289
ЛЕРМОНТОВ В РАБОТЕ НАД РОМАНОМ
О ПУГАЧЕВСКОМ ВОССТАНИИ
Статья И. Андроникова
I
Настоящее название неоконченного юношеского романа Лермонтова неизвестно. Первый лист рукописи оторван, по уцелевшему его краю видно, что на нем было написано посвящение или, может быть, предисловие. Рукопись, обнаруженная только в 1873 г., озаглавлена по имени героя редакторами1.
До самого последнего времени считалось, что Лермонтов писал «Вадима» в 1832 г. Эта датировка основывалась на словах самого Лермонтова в его письме к М. А. Лопухиной от августа 1832 г.: «Мой роман сплошное отчаяние, — писал Лермонтов. — Я перерыл всю душу и все это в беспорядке излил на бумагу»2. Кроме того, о работе над «Вадимом» известно со слов А. Меринского, учившегося в юнкерской школе одновременно с Лермонтовым. «Раз в откровенном разговоре со мной, — пишет Меринский в своих воспоминаниях, — он рассказал мне план романа, который задумал писать прозой и три главы которого были тогда уже написаны»3. Меринский помнил, что «какой-то нищий» играл в нем «значительную роль» и что задуманный в юнкерской школе роман был «из времен Екатерины II». Другими словами — из времен пугачевского восстания.
Так как Меринский поступил в юнкерскую школу годом позднее Лермонтова, в 1833 г.4, то «из слов его, — как справедливо замечает в комментарии к роману Б. М. Эйхенбаум, — можно сделать вывод, что работа над «Вадимом» продолжалась в 1833—1834 г.». На этом основании он отменяет прежнюю датировку (1832) и предлагает считать, что «Вадим» написан в 1832—1834 гг.5 Однако при этом редактор не обратил внимания на то, что в конце 1833 г., когда Меринский поступил в школу и когда только и мог состояться его разговор с Лермонтовым, у того были написаны всего лишь три главы. Из этого можно заключить, что работа над романом и началась не раньше 1833 г., а в 1832 г. Лермонтов писал какой-то другой роман.
Глухое упоминание о другом романе имеется в «Описи письмам и бумагам л.-гв. гусарского полка Лермонтова», отобранным у него при аресте в 1837 г. В этой описи зарегистрировано обнаруженное при обыске, среди прочих бумаг, письмо от девицы Верещагиной к Лермонтову. «В нем упоминается, — пишет составлявший опись жандарм, — о каком-то романе соч. сего последнего, но он кажется не состоялся, Лермонтов, повидимому, уничтожил его прежде окончания»6. Если при этом иметь в виду, что остальные письма к Лермонтову, внесенные в жандармскую опись, относятся, главным образом, ко времени поступления его в юнкерскую
290
школу, то отсюда можно сделать вывод, что в 1832 г. Лермонтов работал над другим романом, который он охарактеризовал в письме к М. А. Лопухиной как «сплошное отчаяние». По письму А. М. Верещагиной к Лермонтову жандарм понял, что роман «не состоялся» и что Лермонтов уничтожил его. Сопоставляя все эти данные, следует считать, что, во всяком случае, это был не «Вадим».
Итак, «Вадима» Лермонтов писал в 1833—1834 гг. Соображения современного исследователя о творческом кризисе, «в который Лермонтов вступил в 1832 г.», утверждение, что «в произведениях... Лермонтова за 1833—1834 гг. мы не находим революционных нот» и что «политический интерес у Лермонтова в это время, повидимому, ослабел» нуждаются в пересмотре7. Напряженная работа над романом о пугачевском восстании в стенах закрытого военно-учебного заведения во времена Николая I сама по себе исключает мысль об ослаблении политических интересов и революционных нот в творчестве Лермонтова. Ибо, по словам этого же исследователя, «Вадим» «со всеми своими слабостями и противоречиями, звучит как произведение революционное, как грозное напоминание о часе народной расплаты»8. Таким образом становится ясным, что разговор об идейном кризисе Лермонтова в годы пребывания его в юнкерской школе был просто результатом неправильной датировки.
Русское дворянство окрестило 1774 пугачевский год — «Черным годом». Слово это настолько прочно вошло в обиход помещичьих усадеб и дворянских особняков, что Г. П. Данилевский, сто лет спустя, назвал свой роман из времен пугачевщины «Черным годом». «Настанет год, России черный год», писал Лермонтов в 1830 г., размышляя о возможном повторении пугачевского восстания, о грядущей народной революции, когда «корона упадет» с головы русских царей. В юнкерской школе, обращаясь к исторической теме, он принялся за работу над романом, действие которого приурочил именно к пугачевскому году.
Но, несмотря на передатировку, «Вадим» попрежнему остается самостоятельным опытом исторического романа о пугачевском восстании. И хотя Лермонтов обратился к этой теме одновременно с Пушкиным, но совершенно от него независимо. Вспомним, что работа Пушкина над «Капитанской дочкой» в 1833 г. не пошла дальше начальных наметок плана9, а «История Пугачева», которую Пушкин писал в том же 1833 г.10, в свет вышла только в самом конце 1834 г.11, когда Лермонтов окончил юнкерскую школу и вышел в полк, а работа над незавершенным «Вадимом» была уже в прошлом. «Капитанскую дочку» Лермонтов мог прочесть только в 1836 г., когда она появилась впервые12. «Дубровского» же, о сходстве с которым речь идет ниже, он вовсе не мог знать; этот незаконченный роман, писавшийся в конце 1832 — начале 1833 г., увидел свет лишь в конце 1841 г., когда ни Пушкина, ни Лермонтова уже не было в живых.
Итак, ни «Истории Пугачева», ни «Капитанской дочки», ни «Дубровского» Лермонтов в 1833—1834 гг. знать не мог. Еще менее мог подозревать Пушкин, что в дальних классах юнкерского училища, запираясь от начальства и рискуя быть наказанным, молодой юнкер до поздней ночи пишет свой исторический роман. Тем больший интерес приобретают сходные моменты в гениальных прозаических творениях Пушкина и в юношеском, еще не зрелом и не завершенном романе Лермонтова «Вадим».
291
II
Припомним фабулу лермонтовского романа.
Безобразный нищий горбун Вадим нанимается в слуги к богатому помещику Палицыну, в доме которого с младенческих лет, на положении рабы живет Ольга — сестра Вадима. Пользуясь удобным случаем, Вадим становится слугой Палицына, чтобы мстить ему за разорение и смерть отца, за собственную нищету, за унижение сестры.
ПОРТРЕТ ПУГАЧЕВА, ПРИЛОЖЕННЫЙ К ИЗДАНИЮ „ИСТОРИИ
ПУГАЧЕВСКОГО БУНТА“ ПУШКИНА, 1834 г.
«Твой отец был дворянин — богат — счастлив, — рассказывает Вадим Ольге, — и подобно многим окончил жизнь на соломе... У него был добрый сосед, его друг и приятель, занимавший место за столом его, товарищ на охоте, ласкавший детей его, сосед искренний, простосердечный, который всегда стоял с ним рядом в церкви, снабжал его деньгами в случае нужды, ручался за него своею головою... Однажды на охоте собака отца обскакала собаку его друга: он посмеялся над ним; с этой минуты началась
292
непримиримая вражда — 5 лет спустя твой отец уже не смеялся... Друг твоего отца открыл старинную тяжбу о землях и выиграл ее и отнял у него все имение; я видел отца твоего перед кончиной...13.
И отец его представился его воображению, таков, каким он воротился из Москвы, потеряв свое дело... и принужденный продать все, что у него осталось, дабы заплатить стряпчим и суду...»14.
«Кто бы подумал! — восклицает уже не Вадим, но сам Лермонтов. — Столько страданий за то, что одна собака обогнала другую...»15.
Далее описывается, как Вадим старается приобрести доверие и любовь слуг Палицына. Прослышав, что Пугачев приближается к местам, где находится вотчина Палицына, Вадим предвидит удобный случай отомстить своему врагу, он поднимает крестьян Палицына и становится во главе отряда. Как видим, фабула лермонтовского романа поразительно совпадает в этой части с историей Владимира Дубровского, который так же, как и Вадим, становится атаманом восставших крестьян из желания отомстить виновнику смерти отца. Но если даже допустить, что сходство это обусловлено традицией «разбойничьих» сюжетов, то завязка в обоих романах — история с борзой собакой и возникшая затем старинная тяжба о землях, — заставляет думать, что в основе их лежит какой-то общий источник.
Известно, что в рукопись «Дубровского» Пушкин просто вшил писарскую копию с подлинного дела козловского уездного суда «О неправильном владении порутчиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежавшим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову, состоящим Тамбовской губернии Козловской округи сельце Новопанском»16. Дело это началось еще в 1826 г. и решилось в козловском уездном суде в 1832 г. в пользу Крюкова. Право было на стороне Муратова, но документ, подтверждавший это право, сгорел. Суд не пожелал разобрать дело по существу и вынес решение в пользу Крюкова. Нежелание суда войти в суть дела объяснялось просто: Крюков был важный барин, богатый помещик, владелец 3000 душ, а у Муратова было только одно небольшое поместье. Срок, положенный на обжалование судебного решения, Муратов пропустил. Только в октябре 1832 г., когда уже было отдано распоряжение отобрать у него имение, он начал снова хлопотать и для этого явился в Москву17.
Пушкин, находившийся в октябре 1832 г. в Москве, узнал об этом деле от П. В. Нащокина и через его поверенного Д. В. Короткого, чиновника Опекунского совета, достал копию подлинного судебного решения18.
Лермонтова в это время в Москве уже не было. В начале августа того же года он переехал с бабушкой в Петербург. Однако эту историю он мог узнать из другого источника.
В Петербурге Арсеньева постоянно посещала дом Лонгиновых. «Я часто видал ее у матушки, которой она по мужу была родня», — вспоминал М. Н. Лонгинов19. Мать М. Н. Лонгинова — Мария Александровна — жена статс-секретаря Н. М. Лонгинова — была дочерью тамбовской помещицы Прасковьи Александровны Крюковой,20 с которой Елизавету Алексеевну связывала старинная и крепкая дружба. Сохранились письма Арсеньевой к П. А. Крюковой21. По этим письмам видно, что в 1834—1837 гг. они продолжали поддерживать и по почте откровенные и дружеские отношения, сообщая друг другу последние новости и обращаясь ко взаимным услугам. В 1835 г., пересылая Лермонтову «мех черный
293
под сюртук», Арсеньева отправляет его к своей соседке П. А. Крюковой в ее тамбовское имение, а та пересылает его в Петербург в адрес дочери: «Уведомь, часто ли бываешь у Лонгиновой», спрашивает Арсеньева в своем письме внука22.
Постоянно встречаясь и переписываясь с Крюковыми, Е. А. Арсеньева несомненно знала от них подробности многолетней незаконной тяжбы их тамбовского соседа и, вероятно, родственника с обедневшим Муратовым — тяжбы, разбиравшейся, кстати сказать, в том самом Козлове, через который пролегал постоянный тракт из Москвы в Чембар23. Если же вспомнить свидетельство Меринского о том, что роман Лермонтова был основан «на истинном происшествии по рассказам его бабушки»24, становятся понятными, казавшиеся раньше необъяснимыми совпадения в «Дубровском» и в «Вадиме»: завязка обоих романов восходит, таким образом, к одному и тому же источнику, о котором Пушкин знал от Нащокина и Короткого, а Лермонтов — от Крюковых со слов бабки. Недаром в лермонтовском романе упомянута деталь, подсказанная, очевидно подлинным фактом: отец Вадима «воротился из Москвы», проиграв свое дело.
НЕЕЛОВКА — САРАТОВСКОЕ ИМЕНИЕ А. А. СТОЛЫПИНА
Акварель неизвестного художника, 1850 г.
Литературный музей, Москва
Итак, совпадения с «Дубровским» объясняются общим источником. Припомнив, что Вадим переходит на сторону Пугачева подобно Швабрину, и зная, что «Капитанская дочка» и «Вадим» задуманы в одно и то же время, мы уже вправе предполагать и на этот раз, что сходство в судьбах героев снова объясняется общим источником.
Поэтому обратимся к источникам.
294
III
Первое исследование об источниках «Вадима» появилось в 1914 г. Это четыре главы в монографии С. И. Родзевича: «Лермонтов как романист»25. Произведения Лермонтова проанализированы в этой книге «с точки зрения наличности в них элементов западного, по преимуществу французского влияния»26. Других задач автор этого бесплодного сочинения перед собою и не ставил. На многочисленных примерах он пытался доказать, что «Вадим» и по теме, и по фабуле, и по образам восходит к произведениям Гюго, Вальтера Скотта, Шиллера, Байрона, Шатобриана и Альфреда де Виньи. Основываясь на ложной предпосылке, что Лермонтов в своей работе опирался на одни лишь литературные, к тому же иноязычные источники, исследователь неизбежно пришел к ложному выводу. По его словам, «Вадим» — «это пестрый узор, вышитый по заимствованной канве»27. Что же касается эпохи и места действия, как они изображены в «Вадиме», то Родзевичу кажется, что «колорит эпохи и места действия намечен поверхностными мазками» и что назвать этот роман историческим «вряд ли возможно, если иметь в виду наличность тех элементов, которые характеризуют исторический роман В. Скотта и его учеников»28.
К сожалению, даже и современному исследователю прозы Лермонтова продолжает казаться, что «вопрос об исторических источниках его романа не имеет большого значения»29. Между тем, в этом романе наличествуют, по нашему мнению, те элементы, которые позволяют считать его первым опытом русского исторического романа о пугачевцах («Капитанская дочка» писалась позднее — в 1835 году!). Чтобы доказать это, следует обратиться к анализу источников исторических, ибо нам ясно, что в работе над «Вадимом» Лермонтов опирался на конкретный материал, связанный с пензенским краем30. В Пензенской губернии находилось имение Е. А. Арсеньевой «Тарханы» и поместья ее родни — Столыпиных. Поэтому легко предположить, что Лермонтов описал как раз те места, где протекло его детство.
Указания на то, что действие романа развертывается в Пензенской губернии, находится в самом тексте. В романе неоднократно упоминаются реки Сура и Ока («Дом Бориса Петровича стоял на берегу Суры»). Сура протекает по Пензенской губернии и лишь перед слиянием с Волгой течет в пределах Симбирской. Ока, до начала XIX века, служила естественной границей Пензенской провинции с севера31. Кроме этого, целый ряд деталей в описании растительности и пейзажа (холмы, курганы, глинистые обрывы) подтверждают, что Лермонтов изобразил в «Вадиме» пензенскую природу.
Описанные в романе события Лермонтов приурочил к летним месяцам 1774 г. Это подтверждает, что он воссоздал в «Вадиме» эпизоды пензенского восстания.
В июле 1774 г. Пугачев, избегая преследования Михельсона, переправился у Кокшайска на правую сторону Волги и через Ядрин, Алатырь, Саранск и Пензу двинулся к югу на Саратов. И сразу же крестьянские восстания вспыхнули в Симбирской, Пензенской, Саратовской, Нижегородской и Тамбовской губерниях. «Возмущение переходило от одной деревни к другой, от провинции к провинции, — писал Пушкин в «Истории Пугачева». — Довольно было появления двух или трех злодеев, чтобы взбунтовать целые области. Составлялись отдельные шайки... и каждая имела своего Пугачева»32.
295
Стремительно уходя на юг, Пугачев и его штаб не могли руководить многочисленными отрядами своих сторонников. Восстание пензенских крестьян не прекращалось и после окончательного поражения Пугачева под Черным Яром. Лермонтов в своем романе отразил именно эту характерную черту пензенского восстания — его стихийность, «пугачевщину без Пугачева».
РИСУНКИ ЛЕРМОНТОВА В РУКОПИСИ „ВАДИМА“
Институт литературы, Ленинград
Пенза была занята Пугачевым первого августа: к этому времени вся провинция, верст на 500 в округе, была уже охвачена восстанием. Центром его стали северные уезды — Краснослободский, Керенский и Нижне-Ломовский. Сильные отряды крестьян и казаков приступом взяли Краснослободск и заштатный городок Троицк. Помещики бежали из родовых вотчин и скрывались в лесах: Большой Мокшанский лес в Краснослободском уезде «обратился в место кочевья помещичьих таборов. Здесь, в телегах, каретах и кибитках странствовали с места на место целые семьи господ с немногими верными слугами»33.
Академик А. Н. Крылов, симбирский уроженец, сообщает в своих мемуарах, что отец его, родившийся в 1830 г., «будучи мальчиком, знал еще тех почтенных старцев, которые в молодости видели Пугачева и помнили его поход через Симбирскую губернию до с. Исы, Пензенской губернии»34. Ясно, что Лермонтов, который был гораздо старше отца Крылова, слышал о расправе пугачевцев с помещиками и приказчиками от таких же
296
почтенных старцев. В 1820-х гг. много было их еще и среди крепостной дворни в Тарханах, и среди соседей-помещиков. Рассказы старожилов могли лечь в основу таких сцен «Вадима», как сцены расправы с женой Палицына, бегства Палицына, казни старого помещика из села Красного.
Наименование села Красного встречается в романе несколько раз подряд: в одном случае оно даже подчеркнуто35. Мы знаем, что, подчеркивая в своих рукописях отдельные слова, Лермонтов давал понять тем самым, что имеет в виду события или наименования подлинные. Действительно, среди населенных пунктов Пензенской губернии имеется большое село Красное, а в соседстве с ним, всего лишь в 8 верстах — с. Столыпино, в первой четверти XIX века принадлежавшее сенатору Аркадию Алексеевичу Столыпину, брату Е. А. Арсеньевой36. Таким образом, рассказ Лермонтова о судьбе «упрямых господ села Красного»37 восходит, очевидно, к подлинной истории владельцев этого имения, стоявшего на берегу Суры.
В с. Родниках, Мокшанского уезда Пензенской губернии пугачевцы убили помещика Мих. Мих. Киреева «с сыном Киприаном и с верным шутом Вакою»38. Дочь этого Киреева — Варвара Михайловна — доводилась родной бабкой другу Лермонтова Святославу Раевскому и, как написано в его «Показаниях», «оставшись сиротой, во времена Пугачева воспитывалась в доме Столыпиных, соседей своих по деревне вместе с Елизаветой Алексеевной... впоследствии по мужу Арсеньевой»39. Ясно, что Лермонтов не раз слышал и эту историю, которая, таким образом, составляла как бы часть семейной хроники столыпинского дома.
Несомненно, что Лермонтову был известен также рассказ об управляющем имением Тарханы, которое в ту пору принадлежало еще помещику Нарышкину. По словам П. Шугаева, «этот управляющий, Злынин, был... в Тарханах во время нашествия одного из отрядов Емельяна Пугачева, командир которого опрашивал крестьян, нет ли у кого жалоб на управляющего, но предусмотрительный Злынин, еще до прибытия отряда Пугачева сумел ублаготворить всех недовольных, предварительно раздавши весь почти барский хлеб, почему и не был повешен»40. Сохранилось предание, что под полом часовни в Тарханах «господа похоронены и что всех их Пугачев перебил еще в старину»41.
Несомненно также, что Лермонтову были известны обстоятельства убийства капитана Даниила Столыпина, с которым бабка Лермонтова была в близком родстве. Столыпин был убит пугачевцами в Краснослободске42. В списке дворян, «убитых до смерти» в 1773—1774 гг., мы, кроме Столыпина, находим фамилии Мещериновых, Мосоловых, Мансыревых43, — в 1810—1820-х годах составлявших круг родства и знакомых Арсеньевой.
И, наконец, нужно считать совершенно бесспорным тот факт, что, описывая помещика Палицына, скрывающегося в подземной пещере, Лермонтов использовал рассказы, которые слышал в семье Афанасия Алексеевича Столыпина.
В одной версте от саратовского имения Столыпина Лесная Нееловка, «в западной стороне, в лесу, находятся так называемые «печерные норы», — пишет очевидец. Старожилы об этих норах говорят разноречиво: одни рассказывают, что в норах этих во время пугачевского бунта спасался местный помещик, другие говорят, что в норах тех в старинное время находилась шайка разбойников44. В романе об этих пещерах и о шайке разбойников идет речь в главе XXI. Вползая в пещеру, где скрывается старый Палицын, Юрий говорит Ольге: «— Явно, что в пещере есть
297
жители... кто они таковы?.. если они разбойники, то им нечего с нас взять, если изгнанники, подобно нам, то еще меньше причин к боязни»45.
Впрочем, следы таких же пещер сохранились и в Пензенской области, близ села Пачелма46. Много было их и в других местах по пути движения Пугачева. Недаром описание этих пещер Лермонтов начал в своем романе словами: «До сих пор в густых лесах Нижегородской, Симбирской, Пензенской и Саратовской губернии... любопытный может видеть пещеры, подземные ходы, изрытые нашими предками»47.
ВИД ДОМА И ДОМОВОЙ ЦЕРКВИ В ТАРХАНАХ
Литография М. Рудкевича, 1842 г.
Подпись под литографией ошибочна: Лермонтов родился не в Тарханах, а в Москве
Институт литературы, Ленинград
Все перечисленные Лермонтовым губернии в 1774 г. были охвачены огнем восстания. Прослышав о приближении Пугачева, крестьяне вооружались чем попало и подымались на помещиков. И нет сомнений, что разговор крестьян о Пугачеве Лермонтов описал в своем романе в соответствии с теми преданиями, которые любовно хранились в народе.
«— Чай, много с ним рати военной, — спрашивает один из мужиков, — чай, казаков-то видимо-невидимо... а что, у него серебряный кафтан-то?
— Эко диво серебряный, — отвечает другой, — чай, не только кафтан да и сапоги-то золотые...»48.
В этом коротком диалоге Лермонтов безусловно запечатлел старинные сказы о «крестьянском царе».
298
Из крестьянских преданий заимствовал Лермонтов и фамилию одного из ближайших сподвижников Пугачева — Белобородова. Оттого-то он, вероятно, и называется в романе Белобородкой49.
Внимательное изучение пензенского восстания могло подсказать Лермонтову и судьбу его главного героя: в пугачевском восстании приняло участие несколько пензенских дворян. При поражении партии пугачевского полковника Каменского под Баландой среди девяноста семи пленных оказались три помещика: «Шацкого уезда с. Рамзы — отставной корнет Василий Дементьев Васильев, Нижне-Ломовского уезда — отставной подпоручик Николай Никитич Чевкин с женой и Александр Львов сын Евсюков». Интересно, что Чевкин примкнул к пугачевцам «из ненависти к соседу» — помещику Левашеву, из желания отомстить «за обиды и притеснения последнего»50.
IV
Итак, Лермонтов изобразил в «Вадиме» подлинные исторические события — эпизоды пугачевского восстания в Пензенской губернии. Главным материалом послужила для него семейная хроника Столыпиных. Рассказы о восстании, о расправах пугачевцев с помещиками и приказчиками, о сопротивлении, оказанном им «господами из села Красного» и капитаном Михайлой Киреевым, о гибели Даниила Столыпина, о подземных пещерах Лермонтов слышал и от бабки, и от деда Афанасия Алексеевича Столыпина, и от Григория Даниловича Столыпина, и его жены Наталии Алексеевны — родной сестры бабки. Слышал он такие рассказы и от соседей-помещиков.
Совсем в других красках рисовалось восстание по рассказам дворовых и крепостных людей Арсеньевой, передававших легенды о серебряном кафтане и о золотых сапогах на «батюшке-Пугачеве» и наряду с этим подлинные факты о пребывании пугачевцев в Тарханах и о хитрости приказчика Злынина.
Следовательно, в распоряжении Лермонтова был богатый фактический и фольклорный материал о пугачевском движении в Пензенском крае.
Если вспомнить, что «История Пугачева» была написана Пушкиным на основании огромного материала, впервые собранного им самим, тем более ясной становится новизна и трудность темы, на которой остановился восемнадцатилетний Лермонтов.
Обездоленного дворянина Вадима, доведенного до состояния последнего нищего, Лермонтов превратил в сообщника и вдохновителя восставших крестьян. Получилась ситуация, снова напоминающая «Дубровского». Прямо поразительно, как замысел Лермонтова и в этой части напоминает пушкинский.
Но если в работе над этой темой обнаружились трудности, побудившие даже Пушкина оставить роман о Дубровском незавершенным, то тем большие трудности встали перед Лермонтовым.
От истории молодого дворянина Дубровского, порывающего со своим классом, Пушкин перешел к истории Шванвича не случайно. Дубровский порывает со своим классом, движимый чувством личной мести. Дубровский — благородный разбойник. Переход Шванвича на сторону Пугачева, обусловленный исторически, превращал его в участника крестьянской революции.
Участие же в пугачевском восстании Вадима объясняется одной лишь жаждой мести обидчику. Восстание — только удобный момент для свершения
299
его казни над Палицыным. Поэтому, для того, чтобы оправдать участие Вадима в крестьянском восстании, Лермонтов превратил его в раба, добровольно вступающего в число крепостных слуг Палицына. Цель Вадима — мщение за свое поруганное человеческое достоинство. Как мститель выступает в лермонтовском романе и народ. И в этой трактовке пугачевского восстания как мщения за насилие и произвол помещиков сказались сбивчивость и незрелость исторических взглядов и политической позиции Лермонтова в те годы. В центре романа о пугачевщине оказался не Пугачев, а гордый мститель Вадим, характер которого не наделен ни историческими, ни национальными, ни ясными классовыми чертами. Вадим — одиночка, абстрактный романтический образ.
Любопытно, что, наделив своего героя именем, заимствованным из арсенала декабристской поэзии, Лермонтов не дал ему фамилии. Это понятно, ибо Вадим и Ольга представляют собою воплощение в человеческих обликах демонского и ангельского начала. А мир реальных людей составляют семейство Палицыных, крестьяне, казаки, Орленко, солдатка, верный Федосей, слуги.
Патетическая речь, уместная в монологах Вадима, оказывалась совершенно непригодной, когда нужно было передать живую речь казаков или крестьян. И не случайно Лермонтов ищет для своих массовых сцен новые выразительные средства и, подражая народному языку, вводит в повествование крестьянские речения и поговорки.
Согласовать эти идейные и стилистические противоречия в своем романе Лермонтов так и не сумел и прекратил работу над ним на XXIV главе. Но в написанных главах, в которых с огромной силой выражен благородный протест против крепостного права и горячее сочувствие к восставшим крестьянам, Лермонтов, опираясь на фольклор и на самостоятельно собранные им исторические факты, первым в русской литературе воплотил тему пугачевского восстания.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Впервые в «Вестнике Европы» 1873, X, 458—557 под заглавием: «Юношеская повесть М. Ю. Лермонтова». П. А. Висковатов дает ей произвольное заглавие «Горбач-Вадим. Эпизод из пугачевского бунта (юношеская повесть)» (Издание В. Ф. Рихтера под редакцией П. А. Висковатова, М., 1891, V, 1—117). И. М. Болдаков назвал: «Вадим. Неоконченная повесть» (Сочинения М. Ю. Лермонтова. Под редакцией и с примечаниями И. М. Болдакова. Изд. Елизаветы Гербек, М., 1891, V, 4—185). Д. И. Абрамович называет: «Вадим (повесть)» («Полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова», IV). Под редакцией и с примечаниями проф. Д. И. Абрамовича (Академическая библиотека русских писателей, Спб, 1—96).
2 Лермонтов, Полное собрание сочинений. Под редакцией Б. М. Эйхенбаума, М. — Л., «Academia», V, 370 и 510. Далее в ссылках: Лермонтов.
3 А. Меринский, Воспоминание о Лермонтове. — «Атеней» 1858, № 48, 290.
4 Лермонтов десятого выпуска (1834); Меринский — одиннадцатого выпуска (1835). В. Потто, Исторический очерк Николаевского кавалерийского училища. Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, Спб, 1873. Приложения, 64.
5 Лермонтов, V, 447.
6 П. Висковатов, М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество, М., 1891. Приложения, 15.
7 В. Кирпотин, Политические мотивы в творчестве Лермонтова, М., 1939, 99 и 113.
8 Там же, 96.
9 Пушкин, Полное собрание сочинений в девяти томах. Под общей редакцией М. Цявловского, М., 1938, VII, 878.
300
10 Путеводитель по Пушкину. Приложение к журналу «Красная Нива» на 1931 г., М. — Л., ГИХЛ, 1931, 160.
11 Пушкин, Полное собрание сочинений в девяти томах, М., 1938, VII, 872.
12Там же, 846.
13 Лермонтов, V, 11.
14 Там же, 15.
15 Там же, 12—13.
16 В. Якушкин, А. С. Пушкин. Из черновых его бумаг. — «Русская старина» 1887, № 9, 545—551.
17 Пушкин, Сочинения в трех томах. Общая редакция А. Слонимского, М. — Л., Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937, III, 690 (Объяснения Б. Томашевского к «Дубровскому»).
18 Пушкин, Полное собрание сочинений в девяти томах, VII, 847.
19 Сочинения М. Н. Лонгинова, М., изд. Л. Э. Бухгейма, 1915, I, 47.
20 Лермонтов, V, 574.
21 Письма Е. А. Арсеньевой к П. А. Крюковой 1834—1837 гг., обнаруженные Л. Б. Модзалевским, печатаются в настоящем томе «Литературного Наследства».
22 Лермонтов, V, 421.
23 Там же, 420.
24 А. Меринский, Воспоминание о Лермонтове. — «Атеней» 1858, № 48, 289—290.
25 С. Родзевич, Лермонтов, как романист. С предисловием проф. А. М. Лободы. Киев, 1914.
26 Там же, стр. V.
27 Там же, 37.
28 Там же, 21.
29 Б. Томашевский, Проза Лермонтова и западно-европейская литературная традиция. — «Литературное Наследство», № 43—44, 481.
30 И. Андроников, Жизнь Лермонтова, М., 1939, 30—31; Г. Нефедов, Пензенский край в творчестве М. Ю. Лермонтова. — «Сталинское Знамя» 1939, № 1959.
31 Н. Прозин, Очерки Пензенской губернии. — «Пензенские губернские ведомости» 1862, №№ 6, 7, 8.
32 Пушкин, Полное собрание сочинений, издание АН СССР, 1938, IX, 69.
33 Н. Беляев, Пугачевский бунт в Краснослободском уезде. — «Пензенские губернские ведомости» 1869, № 19.
34 Академик А. Крылов, Мои воспоминания, изд. 2-е, М., 1943, 7.
35Лермонтов, V, 97.
36 Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Под редакцией В. П. Семенова, II. Среднерусская черноземная область, Спб, 1902, 352.
37 Лермонтов, V, 97.
38 Записки Михаила Николаевича Киреева. Мой дед М. М. Киреев. Эпизод из пугачевского бунта. — «Русская Старина» 1890, № 7, 3.
39 Черновик «Объяснения губернского секретаря Раевского о связи его с Лермонтовым» (1837). Находится в Рукописном отделе Института литературы Академии Наук СССР. Ср. П. Щеголев, Книга о Лермонтове, Л., «Прибой» 1929, II, 262.
40 П. Шугаев, Из колыбели замечательных людей. — «Живописное Обозрение» 1898, № 25, 501.
41 Н. Рыбкин, Материалы к биографии Белинского и Лермонтова. — «Исторический Вестник» 1881, X, 373.
42 Н. Беляев, Пугачевский бунт в Краснослободском уезде Пензенской губернии, Краснослободск, 1879.
43 «Ложный Петр III, или жизнь, характер и злодеяния бунтовщика Емельки Пугачева», М., II, 1809. В вольной типографии Федора Любия, 160, 200, 209, 214, 216.
44 Р. Казанский, Село Лесная Нееловка, Саратовского уезда. — «Саратовские губернские ведомости» 1879, № 273, 5.
45 Лермонтов, V, 87.
46 Г. Нефедов, Пензенский край в творчестве М. Ю. Лермонтова. — «Сталинское Знамя» 1939, № 1959.
47 Лермонтов, V, 65.
48 Там же, 60.
49 Там же, 44, 96, 99.
50 С. Тхоржевский, Пугачевщина в помещичьей России, М., 1930, 130—132.