452

РЫБНИКОВА Мария Александровна [1885—] литературовед, методист. Методические работы Р. испытали на себе влияние ряда враждебных советской школе направлений литературоведческой и педагогической мысли. В книге «Работа словесника в школе» [1922] отразились идеалистическое представление о сущности искусства (Гершензон) и теория «свободного воспитания» («вживание в творческий мир поэта», внеисторическое изучение лит-ры, отрицание учебника и пр.), в более поздних работах (напр. «Методика преподавания литературы», 1930) — формализм, переверзианство, «метод проектов» и пр. Несмотря на эти ошибки, методические искания Р. сохраняют свое значение: поиски новых форм преподавания лит-ры, методическое изобретательство, использование разнообразных форм наглядности, внимание к эстетическим особенностям художественного произведения, преследующие всестороннее восприятие лит-ры учащимися, в ряде случаев все же небесполезны для преподавателя средней школы. Наиболее значительные научно-популярные работы Р. («По вопросам композиции», 1924; «Книга о языке», изд. 3, 1926) посвящены вопросам поэтики. Наблюдения Р. над элементами композиции «Войны и мира», над ролью рассказчика в «Евгении Онегине», над эпитетами, сравнениями и звукописью у целого ряда русских писателей XIX в. и современных, сделанные в связи с содержанием их произведений, вооружают читателя умением чувствовать и эти стороны лит-ого произведения. Статьи Р. последнего времени говорят о стремлении ее рассматривать структуру поэтического произведения в плане марксистского его понимания.

Библиография: А. Блок — Гамлет, М., 1923; Голос словесника, Статья в сборнике «Теория и практика словесника», под ред. М. А. Рыбниковой, Гиз, М., 1924; русская литература в вопросах, темах и заданиях (Вопросник

453

по русской литературе для занятий 7, 8 и 9 классов школы 2-й ступени и для педтехникумов), изд. «Мир», М., 1927; То же, изд. 3, М., 1928; Современная а классическая литература в школе, Гиз, М. — Л., 1927; Как надо писать, изд. «Работник просвещения», М., 1928; Введение в поэтику, М., 1929; Изучение литературы в школе II ступени. Методическое пособие для преподавателя, Гиз, М. — Л., 1928 (написана совместно с В. В. Голубковым), изд. 3, М. — Л., 1930; Метод проектов, там же, 1931, № 4; Литература в школе. Рабочая книга по литературе и развитию речи для 1-й группы, Учпедгиз, М., 1931 (совместно с другими авторами); То же, для 2-й; То же, для 3-й группы. Хрестоматия по литературе для начальной школы, ч. 1 — для 3-го класса, Учпедгиз, М., 1933, — изд. 3, М., 1935; ч. 2 — для 4-го класса, изд. 2, Учпедгиз, М., 1934 (совместно с другими); Загадки, изд. «Academia», М. — Л., 1932; Классики в детском чтении в прошлом и настоящем, в сб. «Русский язык и литература в средней школе», 1934, № 1—2; Ряд статей по методике преподавания лит-ры в «Родном яз. в школе», «Русском языке в советской школе», «Литературной учебе» и др. за годы 1927—1934.

II. Головенченко Ф., Художественная литература в школе реконструктивного периода, «Русский язык в советской школе», 1931, № 4; Его же, Узловые вопросы преподавания литературы в политехнической школе, там же, 1931, № 5; Байкова Л., О литературе в политехнической школе, там же, 1931, № 5; Роткович Я., О методической системе М. А. Рыбниковой, в журн. «Литература и язык в политехнической школе», 1932, № 1.

А. Липаев