277

Николай Евграфович Федосеев (1871—1898) — один из выдающихся пионеров революционного марксизма в России. По словам В. И. Ленина, «тогдашняя публика в своем повороте к марксизму несомненно испытала на себе в очень и очень больших размерах влияние этого необыкновенно талантливого и необыкновенно преданного своему делу революционера». Как вспоминает Владимир Ильич, Федосеев «пользовался необыкновенной симпатией всех его знавших, как тип революционера старых времен, всецело преданного своему делу»1.

Преждевременная смерть Федосеева лишила русскую пролетарскую революцию страстного борца, а русская историческая наука потеряла в его лице серьезного ученого. Одна из крупнейших его работ — о падении крепостного права в России, — написанная на основании первоисточников, вызвала высокую оценку всех, кто ее читал. Рукопись этого труда бесследно погибла, как и почти все литературное наследство Федосеева, при обыске в партийном издательстве «Вперед». Памятник этому замечательному человеку создан Комиссией по истории Октябрьской революции и ВКП(б) (Истпарт) в виде посвященного ему сборника.

Большую часть своей сознательной жизни Н. Е. Федосеев провел в тюрьмах. Сосланный в 1897 г. в Восточную Сибирь, он вскоре покончил жизнь самоубийством. Пораженный известием об этой «трагической истории», В. И. Ленин, бывший в то время в ссылке в селе Шушенском, писал сестре своей А. И. Елизаровой, что в финале жизни Федосеева «одну из главных ролей» сыграли «дикие клеветы какого-то негодяя» — политического ссыльного в Верхоленске2. «Клеветы» эти в некоторой части касались отношений Федосеева к духоборам.

Л. Лежава, бывшая в верхоленской ссылке одновременно с Федосеевым, вспоминает: «...кажется, уже из Верхоленска Николай Евграфович писал письма Л. Н. Толстому, если не ошибаюсь, о духоборах. Лев Николаевич тотчас ответил ему лично, и между ними завязалась оживленная переписка, которая продолжалась во все время жизни Н. Е. в Верхоленске»3. Как же возникла эта переписка? По пути в ссылку Н. Е. Федосеев встретил партию духоборов. Духоборы были уроженцами Закавказья. За сожжение оружия и отказ от воинской повинности они подверглись самым жестоким репрессиям. Преследование духоборов царским правительством описано в женевском социал-демократическом органе «Работник», в корреспонденции из Петербурга, пересланной и отредактированной В. И. Лениным4: «Читающие «Русские Ведомости» не могли не обратить внимания на печатавшиеся в середине августа корреспонденции о выселении духоборцев Ахалкалакского уезда Тифлисской губ. О причинах же этого выселения почти ничего не говорится. Между тем эта возмутительная история стоит того, чтобы на нее было обращено большое внимание. Она вскрывает нам тот страшный азиатский деспотизм, который совершенно немыслим в цивилизованной стране... 35 семей, высланных вначале по приказанию губернатора, были авангардом, за которым вскоре последовали тысячи новых. Но куда же выселили такую громадную массу зажиточного трудолюбивого населения? Их не выселили, а расселили и расселили самым варварским образом. Духоборцев разбросали отдельными семьями по

278

разным горским деревушкам Тифлисской губернии и Дагестанской области, при чем не дали ни клочка земли, не дали жилищ и не дали ни куска хлеба. Туземным властям был отдан приказ не давать духоборцам никакой работы. Очевидно, тысячи семей обречены на голодную смерть... Вот картинка, служащая дополнением к армянскому вопросу, так интересующему Европу»5.

Духоборческая молодежь, отказывавшаяся в 1895 и 1896 гг. служить в войсках, присуждалась к заключению в дисциплинарных батальонах, где подвергалась телесному наказанию «по закону». «Наказанных розгами бросали в холодный темный карцер, через сутки опять требовали исполнения военных обязанностей и за отказ снова били по израненному телу». Эти духоборы провели в дисциплинарном батальоне от одного до полутора лет. По получении распоряжения о высылке не подающих «надежды на исправление» в Якутскую область тридцать четыре духобора были 25 ноября 1896 г. отправлены из батальона.

Как-раз на тяжелом этапе пути Н. Е. Федосеев и встретился с этой первой высланной в Сибирь партией духоборов. Партия эта следовала через Ростов-на-Дону, Тулу, Челябинск, больше двух месяцев «зимовала» в Тюмени и в начале апреля 1897 г. была привезена по железной дороге в Красноярск. В апреле же в Красноярске находился и пересылавшийся из Москвы в Верхоленск Н. Е. Федосеев6. Однако, здесь Федосеев с первой партией духоборов, повидимому, не встретился. До Александровского он шел с другой этапной партией, в которой вместе с ним шел высланный с Кавказа в одиночку духобор Иван Рыбин. Какую-то часть пути с Федосеевым прошли также отправленные из Иркутска на Алдан «толстовцы» — крестьяне Ольховик и Середа. Это видно из документов созданного на этапном пути злополучного «дела» по клеветническому обвинению Федосеева в недостойных социалиста поступках. В одном из документов, составленном 17 июня 1897 г. на «Хорбатовском этапе», упоминаются имена Рыбина, Ольховика и Середы.

Прибыв 29 июня 1897 г. в с. Александровское, первая партия духоборов уже застала в пересыльной тюрьме своего единоверца Рыбина, пришедшего сюда с Федосеевым. Здесь же, надо полагать, встретили духоборы и Н. Е. Федосеева7. В Александровской пересыльной их держали двадцать дней, и 18 июля они были отправлены в дальнейший путь. Пять суток добирались они до р. Лены и, вероятно, 23 июля отплыли на паузке от пристани Качуг в Якутск. В тот же или другой день они проехали г. Верхоленск, назначенный местом ссылки Федосеева.

Находясь в Александровской тюрьме и будучи осведомлен о прибытии в нее духоборов, Н. Е. Федосеев, несомненно, первым установил с ними связь, вступил в переписку, забросал их вопросами. Переписка эта шла из камеры в камеру. Писем Федосеева до нас не дошло; личное же знакомство Федосеева с духоборами произошло, вероятно, в пути от с. Александровского до Верхоленска, куда и он, как вспоминают его друзья, приехал по Лене на паузке. Беседы с ними и непосредственное впечатление от духоборов позволили ему упомянуть в письме к Толстому о том, что он узнал об их жизни и судьбе «от них самих во время совместной жизни в пути».

Архив Н. Е. Федосеева, сколько известно, не сохранился; случайно уцелели лишь три письма духоборов к нему. Письма эти, до сих пор не опубликованные, в 1927 г. были переданы К. С. Шохор-Троцкому автором книги о духоборах, П. И. Бирюковым, который, в свою очередь, получил их от А. Н. Дунаева, в конце 90-х годов дружески связанного с Толстым. Отсюда само собой напрашивается предположение, что они в начале 1898 г. были пересланы самим Н. Е. Федосеевым Л. Н. Толстому в Москву, а от него попали к Дунаеву.

Полученные от духоборов письменные сообщения, а также и некоторые устные их рассказы Н. Е. Федосеев в начале декабря 1897 г. использовал в первом своем письме к Л. Н. Толстому. О получении этого письма Толстой записал 1 января 1898 г. в своем дневнике. «Получил письмо от Федосеева из Верхоленска о духоборах, очень трогательное». В конце января Толстой послал копию с этого письма В. Г. Черткову, жившему в то время в изгнании в Англии и приступившему к организации своего издательства «Свободное слово». На копии Толстой сделал надпись:

279

«Посылаю вам копию с письма административно-ссыльного Федосеева с очень важными и интересными подробностями о духоборах. Я отвечал ему» (архив В. Г. Черткова). Текст этого первого письма Толстого к Федосееву не сохранился. Не найдено также и второе письмо Федосеева к Толстому. Вследствие этого, ниже печатаются только первое и третье письма Федосеева, а из писем Толстого — второе и третье8. Из публикуемых писем только одно (первое письмо Федосеева) было напечатано за границей, в редком издании и без указания его автора.

Толстой не имел никакого представления о Федосееве, но, благодаря его письмам, почувствовал к нему «близость», заинтересовался им и в конце последнего своего письма задал ему ряд вопросов о нем самом. Ответа на них Толстой не получил, так как письмо пришло в Верхоленск, вероятно, через несколько дней после самоубийства Федосеева.

Иллюстрация:

ДУХОБОРЫ В ЯКУТСКОЙ ССЫЛКЕ
Второй слева в нижнем ряду — П. В. Ольховик. Второй слева в среднем ряду — К. Середа
Фотография 1898 г.
Частное собрание, Москва

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ленин В. И., Несколько слов о Н. Е. Федосееве, — Сочинения, т. XXVII, стр. 376—377.

2 Ленин В. И., Сочинения, т. XXVII, стр. 558 (выписка из письма от 16 августа 1898 г.).

3 «Федосеев Николай Евграфович. Один из пионеров революционного марксизма в России. Сборник воспоминаний», Гиз, М. — П., 1923, стр. 127.

4 См. письмо В. И. Ленина к П. Б. Аксельроду от начала ноября 1895 г., — Сочинения, т. XXVIII, стр. 8.

5 «Вести из России. Петербург 20 октября» (1895 г.), — «Работник», Женева, 1896, № 2.

6 24 апреля 1897 г. в Красноярске произошла единственная личная встреча Н. Е. Федосеева с В. И. Лениным (см. Зильберштейн И. С., Некоторые вопросы биографии молодого Ленина, — «Каторга и Ссылка», 1930, № 1, стр. 18).

7 Ольховик и Середа к моменту прихода духоборов были, вероятно, уже высланы из Александровского на Алдан.

8 Первое письмо Федосеева печатается по копии, хранящейся в архиве В. Г. Черткова, второе — по автографу, хранящемуся в архиве Толстого в рукописном отделении Всесоюзной библиотеки им. В. И. Ленина. Письма Толстого печатаются по листам копировальной книги, хранящейся в Толстовском музее.