Толстой Л. Н. Наука и искусство [1890—1891] // Л. Н. Толстой / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.: Изд-во АН СССР, 1939. — Кн. II. — С. 43—50. — (Лит. наследство; Т. 37/38).

http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l37/t37-043-.htm

- 43 -

5

НАУКА И ИСКУССТВО

[1890—1891 гг.]

Науки и искусство составляют в наше время едва ли не самую уважаемую людскую деятельность, такую деятельность, которая по важности своей превосходит все другие, поощрение которой считается самым почтенным, противодействие которой самым постыдным делом и представители которой считаются наиболее достойными вознаграждения, почестей и уважения. Мнение о том, что деятельность наук и искусств есть высшая человеческая деятельность, и ученые и художники суть люди, стоящие во главе человечества, не раз прямо высказывалось, не встречая возражений. Оно и действительно так, и наблюдения над направлением стремлений людей нашего времени подтверждают такое мнение. Большинство людей стремится к образованию для того, чтобы занять место в рядах наиболее уважаемых деятелей общества — ученых и художников. Вознаграждение за труд художественный — 500 тысяч фран. за картину, 50 тысяч рублей за абонемент, 2 миллиона марок за секрет лимфы, — самое большое из всех вознаграждений за труд. Если ученые не получают таких громадных гонораров за свои труды, как художник, — некоторые из художников, — то труды их ровнее оплачиваются и дают всегда более, чем обеспеченное существование. Для богатого человека, желающего заслужить уважение общества, — лучшее средство есть не жертва на церкви, монастыри, как было прежде, не на филантропические учреждения, как было недавно, а на ученые и художественные учреждения — школы, институты, клиники, художественные заведения, галлереи, музеи...

Научная и художественная деятельность суть наиболее уважаемые в наше время деятельности и на эти деятельности тратится большое количество

- 44 -

сил людей, как тех, которые прямо посвящают себя наукам или искусствам, так и еще больше тех, которые работают для приготовления предметов, нужных для занятий наукой и искусством.

Возьмите первую попавшуюся газету, служащую отражением жизни, и прочтите объявления. <Я беру газету, в которой у меня завернуты были тетради, и читаю. Русские Ведомости 1890 г. 15 декабря. — При магазине Детское Воспитание Леонтьевский пер. и Отделении магазина открыта>

Русские Ведомости 15 дек. Суббота

Дело науки

Журнал гражданского и уголовного права выходит ежемесячно.

Дело науки и искусства

Политическая, общественная и литературная газета «День».

Тоже науки и искусства

В конторе Печковского открыта подписка на все русские и иностранные журналы.

Педагогическая наука

Открыта подписка на иллюстрированный журнал «Детское Чтение» в 1891 год... Альманах. Содержание Альманаха: стихотворения...

Открыта подписка на 1891 г. «Кормчий» (Путеводитель). Духовно-Народный Иллюстрированный журнал...

Искусство, поэзия

Собрание сочинений А. И. Левитова.

Наука богословская

По выходе из печати в начале января 1891 г. «С церковного амвона» — желающие выписать... Еще подписчики получат 12 месяцев Жития святых...

Наука и искусства, поэзия и живопись

Открыта подписка. Большой, семейный, иллюстрированный журнал «Живописное Обозрение». В течение года выдается подписчикам 52 нумера.

ТЕАТР КОРШ

Искусство декламации и музыка

Литературно-музыкальный вечер А. А. Эйхлер-Пименовой.

ТЕАТР ПАРАДИЗ

Искусство драматическое

Г-жа Жюдик-Ниниш. В Воскресение...

Музыка

Императорское Русское Музыкальное Общество, Московское отделение 15-го декабря, в субботу... Четвертое Симфоническое Собрание...

Наука

17-го декабря 1890 г. имеет быть прочтена... профессором К. А. Тимирязевым лекция «Новейшие исследования о происхождении азота, растения и их отношение к земледелию»...

Наука

В суб. 15-го дек. в 7½ в. в помещ. Политехнического имеет быть публичное заседание Ученого отдела императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Предметы заседания: 1) Доклад Янжула...

- 45 -

Наука

 

В субботу 15-го дек. в 7½ ч. в. в помещении Политехн. музея имеет быть публичное заседание Ученого отдела О. Р. Т. З. 1) С. А. Владимиров...

Наука и искусство

«Русские Ведомости» (год 26) Условия подписки...

Наука

Публичная лекция В. А. Гольцева «об искусстве»...

Наука

Вышла и продается в книж. маг. «Опыт методики элементарного курса истории»...

Наука

Новое издание Павленкова «Дарвинизм».

Наука

«Пантеон Литературы».

Наука и искусство

Открыта подписка на трехмесячный историко-литературный журнал...

Наука и искусство

Открыта подписка на 1891 г. на журнал «Труд».

Наука

Вышел в свет 7-й выпуск «Настольный энциклопедический словарь».

Сочтите весь тот труд людей, производящих все эти предметы, и тех, которые производят нужные для этих предметов приспособления, и вы получите ужасающую цифру потраченного человеческого труда.

Перевертываю страницу. Передовая статья о необходимости распространения коммерческого образования. Говорится о приготовлении учителей коммерческих наук (следовательно дело науки).

Далее. Внутренние известия. Петербург. Заседание исторического общества (наука). — Далее Театр и музыка Шехеразада. Испанское каприччио. Ночь на Лысой горе, концерт d. moll и симфония f. moll. La Roussote Галеви. Жюдик (искусство).

Перевертываю еще страницу. Заметка по поводу предстоящего собрания общества любителей художеств. Дело идет об искусстве живописи.

В фельетоне — художественная критика. Тоже наука или искусство.

Еще объявления. Дамские трости. 210 книг новейших русских и иностранных писателей (искусство). Потом объявления девяти театров балетных — дело искусства.

Все это предметы, касающиеся науки и искусства или по крайней мере признаваемые таковыми теми, которые ими занимаются.

Присмотритесь просто к работам людей, живущих в большом городе, и вы увидите, что бо́льшая часть трудов этих людей посвящена занятиям науками и искусствами и приготовлением предметов, нужных для этого.

В каждом доме вы найдете несколько десятков учеников от городского училища до студентов, занимающихся исключительно науками. Реалисты, гимназисты, техники, гимназистки, студенты, академисты, занятые только наукой. Большей частью родители их живут только для них, и потому весь труд на содержание этих семей совершается для науки в самом общем смысле.

Сочтите потом труд, который был положен на постройки самих зданий, в которых производится обучение: университеты, гимназии, академии, училища, и труд, производимый на содержание этих заведений; потом труд на приготовление всех приспособлений, инструментов всякого рода, употребляемых в этих училищах, бумага, перья, карандаши, тетради,

- 46 -

и наконец миллионы книг, приготовленных к занятию десятка тысяч людей. Посмотрите потом на библиотеки, музеи, на типографии, занятые печатанием миллиона миллионов книг, никому не нужных, никем не читаемых и если читаемых, то тотчас забываемых и не оставляющих никакого следа в умах людей. Все это делается во имя науки. Всмотритесь потом в так называемые произведения искусства, или предметы, нужные для произведений искусства, или предметы, которые теми, которые их производят, считаются предметами искусства: храмы, дворцы, украшения домов, памятники суть произведения искусства архитектуры. Расписанные стены, картины в музеях и частных домах, картины, гравюры лито-цинко — и всевозможные — графии, иллюстрации в книгах, объявления даже с картинками — все это произведения искусства живописи. Бесчисленное количество инструментов, в особенности фортепьяно, звуки которого раздаются из каждого этажа; концерты, оперы, вечера с музыкой, ноты, консерватории — все это приспособления или произведения музыкального искусства. Миллионы книг, журналов, газет наполнены произведениями словесного искусства, чтения, декламации, театры с операми, комедиями, драмами, балетами, цирками — суть произведения сценического искусства, о котором даются отчеты в каждом номере газет.

Парикмахер, украшающий лица женщин, тоже называет свое дело искусством и себя — artiste en cheveux — не с меньшим основанием, чем хорист оперы или балета, тем более, что академик Renan в серьезной книге. Marc Aurèle серьезно говорит, что украшение женщины нарядом есть искусство — le grand art.

Все это происходит во имя науки и искусства. И все это поглощает огромное количество труда не только для изготовления предметов, нужных для занятия науками и искусствами, но и для приготовления людей, способных производить их.

Тысячи и тысячи людей мужского и женского пола с детства учатся этим разным наукам, искусствам, в большей части случаев в ущерб телесному и духовному здоровью, как все признают теперь. Научные школы полны учениками, занятыми изучением таких предметов, про которые многие ученые люди говорят, что они совершенно бесполезны. Художественные школы всяких родов полны учениками, которые все свое детство и юность проводят в упражнениях: в искусстве ходить на канате или играть скоро на фортепьяно. Для произведения предметов наук и искусств и для обучения им тратятся человечеством огромные силы. Правильно ли это?

Стоит ли тратить миллионы на содержание театров с их развратными балетами и операми, когда у сельских жителей нет проселочных дорог? Стоит ли тратить миллионы на более чем сомнительной пользы музеи, когда у жителей того же города нет места, куда укрыть голову?

Стоит ли тратить миллионы и миллионы рабочих дней типографщиков на печатание всего того вздора, который не переставая читается во всех частях света, в большинстве случаев не просвещая, а одуряя людей, когда большинство людей так завалено работой, что должно посылать детей и женщин на фабрики. Утверждение о том, что театры, музеи и книга и газетопечатание, распространение науки и искусства сделают то, что будут и шоссе и будут у всех приюты, и не будут работать женщины и дети — неубедительно, во-1-х, потому, что нельзя найти логической связи между балетом и шоссе и музеем и домом для работы и, во-2-х, потому, что распространение театров и музеев и печатания, продолжающееся уже довольно долго, не помогает, а, напротив, все более и более мешает улучшению быта масс (не прямого, но относительного). И потому если иметь в виду те очевидные злоупотребления научным и

- 47 -

художественным знанием, которые так обыкновенны в нашей жизни, и все то зло, которое делается во имя и под влиянием этих двух деятельностей, то хочется ответить, что уважение, которым окружается деятельность научная и художественная, ложно и вредно, и что так как наука и искусство приносят больше вреда людям, чем пользы, то гораздо лучше было, если бы их совсем не было.

Так и отвечали и отвечают не один Руссо, а многие и многие наиболее чуткие к нравственным вопросам люди. До такой степени возмутительно видеть самоуверенное спокойствие профессора, изучающего экскременты микроскопического существа или химический состав звезды млечного пути, обоих верующих, что из их исследования что-то может выйти, или фортепьяниста, дошедшего до быстроты стольких-то ударов в секунду, или клауна, перевертывающегося два раза в воздухе, — всех вполне уверенных, что деятельность их вполне законна и выкупает с излишком <те> труды людей, нужных для их, не только безбедного, на большей частью роскошного существования, что естественно думать, что лучше уж не было бы никакой науки и искусства, чем такой очевидный обман и ложь, до такой степени это возмутительно.

 

РИСУНКИ Л. Н. ТОЛСТОГО, 1888 г.

РИСУНКИ Л. Н. ТОЛСТОГО, 1888 г.
Толстовский музей, Москва

И так думать тем более естественно, что в наше время, благодаря распространению книгопечатания и гласности, науки и искусства сами себя давно уже компрометировали в глазах мыслящих людей, и авторитет их держится только по инерции и потому, что нет никакого другого. В самом деле, возьмите какую хотите деятельность, научную или художественную, и в суждениях о ней вы найдете ее отрицание. Великое

- 48 -

открытие научное нашего времени: теория эволюции Дарвина. Все другие науки шатки, потому что основываются на умозрении; здесь факты. И вот в науке фактов продолжается вот уже который год полемика между дарвинистами и антидарвинистами. Антидарвинисты — и это все компетентные ученые с научными дипломами, в подтверждение себе приводящие мнения знаменитостей ученых, — доказывают, что все учение Дарвина ошибка и что все разнообразие существ не могло произойти от одного. Дарвинисты, тоже ученые, и тоже приводя подтверждение знаменитостей, доказывают обратное. Обе стороны издеваются друг над другом, презирают, упрекают в невежестве и недобросовестности друг друга. И это взаимное отрицание друг друга повторяется и в отдельных вопросах и в целых науках. Нет ни одного положения в науках (кроме математических), которое бы не было отрицаемо учеными же. Отрицают не только положения, но целые науки. В том же университете читают лекции профессора философии, юриспруденции, политической экономии, богословия, и профессора естественники, физики все эти предметы огульно считают бесполезной и даже вредной болтовней. Богословы, философы того же мнения о преподавании естественных наук, считая методы их ложными. Но, мало того, та же наука сама нынче открывает 4-е состояние тел Крукса и завтра отрекается. И этого еще мало. Преподавание того, как Христос улетел на небо и сидит одесную отца, тоже преподается, как наука. Как наука выставляется и учение о духах, и люди приглашаются профессорами исследовать эти явления во имя науки.

То же и по отношению того, что называется искусством. Точно так же, как и в науке сами ученые трудятся для того, чтобы разбивать авторитеты науки, так же и художники взаимно разрушают все авторитеты искусства. Нет ни одного предмета искусства, который бы был признан всеми. Таким было долгое время древнее искусство Греции в Возрождение, но теперь уже давно наложены и на него руки. Те же предметы искусства для одних представляются верхом совершенства, для других предметами отвращения и не заслуживающими даже названия произведения искусства. И все эти суждения исходят от людей одинаково компетентных. Но кроме этого в искусстве есть еще свойство, подрывающее его значение. Это свойство есть его очевидная ничтожность или вредность. Простому неученому человеку не может быть вполне ясно про фагоцитов, что от знания нашего о том, что они есть или их нет, никакой разницы никому не будет. Простому человеку, запуганному страшными неслыханными словами, которых, чем пустее дело, тем больше обыкновенно напускают ученые, не всегда ясно, что рассуждения о фагоцитах и их экскрементах — ненужные пустяки, но в деле искусства это бывает совершенно очевидно. Не только очевидна бывает пустяковость произведений искусства, но и вредность их, которая в соединении с важностью, приписываемой этим предметам, ясно указывает на ложное значение, придаваемое им. Так это было, например, в то же время, как шла полемика о Дарвине в научной области, по отношению опер Вагнера. Страшные усилия, труды людей были потрачены, и все художники и критики художественные вникали и рассуждали, и толпа людей старых, почтенных по три дня сидели и слушали... что? Сказку, да глупую пошлую сказку, которую ни один ребенок не выслушает без скуки, потому что это даже не сказка, а какая-то бессмысленная каша из плохих сказок, сопровождаемая такой же кашей звуков. Тут прямо очевидна несоответственность приписываемой пустяковости содержания. В некоторых же предметах, так называемых искусств, как в картинах чувственных обнаженных женщин, в балетах, очевидна прямая вредность этих произведений, выставляемых чем-то хорошим, потому что составляет

- 49 -

произведение искусства. Так что человеку, который вглядится в ту заброшенную людьми бедность низших классов, которым недоступны науки и искусства, вглядится в самоуверенность людей, занятых науками и искусствами, не имеющими никакого приложения к жизни, и пользующихся за эти праздные занятия огромным, сравнительно с зарабатываемым низшими классами тяжелым трудом, обеспечением, — вглядится в ту нетвердость достоинств этих наук и искусств, отрицаемых самими служителями наук и искусств, и увидишь даже несомненный вред, приносимый людям этими деятельностями, то естественно заключить, что если нельзя ограничить круг наук и искусств тем, что действительно нужно людям, а науки и искусства должны развиваться в теперешнем виде, то уж лучше, чтобы их совсем не было. Так и заключают многие люди и не одни сторонники Руссо, люди образованные, но люди, самые главные ценители наук и искусств, те, для которых все и производится, и те, которые на своих плечах несут всю тяжесть этого производства — именно большая масса народа. Спросите эту массу народа, нужны ли ему музеи, галлереи, университеты, консерватории, академии, и эта масса, — масса, а не некоторые, везде и всегда ответит, что нет, не нужны. И очевидно они не нужны ему, потому что они ими не пользуются, не могут пользоваться, занятые работами вне города, да и не желают пользоваться под условием тех тяжестей, которые они несут для поддержания их. Естественно думать и сказать, что лучше бы вовсе не было наук и искусств, чем если бы они поддерживались такими жертвами, какими они поддерживаются теперь, и были бы такие же, как они теперь.

 

АФОРИЗМ ТОЛСТОГО, НАПИСАННЫЙ ДЛЯ АРТИСТА ОРЛЕНЕВА

АФОРИЗМ ТОЛСТОГО, НАПИСАННЫЙ ДЛЯ АРТИСТА П. Н. ОРЛЕНЕВА, 1910 г.
Литературный музей, Москва

Естественно думать и сказать так, но это было бы несправедливо.

Что такое науки и искусства в самом широком и общем своем значении? Это передача одних людей другим того, что узнают люди. Науки передают то, что узнают люди, путем доказательств, рассуждений, искусства передают это же возбуждением в другом того же чувства, которое испытывает передающий. И то и другое необходимо для человечества

- 50 -

потому, что сказать, что лучше, чтобы не было наук и искусств, все равно, что сказать, что лучше, чтобы не было человечества.

Все, что знает и понимает каждый из нас, начиная от знания счета и названия предметов и от уменья выражать и понимать интонациями голоса различные оттенки чувств до самых сложных знаний, есть не что иное, как накопление знаний и чувств, передававшихся от поколений к поколениям и дошедших до нас, есть последствие деятельности наук и искусств.

Все, чем отличается жизнь человеческая от жизни животных, есть результат передачи знания и понимания, т. е. науки и искусства. Не будь наук и искусств, не было бы человека и человеческой жизни.

Все, чем мы живем, все, что нас радует, все, чем мы гордимся, все от железной дороги, оперы, небесной механики и доброй жизни людей, — все это есть не что иное, как последствия этих деятельностей. Железная дорога есть не что иное, как переданные от поколения к поколениям знания того, как выкопать, варить, закалить, обделать железо в полосы, гайки, винты, листы и т. п.; опера есть не что иное, как переданное от поколения к поколению понимание известных чувств, выражаемых различными словами, картинами, звуками.

Небесная механика есть накопление знаний и открытий в области движения светил; добрая жизнь людей есть последствия накопления выводов, наблюдений и откровений в области взаимных отношений людей. Если бы люди не узнавали нового, лучшего и не передавали друг другу того, что они узнают, не было бы людей, а были бы животные, постоянно остающиеся на одной ступени развития. Науки и искусства это то, что двигает людей вперед и дает им возможность бесконечного развития.

И потому, как бы люди ни злоупотребляли в нашей жизни важным значением наук и искусств, делая пустые и даже вредные дела, нельзя отвергать наук и искусств, составляющих всю силу и значение человеческой жизни.

Если же под видом наук и искусств люди предаются пустой, ложной и вредной деятельности, необходимо ясно и точно определить: 1) в чем состоит научная и художественная деятельность и 2) всякая ли научная и художественная деятельность составляет важное и нужное для людей дело и если не всякая, то 3) какая именно научная и художественная деятельность важна и нужна для людей и потому достойна того уважения, которым пользуются в наше время деятельности этого имени.