106

[ДНЕВНИК 1879 ГОДА]

9 марта 1879

Утром был у Шинтякова1. Двор разгорожен, обвис сарай, без конца2. У него дочь и две девочки гости. Сын 8 лет обстриже[н] от вшей. Тепло, дымом пахнет. На столе ситник (сам пек) и <жавор[онок]> чувилька3. Хлебы еще в печке. На полке горшки. Образа сняты от дыма. Пришла Курносенкова высадить хлебы. (Бедные помогают друг другу, но не богатые)4. Вы́шник5 — окно для дыма. У Ко́стюшки6. Убрана изба. Махотки7 на полке вдоль левой стены. В чулане теленок. Под печкой — яма, картофель. Под ножкой стола топор. Жена прядет конопли на гребне, на прялке. Кудель — рогатина; на ней хлопки для дерюжек8. Овец нет. Кафтан один, в дырах. Две девочки — одна кривая на печке. «Хоть бы и эти померли. Всех одень, обуй»9. Шурин помогал, как был беднее; разбогател — перестал. Зовет его «Костюша».

На большой дороге10, встретил двух симбирских богомолок. Одна мужняя жена, другая монашка. Собирает кусочки11. Идти в Киев ее благословила Лукерьюшка. Лук[ерьюшке] 90 лет. Она с 19 лет ходит босиком зиму и лето. <Духов> Грамоты не знает, а писанье12 так знает по наслышке13, что лучше духовных все расскажет. Ест в неделю раз просвиру. Спит на полу, камень в головах. В одно окошечко принимает милостыню, в другое отдает. Становой — сердитый был — приехал к ней. «Ты ежовую то шкуру скинь, в ней в царство небесное не войдешь». Другой человек стал, ездит к ней каждую неделю. — Два раза в Киев босая ходила.

11 марта

Был в роще. 4 пилят ламинцовские, 4 делают бочки. Живут вместе, а артель врозь14. Бочку делают так: Срезать дерево, вырезать вырезок по мере латков15, распилить. Латки выстрогать по краям. <Загнуть.> В загнутый обруч с клепушком16 вставить латки, прижать к клепушку, набить другой17, <обстр.> по два с каждой стороны, срезать пилой, выстрогать по ребрам. Выскрести изнутри, вытесать топором. (Обруч в замок18 загнуть, надломить концы). Вымерять циркулем, обвести шесть раз. Вырезать на дно доски, выстрогать им ребра по фуганку. Сложить, выкружить19, стесать по кругу, где тешется, и выпилить, где поперек. Уторить20. Затесать края дна, отпустить обруч, вложить, нашить обруч (потом стучать).

На дороге богомолки 3. Михайловск[ого] уезда. У одной было 11 детей, остался один. Последнего заспала под Троицу. Свекор и муж не ругались, говорят: он сам умер. «Я иду помолиться за грехи. А может отец Иона скажет, что не заспала, а сам умер». Старичок 60 лет, ходил по богомольям, у Почаевской21 был. Иона в Киев[е] сказал: «Иди домой, пожар горит22, а тушить некому». Он вернулся, а сыновья кабак сняли. Он пожил 2 недели. Сын поехал за вином. Говорит другом[у:] ты мне кулешику23 на молоке дай, а сам поезжай встреч[ать] брата. Что-то мое сердце чует. Сын пошел запрегать. Еще не запрег, бежит сноха. «Батюшка помирает». И помер24.

Вечером прошел по деревне25. У Сергея Резунова26 крик; остановился, прислушался. Сноха сидит, шьет. Отец за столом ругается с сыном. Сын на печи. Об еде что-то. Кашей с маслом тебя кормить. Ты курдюк наел, партки не стянешь. У меня <через> ползут27. Сноха смеется. Сын что-то ответил. Старик схватил палку или топор и сделал шаг к печи. Сноха завыла, вскочила: батюшка.

Портные переходят с своими ребятами.

Богомолка одна, говоря про то, что дома или нечего делать, или никогда работы не переделаешь, сказала: Моешь, чистишь, готовишь. Уж и

107

СТРАНИЦА ИЗ ДНЕВНИКА 1879 г.

СТРАНИЦА ИЗ ДНЕВНИКА 1879 г.
Толстовский музей, Москва

108

рада, когда праздник придет. Не пришел бы праздник, все бы28 работа нашлась.

Лукерьюшка29 на Иордани30 босая у проруби стоит. Всем воду подает. Вы замочитесь, а я босиком, подам, и подает ковшиком. Когда все уйдут, и она пойдет.

13 [марта]

Осип Наумыч31 приходил три раза. В первый раз рассказ 1) о своем падении. До 60 лет не пил не только вина, чаю, не пил квасу, — попал в начальники, связался с кухаркой Васюткой; тут и жену бивал. Его дочь — моя молочная сестра Городенска[я] чудна̀я32. Два раза уходила. Как была, так и пропала. Раз 4 недели. Где была? У троицы33. Чем кормилась? Две богомолочки шли, меня кормили. Другой раз ушла 2 месяца. Была в Киеве. Теперь все шепчет: О Господи! — Как кто придет, перекрестит и уйдет. Муж ее много бивал. Теперь зовет ее к себе в Сибирь. Там в подносчиках34. 2) Как дрался с снохой35. Бог пожаловал мне ее пальцы в рот в зубы (ему 80 лет). А то бы задушила: Одной рукой за причинное место, другой душит. Вышло дело из-за вощин36. Он дал ей нести, она хотела утаить. 3) Пулхерия Ивановна37, рябая, большая, толстая помещица, с старостой в связи. Мужа ее задушили и сожгли. А она добрая была. 4) Как молотят зимой по ночам. Проснешься, уж слышишь по <заря> гумнам зы́кают38 цепы. Выходи. 5) Как сноху сватал. Слюбившись была с владимирцем. Привезли домой приданое. В сундуке одна прялка громыхает. 3 года всхрапывала39, только уж как дети пошли, обрусела40.

Прохожий. Оренбург[ского] уезда. 6-й месяц в дороге, был в Киеве. 35 р[ублей] истрес41. Последние 5 копеек отдал. Куда? В Ярославль. Оттуда даром возят.

Архиерей в Туле раскольничий42. Худой, постный, робкая добрая улыбка, смех, пелеринка, иконостат.

Волостной суд43. 1) Драка мальчишек, потом Домна вступилась. Мать мальчика за своего. Платки долой, в волоса. Мужик Абакум44 рознял, мальчишку сунул45.

2) Абакум с Гаврилой46 за солому. Старая вражда. Бас Гаврилы веселый и молодецкий. <Шпиль>

3) Влас47 80 лет, горбатый, слепой, плюгавый, рыжий, длинные космы. Хлеба не дает. Плетень стал рубить. «Отцовскую работу рубить грех»48. В дележе была. «А ты меня ударил». Грех, батюшка! «Дай мне хлеба четверть49. Корми меня». Общее размягчение. Сын согласен. Так-то лучше.

4) Евдокимова дочь с свекровью. Поддевку не сшили. «Я за водой иду». Муж говорит: у меня много жен. Мне жаль. Какой палец ни укуси.

5) Драка возвращаясь со сходки. Бороду вырвали. Не на то ростил. Ты гонялся за всеми по деревни. Он тебе землей глаза засыпал. Оскорбление старика. Ты за копейку в церкви пернешь. Не наноси на меня50 наносные слова. В оттяжку шел51 за ними. За ними натягивал52.

Журнал Николая из Самары53. Драка, по закону Моисееву и Христову.

Странники два54. Один солдат вятской55, был писарем, глаза стали слабы, идет богу молиться; другой тамбовской, молодой, седой, в фуражке из голеватки56, но в оборванном платье и лаптях; был сын прикащика, сам жил в прикащиках, потом взял в аренду (700 р.)

109

с товарищем. Не заплати[ли] в срок, барин подал ко взысканью, раззорили, стал пить, упал, хотел руки на себя наложить, пошол богу молиться. Готов в работники.

4 апреля

Козак57, странник, молодой вдовец, монашеский повисший нос58, вдовец, жил два года на Вааламе59, хорошо там, жизнь высокая. Неохотно говорит.

5 апреля

В Туле Касмаев60. Старик худой, тонкий, оружейник, глаза крутые закрывает. Рассказ о работе оружейников61 и их бое. Повытки62. Цехи белорудный, приборный63. Ратмана64. Бургомистр. Батожьем65 пороли. Голуби чистые. Принесть кошолку и, когда те уже улетели, выпускает, и тот виясь догоняет. Кулачный бой. Самого...66 бил ладонью, в стене67. Поединки. Черта, крестятся, целуются. Под зябри68. На носки чуть наступить, тогда с ног долой. Степка Радимой, привозили на санях под рогожей, выйдет и пойдет. В шапке не бьют.

<Вечером> Васильков рассказывал, как на Иоанна Крестителя69 в Алексине на ярманке70 тульские с рукавицами, шляпами, серпуховские с ситцем, одоевские с грибами. Ну, цыгане! выходи на шляпников. И пошла пальба. Как татарин в Серп[ухове] убил71, в Одоеве, в Орле убил, а в Туле Степка Радимый его убил. Сначала посмотрел его уловку, приметил и вышел и убил до смерти. Без шуму удары самые жестокие. Искусства много. — Кудрявцев слепой, разжиревший, седой, представительный, грубо иронический, денежный старик. Рассказ в лицах. Забыто72. Олонецкой губернии былинщик73. Пел былину Иван Грозного74. Рассказывал про царя и царицу75. Царю! звательный76. Рассказ про помещика, провалившегося на льду и молившемуся77 последнему Миколе,

Иллюстрация:

ДЕРЕВНЯ ЯСНАЯ ПОЛЯНА
Фотография 90-х годов
Толстовский музей, Москва.

110

а78 огрухнут, огрухнут79. Молится сам80 часа по два. <100> «3 лѝстовки»81. Записана его молитва82.

Грубость. Оглоблей по брюху за косушку. Калдун, кушак вокруг себя: — бей, швырком83, камнем или поленом — не попадешь. Пока проскачет версту туда и назад, 20 яиц с скорлупой съест. Съедают сальную свечку.

За голову трес — все позвонки отвертел. Драка, привел в избу, сбил с ног, ногами успетками84. Очнулся [—] что́ я сделал. Помиримтесь. Вот Экатеринка85. Не взяли. Судья оправдал.

7 апреля

На прогулке — богомолки — две костромски[х], 6 вологодских. Костромская широкорожая девка. Два раза была в Киеве, была в Соловках86, «Я девка!» указывая на сумку, «и дом и дети [—] все тут».

Старушка вологодская. В островах (лесах)87 барки рубят. Лес матёрый.

8 апреля

В Туле. В часовне раскольнич[ьей]. Темно золото — все. Подсвечники 4-угольные. Старики с ле́стовками. Поклоны после крестов в одно время. Голоса грубые, звонкие, скрипучие — отзываются Иоан[ном] Грозным. — В остроге88. Передача вещей посетителями. В халатах, белолицые, -рукие женщины89. Солдаты разбирают холсты — хлеб — яйца. Матери целуют детей. Муж не целует, не приветствует жену. — Одиночны[й] Федоров расчесан, зубы вострые видны, приятная улыбка, ловок, умен. От обществ90. Черненький, маленький, востроносый. Солдат бледный, нервный, трясутся скулы, злой ябедник. Красавец. Борода, волосы, неясные глаза. Слабый нравственно. Курощапов мужичок простой, длинноносый, рыженький. — Старик вор, волнистая седая борода — мудрец на вид. — Мальчики онанисты, учатся в остроге. Испорченный, с надвинутым лбом, 16 лет. Женоподобный, круглолицый, за голубей. С острой стриженой головой, ротик оником91. За платок. В крови вор. Парашник92 длинноволос[ый], курчавый, скуластый, веселый.

Свечина рассказ. Про дворового93: пора костям со двора под крышу. Душа уже не моя, а богова стала.

17 апреля

Оренбургские два молодые казака. Ехали до Сызрана94, оттуда пешие по угодникам до Киева; оттуда на Воскресенск, Троицк, Ярославль. Нижегородский читает русский псалтырь, на привале.

Из Суздальского уезда портной, лет 40, седой, честное прямое лицо, идет, на ходу читает акафист печерским чудотворцам. «Рублей 100 станет, обещался95, один сын был, болел и помер. Время все равно пройдет».

20 апреля

С детьми ходил в Тулу. Старинушка96 из Старой Рус[с]ы, 94 года, 4-й раз идет в Киев. Был старшиной поселенцем при Ракчееве97. Рассказ о Ракчееве. Царь98 сказал: собаке собачья и смерть. Про казни99. Спервака100 жутко. Так жутко, руки, ноги трясутся, а наглядишься, все равно как не человека мучают. «Известно за напрасно»101. Зять все молчит. А дочь бойкая. — Монах молодой, глупое лицо, впалый нос, курчавый, из духовн[ого] звания. Ходил в Оптину102, ищет где лучше жить. Противу103 московских обителей далеко, подали капусты с квасом, щи да кашу с маслом и встали разговевшись. У нас 5 перемен. С собой принесешь в обитель и жить хорошо, а то трудно тоже послушание.

111

21 апреля

Седенькой старичок, щеголек, вертит палочкой. Был садовник. Барин любил, чтоб чисто ходили. Мастеровому можно на себя тайно работать, а нашему брату негде взять. Ну а изхитрил[ся] таки. Насыпал 94 меры яблок. Мужик продал уже все и сробел, не умел ответить прикащику. Сознался. Меня барин позвал, поколотил. В одной роте служил[и]. Бывало проберут. Что Михайла — это титовка104, смеется. Вернулся, пошел к барину. Не забыл ведь. Что, яблоки хороши? Однако дал 5 рублей. Жил, кормился в городе Ряз[анской] губернии, дом имел, сгорел, один как перст <хожу>. Пойду потружусь105. Где <добрые> и хорошо примут, а где и не говорить бы лучше. Помирушка106 будешь что ли? Молодуха шепчет калека.

 

СТРАНИЦА ИЗ ДНЕВНИКА 1879 г.

СТРАНИЦА ИЗ ДНЕВНИКА 1879 г.
Толстовский музей, Москва

28 [апреля]

Бабы четыре идут, одна рассказыв[ала] житие Марины, называя ее Федорой107. О хлыстах в Веневском уезде108 в Гремячеве109. Пещеры. Пляши, играй, распутничай — ничего, а чуть для бога, сейчас и вины нашли.

112

30 а[преля]

Волостной суд110. Никифор111, радостно улыбаясь, состарились, все ближе, ближе к расчету112. Нельзя миновать. Бродягой назвал бродягу. Жалоба в «оскорблении» словом. «Отец умер, ты и вечную не кликнул»113.

Жидкова114 прибежала, испуганная, босая, избу не велят на старом месте становить, и нового не указывают.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 У Шинтякова. — Павел Федорович Шентяков, яснополянский крестьянин, когда-то лихой ямщик (возил Александра II), живал у Толстых кучером, работал шорником.

2 Обвис сарай, без конца — сарай без двух углов, открытый, прогнувшийся.

3 Чувилька — маленький жаворонок с хвостом кверху, выпеченный из теста. Чувильки пеклись к 9 марта.

4 Курносенкова... (Бедные помогают друг другу, но не богатые). — Александра Петровна Курносенкова, жена яснополянского крестьянина Якова Петровича Курносенкова. Они были соседями Шентяковых и принадлежали к числу самых бедных и малосильных крестьян.

5 Вы́шник — оконце, прорезанное около потолка в бревне, служившее в качестве дымохода. Ударение Толстого.

6 У Ко̀стюшки — Константин Николаевич Зябрев (1846?—1896), яснополянский крестьянин. У него были прозвища: Константин белый, Константин блаженный, Константин крайний, Костюша-бедняк (встречаются в записях Толстого о нем). Внук Осипа Наумовича (см. ниже, прим. 31-е) и Авдотьи Никифоровны, кормилицы Толстого. Ученик Толстого (в начале 60-х годов). Толстой посвятил ему ряд ярких страниц в оставшихся незаконченными «Записках христианина» (не изданы). В эти «Записки» он включил написанную Зябревым по его просьбе автобиографию («Жизнь деревенского мужика — одинокого Костюши-бедняка»). Об отношении Толстого к Константину Зябреву и характеристику последнего см. в содержательных «Воспоминаниях о Л. Н. Толстом» крестьянина Ясной Поляны А. Т. Зябрева, напечатанных в «Ежемесячном Журнале», 1915, № 8, стр. 79—80.

7 Махотки — глиняная посуда.

8 Хлопки для дерюжек. — Хлопки — очески, охлопья, пакля пеньки и льна. Дерюжки — покрышки, одеяла из самого грубого холста.

9 Кафтан... обуй. — Первый из известных намеков на рассказ «Чем люди живы» (ср. заглавие одной из ранних редакций этого рассказа — «Кафтан, сапоги и сироты»).

10 На большой дороге (или большаке) — на Киевском шоссе (см. вступительную заметку).

11 Собирает кусочки — т. е. побирается, просит милостыни «христа ради».

12 Писанье. — Подразумевается «священное писание»: евангелие, библия.

13 По наслышке. — В данном случае означает с голоса, т. е. с чужого чтения.

14 Артель врозь — т. е. расчет получали отдельно от артели.

15 По мере латков. — Лады, ладки (или латки) — бочарные дощечки, согнутые по длине бочки.

16 С клепушком. — Клепушок — клепка малого размера.. В бочарном деле дощечки для сбора бочки, делаемой с обручами.

17 Набить другой. — Набить клепушок — техническое выражение бочара.

18 Замок. — В данном случае скрепа (архитектурно-плотничий термин).

19 Выкружить — придать форму, требуемую для бочки.

20 Уторить — нарезывать уторы (т. е. желобки), в которые вставляются и в которых держатся края дощатого днища бочки.

21 У Почаевской — в мужском монастыре «Почаевская успенская лавра» (в м. Новый Почаев, Волынской губернии).

22 Пожар горит — образный оборот. Мотив, развитый в рассказе «Упустишь огонь — не потушишь», дан здесь в предельно краткой лингвистической записи.

23 Кулешику — уменьшительное от кулеш (областное слово): кашица, жидкая размазня.

24 И помер. — Сцена смерти старика обнаруживает генетически общий сюжет с литературным развитием сцены в рассказе Толстого «Упустишь огонь — не потушишь».

25 По деревне — Ясная Поляна.

26 У Сергея Резунова... Отец... Сын. — Сергей Федорович Резунов, плотник, и его сын Семен Сергеевич (1847?—1917), часто ссорившиеся. Сергей Резунов выведен Толстым в «Дневнике помещика» (см. Толстой, Полное собрание сочинений, Юбилейное издание, т. V, стр. 251—255 и др.) и в наброске «Все говорят: не делись,

113

не делись» (см т. VII, стр. 106—108). В записной книжке 1879—1880 гг., в списке художественных замыслов, записан и затем зачеркнут сюжет «Сын против отца», навеянный, вероятно, постояными распрями в семье Резуновых.

27 Ползут. — В данном случае: оползают, сваливаются.

28 Все бы — всегда бы.

29 Лукерьюшка. — Повидимому, продолжение записи слышанного 9 марта рассказа симбирской богомолки.

30 На Иордани — место на льду и прорубь для водоосвящения в праздник «крещенья господня» — 6 января.

31 Осип Наумыч — Осип Наумович Зябрев (1791—1884), яснополянский крестьянин, бывший крепостной Волконских, а затем Толстых. В 50-х годах служил в имении Толстого бурмистром, а затем и управляющим имением. Будучи на Кавказе, Толстой писал ему письма (они не сохранились). В «Дневнике помещика» (1856) Толстой рассказывает, как позвал к себе «Осипа Наумова, мужа моей кормилицы, бывшего старосту, известного за колдуна, хозяина и пчеловода»; там же он дает его характеристику: «Осипу Наумову лет 60, но на вид не более 40. Он приземист, очень белокур, глаза всегда смеются. Он умен, речист и гордится тем, что знает солнечные часы и планы, что не мешает ему быть вполне народным как в жизни, речах, так и приемах» (см. Толстой, полное собрание сочинений, Юбилейное издание, т. V, стр. 249).

В записной книжке 1879—1880 гг., в списке художественных замыслов, записан сюжет «Осип Наумыч погибает от злости». Имя О. Н. Зябрева неоднократно встречается в дневниках Толстого разных лет и в семейной переписке (см. Кулешов М. П., Л. Н. Толстой по воспоминаниям крестьян, М., 1908, глава «Кормилица Л. Н. Толстого А. Н. Зябрева»).

32 Моя молочная сестра Городенская чудна̀я. — Толстой поддерживал отношения со своей кормилицей А. Н. Зябревой до конца ее жизни (она умерла в 1868 г.), а после смерти неизменно проявлял интерес и заботу к ее дочери Авдотье Осиповне, которая родилась, как и он, в 1828 г. и считалась его молочной сестрой. В записной книжке 1879—1880 гг., в списке художественных замыслов, записан сюжет «Авдотья сестра. Ее невестка».

33 У троицы — в Троице-Сергиевской лавре, под Москвой (в Дмитровском уезде Московской губернии).

34 Муж... в Сибирь. Там в подносчиках. — Муж молочной сестры Толстого, Е. С. Данилаев, будучи сослан, работал, очевидно, половым в питейном заведении.

35 С снохой — с женою младшего (любимого) сына своего, Петра Осиповича.

36 Из-за вощин — пустые пчелиные соты.

37 Пулхерия Ивановна — характерное написание Толстого: в подобных случаях он, обычно, писал без мягкого знака, не в соответствии с произношением (например, валдшнеп, а не вальдшнеп). О помещице Пульхерии Ивановне и ее муже сведений не найдено.

38 Зы́кают — издают особый сильный звук при ударе.

39 Всхрапывала — не покорялась, держалась независимо, протестовала (местное тульское).

40 Обрусела — помягчала (иносказательно).

41 Истрес. — В данном случае: издержал, промотал.

42 Архиерей в Туле раскольничий — тульский старообрядческий архиерей Савватий.

43 Волостной суд. — Толстой ездил в волостной суд в деревне Ясенки, верстах в шести от Ясной Поляны.

44 Абакум — Абакум (Аввакум) Власов, ясноплянский крестьянин, старик. Его дети прозывались «Абашкиными».

45 Сунул. — В данном случае: пихнул (впихнул промеж схватившихся баб).

46 Абакум с Гаврилой. — Абакум Власов враждовал со своим односельчаном Гаврилой Ильичем Балхиным (1829—1885).

47 Влас — вероятно, яснополянский крестьянин Влас Кириллович Власов (1802—1881).

48 Отцовскую... грех. — Возможно, что это слова не отца, а волостного судьи.

49 Хлеба четверть — восемь мер, примерно, восемь пудов.

50 Не наноси на меня — не клевещи (тульский диалектизм). Наносное — клевета.

51 В оттяжку шел — шел поодаль, то нагоняя, то отставая; замедлял ход, намеренно держась на некотором расстоянии.

52 Натягивал. — В данном случае: поспевал за ними, старался догнать, но еще не догнал.

53 Журнал Николая из Самары. — Николай Чирьев, крестьянин села Гавриловка, Бузулукского уезда, Самарской губернии. Недалеко от этого села находилось приобретенное в 70-х годах имение Толстых, и Л. Н. Толстой нередко бывал

114

в Гавриловке. Он интересовался местными сектантами (так называемыми молоканами), с некоторыми из которых поддерживал отношения.

В конце 70-х годов, вероятно, в связи с усилившимся интересом Толстого к народной жизни (к воззрениям, языку и быту крестьян), он поручил нескольким крестьянам написать автобиографии и регулярно вести дневники. Примечательно, что Толстой давал такого рода задания не только яснополянским крестьянам, но и крестьянам других губерний. Так, среди полученных тогда Толстым от многих крестьян рукописей имеются жизнеописание и дневник (1877—1879) крестьянина Новгородской губернии Е. И. Барьченкова и дневник самарского крестьянина Чирьева, названный в комментируемой нами записи «журналом Николая».

Рукопись Николая Чирьева (на 38 листах писчей бумаги) озаглавлена «Описание работ, произведенных в течение дня Чирьева семейства, и разной пищи тоже каждого дня, и разных интересных слухов в селе Гавриловке». Дневник охватывает некоторые месяцы 1878, 1879 и 1880 гг. и содержит много сведений о крестьянских нуждах и ряд обращений к Толстому (в форме письма). Заказан он был Чирьеву летом 1878 г., когда Толстой приезжал в самарское имение, в Ясную Поляну пересылался по частям. В марте 1879 г. Толстой получил «журнал» Чирьева за период с 1 января по 10 марта 1879 г.

Детальное изучение дневников Чирьева и других крестьян позволит более точно установить цель Толстого при заказе им этих крестьянских литературных работ, а также степень использования их писателем. Толстой, повидимому, дорожил этими рукописями, так как берег их и держал в книжном шкафу в своем московском кабинете (в котором он работал зимами вплоть до весны 1901 г.). В настоящее время хранятся в Толстовском музее.

54 Странники два. — Ср. рассказ Толстого «Два старика», написанный в 1885 г.

55 Вятской. — Написание соответствует произношению, которое было привычно Толстому (тульский диалектизм).

56 Из голеватки — из шелковой ткани (голи), хоть и дешевой, но имевшей нарядный вид.

57 Козак. — Это написание (вместо обычного — казак) показывает большую осторожность, с которой Толстой обычно прислушивался к диалектическим особенностям речи.

58 Повисший нос — повидимому, нос пьяницы.

59 На Вааламе — в Валаамском мужском монастыре (на острове Валамо, в северной части Ладожского озера).

60 Касмаев — повидимому, рабочий Тульского оружейного завода. Его рассказы о работе оружейников и о кулачных боях были нужны Толстому, вероятно, в связи с работой над романом из эпохи Петра, как известно, оставшимся незаконченным.

61 О работе оружейников — т. е. рабочих старинного Тульского оружейного завода.

62 Повытки — именительный падеж множественного числа от слова повыток, которое употреблялось в разных смыслах: доля, пай, тягло, подати, откуп. В данном случае, вероятно, употреблено в смысле пая, доли.

63 Белорудный, приборный — цехи Тульского оружейного завода.

64 Ратмана — именительный падеж множественного числа. Ратман — член управы, управления (в данном случае оружейного завода).

65 Батожьем — батогами (батог — хлыст, кнут). Местное тульское слово.

66 Самого... — Так в подлиннике. Повидимому, Толстой, записывая, не мог вспомнить названного ему имени или фамилии.

67 В стене. — В кулачном бою — каждая половина бойцов. Бойцы стеной шли на другую стену.

68 Под зябри — под нижнюю челюсть.

69 На Иоанна Крестителя в Алексине. — В праздник усекновения главы Иоанна Предтечи, 29 августа, в Алексине (уездный город Тульской губернии) ежегодно устраивалась ярмарка.

70 На ярманке. — Это написание Толстого отражает в данном случае фонетическую сторону речи.

71 Убил. — Здесь: в смысле сильно ушибить. Дальше Толстым отмечено (как бы подчеркнуто): «убил до смерти».

72 Забыто. — Это слово, как нам кажется, означает, что дальнейшее записано Толстым не тотчас по услышании, а по памяти, спустя некоторое время.

73 Олонецкой губернии былинщик — Василий Петрович Щеголёнок (род. 1805, ум. после 1886?), крестьянин Олонецкой губернии. Известный сказитель былин, от которого Гильфердинг, Рыбников и другие собиратели русского фольклора записали около 3 000 стихов былевого эпоса. О нем см. «Былины. Исторические песни», ред. М. Н. Сперанского, изд. Сабашниковых (серия «Памятники мировой литературы»), М., 1919, т. II, стр. XXXIX—XLI, или «Русский биографический словарь», т. Ш — Ю, СПБ., 1912, стр. 26—27.

115

Иллюстрация:

ДОМ ТОЛСТОГО В ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ
Картина В. П. Батурина
Толстовский музей, Москва

Толстой познакомился с Щеголёнком, вероятно, в марте 1879 г. в Москве. Здесь он и слышал, повидимому, упоминаемые им дальше «былину» и рассказы олонецкого «былинщика». В том же году Щеголёнок, очень заинтересовавший Толстого, приехал по его приглашению в Ясную Поляну и прогостил в ней месяц или полтора.

Толстой узнал от него множество народных сказаний, из которых более двадцати тогда же записал, а сюжеты некоторых если и не записал, то запомнил на всю жизнь (записи печатаются в т. XLVIII Юбилейного издания сочинений Толстого). Шесть написанных Толстым произведений имеют источником легенды и рассказы Щеголёнка (1881 — «Чем люди живы», 1885 — «Два старика» и «Три старца», 1905 — «Корней Васильев» и «Молитва», 1907 — «Старик в церкви»). Кроме ряда легенд и притч, Толстой записал от него же много поговорок, пословиц, отдельных выражений и слов.

74 Пел былину Иван Грозного. — От В. П. Щеголёнка Гильфердингом записана былина «Иван Грозный и сын». Очень вероятно, что именно эту былевую песню Щеголёнок пел и при Толстом. Былина «Про царя Ивана», исполнявшаяся им, особенно понравилась и В. В. Стасову (см. «Лев Толстой и В. В. Стасов. Переписка», Л., 1929, стр. 43—44).

75 Рассказывал про царя и царицу. — Щеголёнок, вероятно, сказывал при Толстом одну из былин (или исторических песен) об Иване Грозном и его жене (быть может, о женитьбе Грозного на Марье Темрюковне или же о смерти царицы Анастасии Романовны).

76 Царю! звательный. — Толстой, отмечая здесь звательный падеж, обращает внимание на случай редкого архаизма.

77 Несогласованность падежей в подлиннике. Рассказ, о котором здесь упоминается, неизвестен.

78 а — значение этой буквы, подчеркнутой и обведенной Толстым чертою, неясно.

79 Огрухнут — отяжелеют.

80 Сам — вероятно, рассказывавший Толстому «былинщик» В. П. Шеголёнок.

81 3 лѝстовки. — Вероятно, было рассказано, что во время молитвы три раза он перебирал свои ли́стовки (или ле́стовки), т. е. кожаные старообрядческие чётки.

82 Записана его молитва. — Нам не удалось найти этой записи в бумагах Толстого.

116

83 Швырком — тонким поленом, поленцем (именительный падеж — швырок). Местное слово швырок встречается именно в этом смысле в рассказах Толстого. Однако, в данном случае слово швырком может быть употреблено в более распространенном смысле, а именно: броском.

84 Успетками — ударами пяткой, каблуком.

85 Экатеринка. — Написание, вероятно, отражает произношение. «Екатеринкой» называли сторублевый кредитный билет.

86 В Киеве, в Соловках. — Подразумевается: в Киево-Печерской лавре и в Соловецком монастыре.

87 В островах (лесах) — густой, нетронутый строевой лес.

88 В остроге — в тульской губернской тюрьме. Толстой неоднократно бывал в ней и впоследствии.

89 Белолицые, -рукие женщины. — Подразумевается: белорукие.

90 От обществ. — В то время по особому приговору сельского общества высылали иногда в Сибирь. Возможно, что и среди арестантов, которых видел и наблюдал Толстой, были такие высылаемые.

91 Оником — т. е. похож формою на букву «о». Оник — уменьшительное от «он» — названия этой буквы русской азбуки.

92 Парашник — уборщик параш в тюремных камерах.

93 Свечина рассказ. Про дворового. — Федор Александрович Свечин (1844—1894), тульский помещик, знакомый Толстого. По воспоминаниям, отличный рассказчик. В 1879 г. напечатал рассказ из жизни вольноотпущенного дворового человека «Финоген Семенович. Быль» («Русская Речь», № 7). Как видно из комментируемой записи, Свечин еще раньше познакомил Толстого с содержанием своего рассказа. В конце этого рассказа приведены слова угасающего старика: «— На охоту?! — переспросил он снисходительно, ласково улыбаясь. — Нет, батюшка, времячко наше ушло... да быльем поросло; был конь, да уездился... и костям пора со двора... под крышу... да и душа то... чужая уж... не своя... господняя стала... об ней, грешной, надо подумать...».

94 До Сызрана — до города Сызрани, Симбирской губернии. Толстой в то время по-старинному говорил (и писал): не Сызрань, а Сызран.

95 Обещался — дал обет.

96 Старинушка — эпика. Толстому, вероятно, понравилось это слово, когда он слушал старика-«былинщика». Впоследствии Толстой приводил, как «чудные», народные стихи: «Зачал старинушка покряхтывать...» (см. дневник от 23 января 1902 г., — Толстой, Полное собрание сочинений, Юбилейное издание, т. LIV, стр. 119, 486).

97 При Ракчееве — при Аракчееве. Толстой дает здесь произношение «старинушки».

98 Царь — Николай I, ненавидевший Аракчеева.

99 Про казни. — Вероятно, про наказание шпицрутенами, прогнание сквозь строй.

100 Спервака — сначала. В данном случае: в первое время.

101 За напрасно — зря.

102 В Оптину — в мужской монастырь «Введенская Оптина пустынь», близ города Козельска, Калужской губернии.

103 Противу — диалектизм.

104 Титовка — сорт яблок.

105 Пойду потружусь. — Подразумевается: пойду на богомолье, потружусь, идучи богу молиться.

106 Помирушка — нищая, ходящая по миру.

107 Рассказывала житие Марины, называя ее Федорой. — Странница, вероятно, рассказывала Толстому житие православной святой Марины (она же Маргарита Антиохийская). Повидимому, рассказчица по ошибке называла ее другим именем, что Толстой заметил, так как он хорошо знал жития святых.

108 О хлыстах в Веневском уезде Тульской губернии. — Хлысты — религиозная секта. В дальнейшей фразе («вины нашли») — намек на преследования сектантов со стороны церковной и светской властей.

109 В Гремячеве. — Большое селение Гремячево (в старину город Гремячев), объединявшее ряд слобод.

110 Волостной суд. — См. прим. 43-е.

111 Никифор — вероятно, Никифор Резунов, яснополянский крестьянин, позднее ослепший. Был соседом Курносенковых.

112 К расчету — к концу жизни.

113 Вечную не кликнул — т. е. не устроил церковных проводов, не заказал отпеть «вечную память».

114 Жидкова — вероятно, яснополянская крестьянка-вдова.