- 1165 -
ФАКСИМИЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ РУКОПИСЕЙ ПУШКИНА
Мысль о факсимильном воспроизведении всех рукописей Пушкина давно зародилась среди пушкинистов. Еще в 1901 г. А. де Бионкур под ред. А. Л. Бельского издал фототипически рукописи «Русалки» и «Скупого рыцаря». Затем через десять лет кн. Олег Константинович задумал издать факсимильно все рукописи Пушкина. Для осуществления этого издания им были привлечены В. И. Саитов, П. Е. Щеголев и Н. К. Кульман. Предприятие это ограничилось выпуском лишь автографов поэта, хранившихся в то время в Пушкинском музее Александровского лицея.
П. Е. Щеголев долго носился с мыслью продолжать это издание и только при энергичном участии А. В. Луначарского удалось ему положить начало новой серии факсимильных воспроизведений рукописей Пушкина.
В настоящее время печатается в издательстве «Academia» 1-й выпуск издания «Рукописи Пушкина». Этот выпуск заключает в себе воспроизведение в натуральную величину пушкинского альбома без переплета (в 36 листов), хранящегося в Рукописном отделении Библиотеки СССР им. Ленина (№ 2374).
В этот альбом входят писания поэта 1833—1834 гг.: черновые тексты «Медного всадника», «Анджело» и «Родословной моего героя», «Сказки о золотом петушке»,
- 1166 -
стихотворений «Французских рифмачей суровый судия», «Он между нами жил», «Сват Иван, как пить мы станем», «В поле чистом серебрится», «Полководец», «Везувий зев открыл», «Чу, пушки грянули», «Царь увидел пред собою»; планы «Капитанской дочки», перевод из Вордсворта, из Одиссеи, заметка о русском дворянстве, расчет листов готовившегося издания собрания произведении и список художественной и критической прозы. На нескольких страницах имеются рисунки Пушкина.
Кроме фототипических снимков, оформленных в виде альбома, в издании даются полные транскрипции всех воспроизводимых текстов, сделанные С. М. Бонди и Т. Г. Зенгер. Альбом и транскрипции будут заключены в особую папку. В отдельный том входят статьи и комментарии, с предисловием ко всему изданию.
Первой статьей является статья «История рукописей Пушкина».
Она состоит из трех глав: I. Творческие рукописи (1815—1837). II. Судьба их (1837—1934). III. Рукописи, разошедшиеся по частным лицам и учреждениям при жизни Пушкина (1811—1934). Первая глава написана Т. Г. Зенгер, вторая и третья М. А. Цявловским.
Затем идет палеографическое описание альбома, сделанное Г. П. Георгиевским и статья С. М. Бонди «История заполнения альбома без переплета» с диаграммами.
Комментарий к писаниям, имеющимся в альбоме, составлен: А. А. Ахматовой, Д. Д. Благим, С. М. Бонди, Н. К. Козминым, Л. Б. Модзалевским, Ю. Г. Оксманом, Б. В. Томашевским, М. А. Цявловским и Д. П. Якубовичем.
Второй выпуск фототипического издания составит альбом в 100 листов (№ 2371), главное место в котором занимают черновики «Полтавы».