- 344 -
О ПОРТРЕТЕ ПУШКИНА РАБОТЫ ТРОПИНИНА
1. <ЗАМЕТКА С. А. СОБОЛЕВСКОГО ОБ ИСТОРИИ ПОРТРЕТА,
НАПИСАННАЯ ИМ ДЛЯ М. П. ПОГОДИНА В 1868 г.>Вот история портрета.
Портрет Ал<ександр> С<ергеевич> заказал Тропинину для меня и подарил мне его на память в золоченой великолепной рамке.
Уезжая за границу, я оставил этот портрет одному приятелю (И. В. Киреевскому), имевшему собственный дом.
Приятель давал его крепостному чьему-то маляру (не знаю имени маляра или имени его хозяина1) для добывания копиями барышей (сей маляр жил до моего отъезда у Шевырева). По возвращении моем из-за границы (где я провел 5 лет) оказалось:
1) Что приятель дом продал, а портрет и библиотеку (далеко не всю) передал другому приятелю, который между тем завелся своим домком (Шевыреву).
2) Но тут очутилось, что в великолепной рамке был уже не подлинный портрет, а скверная копия с оного, которую я и бросил в окно.
О том, кто дал зевка, К<иреевский> или Ш<евырев> — следы простыли.
Между тем подлинник нашелся у к. Оболенского2, который купил его за 50 руб. у Бардина, известного плута и мошенника. Осталась у меня только очень уменьшенная копия, сделанная для меня Авдотьей Петровной Елагиною3, для того, чтобы иметь возможность возить оную с собою за границей.
Очень обяжете, если, переделав, напечатаете это известие, расписав оное, как следует, но за исключением собственных подчеркнутых имен.
2. <ПИСЬМО С. А. СОБОЛЕВСКОГО К М. П. ПОГОДИНУ ПОСЛЕ ПУБЛИКАЦИИ ЗАМЕТКИ ПОСЛЕДНЕГО В ГАЗЕТЕ «РУССКИЙ» 1868 г.>
Батюшка Михаил Петрович — генерал, а повираете не хуже нашего брата, обер-офицера!
1) Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами. (Стоил он ему 350 руб.).
2) О портрете, яко мне принадлежащем, было сказано в 18 номере Телеграфа за 1827-ой г.4; итак, это было не в 30-х годах, как Вы изволите глаголить.
3) Я уехал заграницу в 1828-м году5 и увез с собою уменьшенную копию, сделанную нарочно на сей предмет Авдотьею Петровною.
Между нами. Основываясь на статье «Телеграфа» 1827-го года и имея свидетелей, что портрет был у меня похищен, — не учинить ли мне иск о возвращении украденной у меня собственности. Как Вы думаете??
Автографы. ЛБ. Фонд Погодина (Пог. / III, п. 9, № 59—60).
Первая заметка С. А. Соболевского была прислана М. П. Погодину как материал для его отзыва в газете «Русский» 1868 г. (№ 116) о выставке портретов, устроенной Обществом любителей художеств, на которой впервые демонстрировался портрет Пушкина работы Тропинина.
Погодин воспользовался сведениями, но изменил основное сообщение Соболевского о том, что портрет был заказан художнику Пушкиным и приписал заказ самому Соболевскому. Это изменение и ряд других неточностей (в частности, указание, что портрет писался «в тридцатых годах») вызвали возражение Соболевского, публикуемое выше. Печатая его в № 119 газеты «Русский» за 1868 г., Погодин также подверг его редакторской переработке, характер которой показан
- 345 -
ПИСЬМО С. А. СОБОЛЕВСКОГО К М. П. ПОГОДИНУ О ПОРТРЕТЕ ПУШКИНА РАБОТЫ В. А. ТРОПИНИНА
Внизу ответ Погодина
Библиотека СССР им. В. И. Ленина, Москва
- 346 -
здесь факсимильным воспроизведением документа. Кроме того он поместил в том же номере газеты свой «Ответ», в котором опорочил публикуемые сведения Соболевского (авторство которого он скрыл) следующими словами: «Рассказ во 2-й заметке совершенно ложный, и показывает только, каким искажениям подвергается истина между современниками». При этом Погодин не сообщил, на основании чьих сведений он исправлял Соболевского и почему он не доверял указанию последнего. Исправить Соболевского могли бы только Пушкин и Тропинин, но в 1868 г. их не было в живых. У Пушкина не сохранилось никаких упоминаний о создании данного портрета. Устные воспоминания Тропинина воспроизводились тремя мемуаристами: Н. А. Рамазановым («В. А. Тропинин». — «Русский вестник», 1861, № 11), Н. В. Бергом («Из рассказов Соболевского». — «Русский архив», 1871, № 1) и П. П. Соколовым («Воспоминания». — «Исторический вестник», 1910, № 9). Рамазанов и Берг не останавливаются на вопросе о том, кто был заказчиком; Соколов же, называющий заказчиком Соболевского, допускает столько неточностей в своем пересказе событий, что доверять ему нельзя. Так, имя Соболевского он превращает в «Базилевского», место писания портрета переносит из квартиры Тропинина на Ленивке в квартиру этого «Базилевского» на Зубовском бульваре (тогда как известно, что Соболевский жил на Молчановке), и поселяет Пушкина в этой квартире после отъезда «Базилевского» за границу, чего никогда не было. Таким образом, единственным источником сведений о том, кто был заказчиком портрета, остались публикации Погодина. Безапелляционный тон его заявления сбил и такого тщательного исследователя, как В. В. Згура. Загипнотизированный Погодиным он так отзывается о заметках неизвестного для него автора в «Русском»: «Две заметки, помещенные Погодиным в своей газете, могут быть оставлены раз навсегда как заведомо ложные» (Разрядка наша. — Л. И. и Е. К.). Автографы этих заметок Соболевского, найденные в архиве Погодина, заставляют иначе отнестись к сообщаемым в них сведениям и принять их за вполне достоверные. К тому же эти сведения были повторены Соболевским и в собственноручной надписи на обороте эскиза Тропинина к портрету Пушкина (находящегося в Третьяковской галлерее). Текст ее приводится и В. В. Згурой в упомянутой статье: «Пушкин заказал Тропинину свой портрет, который и подарил Соболевскому. Этот портрет украли. Он теперь у кн. Мих. Андр. Оболенского. Для себя Тропинин сделал настоящий эскиз, который после него достался Алексееву, после Алексеева был куплен Н. М. Смирновым, а после Смирнова (ок. 3 марта 1870 г.) подарила его Соболевскому»6.
Кроме утверждения, что заказчиком портрета был Пушкин, заметки Соболевского устанавливают еще факт, что портрет был закончен художником до отъезда Соболевского за границу и находился у него достаточно длительное время, чтобы владелец настолько ознакомился с ним, что легко опознал копию, полученную им вместо подлинника при возвращении из-за границы. Этим опровергается сообщение трех упомянутых мемуаристов о том, что подмена портрета произошла при отправке его за границу вслед за уехавшим Соболевским.
Л. Иванова и Е. Коншина
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В упомянутом ниже «Ответе» М. П. Погодина имеется приписка: «Александр-копиист был крепостной человек или же сводных или двоюродных братьев Топорниных, и жил несколько времени когда-то у меня».
2 Кн. Михаил Андреевич Оболенский (1805—1873) — директор Московского главного архива Министерства иностранных дел.
3 Авдотья Петровна Елагина, урожд. Юшкова, в первом браке Киреевская (1789—1877) — мать И. В. Киреевского.
4 Заметка Н. А. Полевого о портрете Пушкина. — «Московский телеграф», 1827, ч. XV, № 9, стр. 33.
5 Н. М. Языков писал из Дерпта родным в ноябре 1828 г.: «Здесь проехал в чужеземию некий Соболевский, московский юноша, приятель, обожатель, бирюч и Gastfreund Пушкина» («Московский пушкинист», вып. II, 1930, стр. 75).
6 В. Згура. Портреты Пушкина работы Тропинина. — «Московский пушкинист», вып. II, 1930, стр. 77, 88.