39

РОМАШЕВ Борис Сергеевич [1895—] — драматург. Родители — актеры. Учился в Московском ун-те. Был актером и режиссером. Дебютировал как писатель Р. небольшим рассказом «Попово веселье» («Веселый альманах», изд. «Круг», 1923). Одной из первых работ Р. была кино-комедия «Его спасает небо», содержание к-рой основано на ходячих представлениях об Америке. Пьеса построена на, стремительно разворачивающемся сюжете с двойниками и тайнами.

Характерным для драматургического творчества Р. является постановка общественно-политических проблем современности на конфликтах общественных и семейно-бытовых. К лит-ым качествам его пьес необходимо отнести их театральность, бытовую живописность. Сказывающийся в ранних вещах Р. натурализм неуклонно преодолевается им, центральным становится изображение общественных связей и деятельность людей.

Первая драма «Федька-есаул» поставлена Студией Малого театра в 1924. Сюжет пьесы — конфликт между мужем-белогвардейцем и женой, связавшей свою судьбу с трудовым казачеством. Драматическое построение схематично, в стиле мелодрамы. Краски кладутся плакатно. Язык грубоват, засорен провинциализмами.

Создала известность Р. пьеса «Воздушный пирог» (театр Революции, 1925). Ее тема — крушение остатков капиталистических элементов, активизировавшихся в начале нэпа. Герри пьесы — банковские служащие, мелкие

40

дельцы, уголовный элемент. Жизненной фигурой, доведенной до типизации, получился у Р. Семен Рак, неугомонный и жизнерадостный пройдоха, спекулянт и комбинатор. Герои-коммунисты — Коромыслов, Гусаков — схематичны. Множество эпизодов, плакатность отдельных персонажей — дань увлечения Р. левым театром, в значительной мере формально воспринятым.

«Конец Криворыльска» — мелодрама (театр Революции, 1926) — показывает быт уездного города, его партийную верхушку, комсомол, местную интеллигенцию, белогвардейцев, прячущихся под чужими именами. Пьеса сохранила черты уголовной хроники. Но и в постановке самой темы (рождение нового города) и в обрисовке некоторых персонажей (Роза Бергман, военком Мехоношев) видно стремление Р. к освещению новых сторон действительности, что выгодно отличает позднее пьесу «Бойцы». «Огненный мост» (1929, Малый театр) и «Смена героев» (1930, Малый театр) посвящены проблемам интеллигенции в ее отношении к революции и социалистическому строительству.

Темы эти ставились автором в значительной мере отвлеченно. Героиня «Огненного моста» Ирина Дубравина идет в революцию через некоторое внутреннее очищение. Положительное решение проблемы дается Ромашевым абстрактно-психологически, без того непосредственного знания быта, к-рое создало успех «Воздушного пирога» и «Конца Криворыльска». В «Смене героев», посвященной жизни провинциального актерства, автор проявляет большую наблюдательность, но не Поднимается до подлинного художественного обобщения. Отдельные фигуры в этих пьесах (политкомиссар Штанга) свидетельствуют о стремлениях Р. к преодолению схематичности в обрисовке передовых людей класса.

Особый интерес как по тематике, так и по характеру выведенных в ней героев представляет пьеса «Бойцы», получившая третью премию на Правительственном конкурсе 1933 (Малый театр и ЦТКА в 1934). «Бойцы» — серьезная пьеса, посвященная изображению жизни Красной армии в мирной обстановке. Пьеса получила высокую оценку советской общественности. Оптимистическое мироощущение, бодрость, жизненная простота персонажей — положительные стороны «Бойцов». Особенно удалась Р. фигура командира корпуса Гулина — бывшего батрака, героя гражданской войны, человека незаурядного, одного из тех людей, каких могла воспитать только Великая пролетарская революция.

Библиография: I. Федька-есаул. Драма в 3 д., М., 1924; То же, изд. 4, М., 1929; Воздушный пирог. Комедия в 5 д., М., 1925; Его спасает небо. Кино-комедия в 4 д., М., 1925; Конец Криворыльска. Сатирическая мелодрама в 5 д., Л., 1927; Огненный мост. Драма в 5 д., М., 1930; Смена героев. Пьеса в 4 д., М., 1933; Бойцы. Пьеса в 4 д., ГИХЛ, М., 1934; Пьесы. Предисл. В. Млечина, Гослитиздат, М., 1935 (вышло 4 пьесы).

II. Кольцов Мих., Воздушный пирог (Театр Революции), «Правда», 1925, № 45, 24 февр.; Вакс Бор., Б. Ромашев, «На литературном посту», 1927, № 24. Отзывы: Волькенштейн В., «Печать и революция», 1925, III; Тарасенков А., «Литературная газета», 1934, № 21, 22 февр.; Орловский Сергей, «Известия ЦИК и ВЦИК СССР», 1934, 24 марта; Р. С., По поводу «Бойцов» Б. Ромашева, «Знамя», 1934, № 5; Ермилов В., Театральные письма,

41

«Литературная газета», 1934, № 64, 22 мая (о «Бойцах»); Оружейников Н., «Бойцы» Б. Ромашева в Малом театре и театре Красной армии, «Литературная газета», 1934, № 41, 4 апреля; Розенцвейг Б., «Бойцы» Ромашева, «Комсомольская правда», 1934, № 77, 1 апреля (в Малом театре и театре Красной армии); Ромашев Б., Как ставились «Бойцы», «Знамя», 1934, № 6; Бочачер М., Октябрь», 1934, № 6; Субоцкий Л., Кузница пролетарских полководцев, «Правда», 1934, № 100, 11 апр. («Бойцы» в Малом театре и ЦТКА).

Н. Оттен.