина.

1 Гоголь приехал в Москву из Петербурга в одном дилижансе с Пейкером.

18 октября 1841 г. В. С. Аксакова писала М. Г. Карташевской:

«Возвратившись с маменькой домой сегодня, мы нашли у нас — Гоголя. Он приехал вчера же вместе с П. И. <Пейкером> в одной почтовой карете и, разговорившись, узнали, что мы им общие знакомые. Хотя и знали, что Гоголь едет в Россию, но не ожидали его так скоро, и потому, говорят, у нас был порядочный шум при его появлении, так что напугали весь дом. Я очень рада, что я тут не была в эту минуту — кроме испуга, вообрази, что мне еще достается от тех самых, которые меня испугают, что случается нередко. Еще не знают наверное, а кажется Гоголь приехал не с пустыми руками».

«Вчера обедал у нас П. И. Пейкер... — приписала она на следующий день: — Я тебе писала, что П. И. приехал в одном дилижансе с Гоголем, но Пейкер и не знал, что это тот самый Гоголь, писатель. Мы не могли удержаться от смеха, слыша рассказы Пейкера о том, как они ехали вместе и всё молчали; и вообрази, что Гоголь без всякой причины наговорил ему столько вздору, например, тот спрашивает, знает ли он Погодина, Гоголь отвечает, что нет, и т. п. Пейкер, узнавши, что он так был мистифирован, обиделся было, но мы уверили его, что Гоголь делает это со всеми, что́ совершенная правда».

К этому же времени относится письмо К. С. Аксакова к брату Ивану: «Можешь себе представить, как обрадовались мы, что приехал Гоголь! Мы видаемся с ним часто; он (но это по секрету) читал нам и прочел всю первую часть „Мертвых душ“; это — чудо!» (неизд. — ЛБ, ГАИС, III/III/1-б).

2 В письме от конца октября 1841 г. В. С. Аксакова писала Карташевской: «Письмо это пойдет с Петром Ивановичем <...> На-днях он обедал у нас вместе с Гоголем, сцена их свидания была так смешна, что я убежала в другую комнату, чтоб не расхохотаться, но и у нас даже Гоголь при Пейкере мало говорил. — Ты совершенно отгадала, моя милая Машенька, их разговор в дилижансе, но только он не пошел далее, и Петр Иванович жалуется ужасно на молчание своего спутника» (неизд. — ИРЛИ, ф. 173, ед. хр. 10.611).