533

САМИ-ПАША Заде Сезаи [?—] — современный турецкий писатель. Один из выдающихся представителей периода «Тензимат» (см.). Р. в знатной семье известного государственного деятеля и писателя. С. долгое время был послом в Англии, Франции, Испании и других странах Европы, изучая в то же время их лит-ру и культуру. На лит-ое творчество С. наибольшее влияние оказали Реджан Заде Махмуд Экрем (см.) и особенно Кемаль Намык (см.) — крупнейший турецкий писатель и драматург второй половины XIX в. и один из первых буржуазных революционеров.

С. примыкает к группе, противников Абдулгамидовского деспотизма, активно участвует в их газ. «Шурайк Уммет» (Совет народа) и одно время работает в Париже в качестве главного редактора этой газеты. В своих лит-ых произведениях С.-П. является выразителем идей турецкой либеральной буржуазии. Он тесно связан с течением «Литературное возрождение» (Теджегдюд — см. «Турецкая литература») характеризовавшимся поворотом от Востока к западной культуре. Его роман «Сергюзешт» (Приключение) является первым образцом романа, знаменующего зарождение реализма в турецкой лит-ре. Книга «Кючюк Шейлер» (Маленькие вещи) является основоположной для истории турецкой новеллы.

Турецкие критики сравнивают творческий путь С.-П. с развитием Жорж Санд. Для

534

творческого метода С.-П. характерно сочетание романтизма с реализмом. Но в «Сергюзеште» романтизм все же доминирует над реализмом.

Библиография: I. Сергюзешт (Приключение); Кючюк Шейлер (Маленькие вещи), перев. С. Э. Бертельса, М., Гиз., 1923. Рюмузюль-эдеб (Литературные эскизы), Стамбул (1316), 1900; Шир (пьеса), и много лит-ых и политических статей и др.

II. Рошен Эшреф, Дипорларки, Стамбул, 1918; Хабиб И., История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925; Хикмет И., История турецкой литературы, т. 1, ч. 2, Баку, 1925.

Акрем Джафар