253

6

[11 июня 1890 г.]

Павел Михайлович!

Я вчера увидал картину Ге «Что есть истина?»1. И теперь пишу в Америку моим друзьям там2 письма об этой картине. Ее везут туда на-днях3. Я ее видел и она мне более не нужна. Те русские, которые видели ее, тоже видели и она им больше не нужна, те, которые не увидят ее, если она по всем вероятиям останется за границей, не увидят ее, как

254

не увидали бы ее американцы, если бы она осталась в России. Я ни в каком отношении не признаю патриотизма, тем более в деле просвещения. Где бы ни разносили свет, все равно, только бы разносить. И потому я пишу вам об этой картине не потому, что для себя или для России желаю, чтобы картина осталась в ней, а пишу только для вас.

Выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства живописи и собирали под ряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные.

Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете все, только не ее.

Для меня это просто непостижимо. Простите меня, если оскорбил вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите ее, чтобы не погубить все свое многолетнее дело. Если же вы думаете, что я ошибаюсь, считая эту картину эпохой в христианском, т. е. в нашем истинном искусстве, то, пожалуйста, объясните мне мою ошибку.

Но, пожалуйста, не сердитесь на меня и верьте, что письмо это продиктовано мне любовью и уважением к вам. Про содержание моего письма вам никто не знает4.

Любящий вас Л. Толстой

Письмо хранится в архиве Третьяковской галлереи. Датировка на основании записи в дневнике Толстого от 12 июня 1890 г.: «Вчера 11 я писал... Третьяк[ову]...».

1 «Что есть истина?» Ге, 1890 (Третьяковская галлерея). Замысел написать эту картину появился у художника еще в 1889 г. 6 ноября этого года Ге писал Толстому: «Теперь с зимой я начал писать картину «Что есть истина?». Для этой картины я ездил в Киев, кое-что собрал. Теперь работаю, и на душе очень хорошо...». 17 января 1890 г. он писал Толстому об окончании картины: «...Я теперь делаю рисунки последней картины «Что есть истина?» главным образом, чтобы вам показать. Мне жалко будет, если вы не будете знать этой моей картины...». 28 января Ге привозит Толстому рисунок с картины, и Толстой отмечает в своем дневнике: «Очень хорошо». 14 февраля Толстой пишет Ге: «Все думаю о вас и о вашей картине. Очень хочется знать, как к ней относятся и кто как. Меня мучает то, что фигура Пилата мне как-то с этой рукой представляется как-то неправильной. Я ведь не утверждаю, а спрашиваю, и если знатоки скажут про эту фигуру, что правильно — то я успокоюсь. Об остальном я знаю и спрашивать ничьего мнения не желаю» («Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге. Переписка», изд. «Academia», М. — Л., 1930, стр. 131—132).

2 По поводу картины Ге «Что есть истина?» Л. Толстой написал в Америку большое письмо известному американскому публицисту Джорджу Кеннану (1845—1924), автору книги «Сибирь и ссылка», 1891 (письмо опубликовано во вступительной статье к книге «Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге. Переписка», стр. 26—31). Толстой писал также Венделю Гаррисону, сыну Вильяма Гаррисона, борца за освобождение негров, и другим лицам. См. письмо Л. Толстого к Н. Н. Ге от 22 августа 1890 г.: «Из Америки кое-кто отвечали. Один Гаррисон пишет, что едва ли будет иметь успех, так как фиаско выставки картин Верещагина отбило охоту от русских картин» (ibid., стр. 133).

3 Картину Ге «Что есть истина?» взялся везти в Америку присяжный поверенный Н. Д. Ильин, получивший для этой цели 2 000 руб. от Третьякова. Фактически Ильин выехал с картиной в Америку из Берлина только в декабре 1890 г.

4 Позднее, в письме к Ге от 22 августа 1890 г., Толстой признается: «Третьякову я, грешный человек, писал, когда еще вы были у нас, под секретом от всех. Мне искренно было жалко его, что он по недоразумению упустил ту картину, во имя которой он скупает всю дрянь, надеясь на то, что, собрав весь навоз, попадет и жемчужина» («Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге. Переписка», стр. 133).