559

САТАНА [греч. Satanás], или ДЬЯВОЛ [греч. Diabolos] — в христианской мифологии воплощение злого начала, владыка ада, некогда добрый ангел (Люцифер), поднявший восстание на бога, но низверженный им в преисподнюю. Согласно Апокалипсису (см.) перед «концом мира» С. будет властвовать над землей, вступит в открытый бой с богом, но будет побежден и окончательно повержен. Образ С. — князя адских сил, источника зла — обычен в средневековой лит-ре. В эпоху Возрождения, с развитием буржуазного вольномыслия, С. нередко рисуется в комическом виде. Во французских фаблио, в шванках и фастнахтшпилях (см.) Г. Сакса это чаще всего «глупый бес» (der dumme Teufel), к-рого без труда дурачат лукавые ландскнехты и пр. В XVII в. величайший поэт пуританской революции Мильтон (см.) делает образ мятежного Люцифера воплощением революционной патетики в своей поэме «Потерянный рай». В XVIII в. «бурные гении» в Германии (Гёте, Клингер, Мюллер) трактуют тему дьявола (Мефистофель) в связи с социально-философской проблематикой просветительского движения (см. «Фауст»). В новейшее время, в период декаданса буржуазной культуры, в связи с развитием мистических исканий тема «князя тьмы» в буржуазной лит-ре вновь приобретает значение, лишаясь однако тех просветительских тенденций, к-рые характеризовали ее в предшествующий период.

Библиография: Dreyer M., Der Teuffel in der Dichtung des Mittelalters, Diss., Rostock, 1884; Osborn M., Die Teufelsliteratur des 16. Jahrhunderts, Berlin, 1893; Matuszewski J., Djawol w poesij,

560

Warszawa, 1894 (русск. перев. В. М. Лаврова, М., 1901); Landau M., Hölle u. Fegfeuer in Volksglaube, Dichtung u. Kirchenlehre, Halb., 1909; Haslinghuis E. J., De Diuvel in het Drama der middeleuwen, Diss., Leiden, 1913; Rudwin M. J., Devil in legend and literature, Chicago, 1931.

Б. П.