45

РОНИ, братья, Жозеф Анри Оноре Бёкс [Joseph Henri Honoré Boëx, 1856—] и Серафен Жюстен Франсуа Бёкс [Séraphin Justin François Boëx, 1859—] — французские беллетристы, последователи Гонкуров, подобно им часто писавшие свои произведения сообща под общим псевдонимом Ж. А. Рони (J. H. Rosny). Рони являются виднейшими представителями неонатуралистического романа во Франции. В 1896, по завещанию Эдмона Гонкура, оба брата стали членами созданной им Академии Гонкуров, в к-рой Р.-старший занял затем место президента и играл роль идеологического руководителя целого лит-ого направления.

Р. мыслят роман как научное изучение изображаемых ими типов, характеров и явлений. Будучи по преимуществу социальными бытописателями, они в то же время избегают всякой социальной заостренности и пафоса классовой борьбы. В ряде интересных романов, как-то: «Le Bilatéral» [1887], «Les âmes perdues» [1899], La vague rouge» [1910], они подходят к проблеме социализма. Но каждый раз, не вскрывая классовой сущности общества, они выводами своими прежде всего взывают к состраданию и доброте читателя, а не призывают его бороться против социальной несправедливости.

46

Как и Гонкуров, стремление изучить и документировать свои этюды приводит Р. к социальным «низам», где резче и стихийнее проявляются чувства. Но они ищут здесь лишь сюжета и материала.

Первое печатное произведение Р.-старшего — «Nell Horn» (Нелль Хорн, 1886), роман из нравов лондонских бедняков, сразу определивший социально-«аполитичный» облик его. Он навсегда остался писателем для читающей буржуазии. На нее же рассчитаны и его романы, описывающие быт и нравы парижского лит-ого мира, напр. «Marc Fane» (Марк Фан, 1888), «Les Corneilles» (Корнели, 1888), «Le termite» (Термит, 1890).

В своих романах из времен каменного века Р. нашли вполне оригинальную сферу романа, тематика к-рого, социально-бытовая по сути обогащена всеми возможностями, к-рые давала воображению художника доисторическая эпоха. В этой области они дают своего рода шедевры. Уже в первых опытах этого рода («Les Xipéauz», 1887, «Vamireh», 1892) они сумели дать увлекательную гипотетическую реконструкцию доисторического быта и нравов. В них и в последующих (как «La guerre du feu», 1911, «L’êtonnant voyage de Hareton Ironcastle», 1922) они мастерски изображают стихии природы, гигантских животных и примитивные человеческие существа, в к-рых однако ощущаются зачатки всех свойств и инстинктов, нашедших свое развитие и в последующие эпохи. Ища разрешения своих социально-философских проблем в людях каменного века, Р. задают себе вопрос, должно ли вечно длиться господство человека над миром, и, пытаясь удержаться на научной почве, приходят в этом космическом плане к отрицательному ответу («La mort de la terre», 1912).

Преемники Гонкуров, Р. родственны им и импрессионистическим стилем. Они подчас злоупотребляют красочностью и богатством своего словаря: их произведения нередко загромождены образами и перенасыщены красками. Однако, хотя Р. и заслужили упреки в отсутствии меры, все же язык их отличается своеобразием и силой. Им удалось обогатить лит-ую речь научной терминологией, подчинив ее своим художественным целям.

Библиография: I. В русском перев.: Нелли Горн из армии спасения. Роман, СПБ, 1885; До потопа. Роман из жизни первобытных людей, СПБ, 1892; То же, под загл.: Вамирех. Повесть из первобытных времен, СПБ, 1901 (и нов. изд., М., 1922); Золотой телец, Героическая поэма, СПБ, 1899; Под гнетом жизни, Соц. роман, СПБ, 1908; Марта Баракэн, СПБ, 1910; Борьба за огонь, Доисторический роман, СПБ, 1911 (и др.: Гиз, М., 1920; М., 1924; М. — Л., 1927); Гибель земли, СПБ, 1912; Власть улицы. Роман, М., 1914 (и др.: М., 1918; М., 1919; М., 1922); Красный вал. Роман, Л., 1924 (тоже: Красная волна, М., 1925); Удивительное приключение Чартона Айронкестля, Л., 1924; Улица. Роман, Л., 1924; Хищник-гигант, П., 1924; Шквалы. Роман, Л., 1925; Клэр Тэссель. Женщина-адвокат. Роман, Л., 1926; Последняя защита. Роман, М. — Л., 1926; Красный прибой. Рассказ, М., 1926; Карьера молодой девушки. Роман, М., 1927; После кораблекрушения. Рассказы, Л., 1927; Деловая женщина. Роман, М., 1928.

II. France A., La vie littéraire, III, 1891; Byvanck G., J. H. Rosny, «De Gids», 1893, I, p. 329—348; Moog J., Un disciple de Zola, «La Nouvelle Revue», 1893, 82, p. 554—571; Lee V., Rosny and the analytical novel in French, «Cosmopolis», 1897, VII, p. 674—691; Doumic R., Les jeunes, 1896; Rodenbach G., L’Elite, 1897; Casella G.,

47

J. H. Rosny, 1907; Gourmont R., de, Promenades littéraires, IV, 1912; Sageret J., Le révolution psychologique et la science: J. H. Rosny ainé, 1924; Батюшков Ф., Борцы добра (О романах Рони), в книге автора «Критические очерки и заметки о современнике», ч. 2, СПБ, 1902; Пуэнсо М., Основатели социальной школы в литературе, СПБ, 1908.

И. Тюлин