63

ПОЛОНСКИЙ Вяч. [псевдоним Вячеслава Павловича Гусина, 1886—1932] — критик, историк, публицист. Р. в Ленинграде в семье ремесленника-часовщика. С 14 лет вынужден был содержать себя собственным трудом; все свободное время посвящал самообразованию. В 1907, сдав экзамен на звание учителя, поступил в Психоневрологический институт. В 1905 П. примкнул к меньшевикам. В 1918 порвал с меньшевиками, а затем вступил в РКП(б).

Первые лит-ые выступления П. относятся к годам студенчества. Но широко его литературно-общественная деятельность развернулась уже после Октябрьской революции. П. явился организатором ряда важных мероприятий в области советской журналистики, художественной литературы, критики, публицистики, исторической науки. С 1919 Полонский был в числе руководящих работников ЛИТО Наркомпроса, руководил литературно-издательским отделом ПУР. П. был членом Об-ва историков-марксистов, редактором

64

и членом редакций ряда журналов и изданий — «Красный архив», «Историк-марксист», БСЭ и пр. Особую деятельность П. развил как редактор первого советского журнала критики и библиографии «Печать и революция» [1921—1929] и литературно-художественного журн. «Новый мир» [1925—1931].

П.-историку принадлежит известная монография о Бакунине и трехтомное собрание «Материалов для биографии М. Бакунина», построенное на изучении русских и иностранных архивных документов. Но в центре деятельности П. находятся его литературно-критические работы. Книга П. «Очерки литературного движения революционной эпохи», несмотря на ряд ошибочных тезисов, положенных в основу работы, имеет определенное значение благодаря обилию умело использованных в ней фактических данных. В серии критических очерков-портретов советских писателей (частично собраны в книге «Очерки современной литературы») Полонский обнаружил наряду с ярким полемическим темпераментом публициста чутье критика, стремившегося в своей работе дать анализ классовых тенденций писателя в сочетании с характеристикой мастерства художника, его художественных приемов.

П. допустил ряд крупных литературно-политических ошибок, к-рые характеризуют его как выразителя правооппортунистических настроений. Основной ошибкой П. явилось отрицание возможности создания и развития пролетарской культуры и лит-ры в переходный от капитализма к социализму период. Эта ошибка была связана с принятием П. троцкистского тезиса о невозможности построения социализма в одной стране. Взгляды П. на пролетарскую литературу определили его ориентацию на «попутническую» лит-ру при недостаточном учете процессов классовой борьбы и диференциации в рядах писателей мелкобуржуазной интеллигенции. Отсюда идеологическая смычка с А. Воронским (см.) и литературной группой «Перевал» (см.), защита их и непонимание значения пролетарских писателей.

Наиболее явно правооппортунистический характер воззрений П. сказался в его статьях о Есенине, Клычкове и Клюеве, в к-рых творчество кулацких писателей включалось П. в «единый поток» крестьянской лит-ры.

Серьезными ошибками страдают и теоретические взгляды Полонского. Конкретизируя широкое определение искусства как «оружия классового самосознания», П. сводит задачи художника к «систематизации чувств в образах». Искусство, с точки зрения П., — это прежде всего средство самовыражения художника, объективизация его внутреннего психологического мира. Область интуитивного и подсознательного П. вслед за Воронским рассматривал как первооснову творческой художественной практики. Тем самым П. умалял роль мировоззрения в творчестве художника, снижал значение сознательной идейно-политической направленности в деятельности писателей различных классов.

В 1931 Полонский признал ошибочность своих взглядов, расцененных им как правооппортунистические, и приступил к пересмотру

65

своих теоретических позиций, что в известной мере сделано в его посмертной книге «Сознание и творчество».

Библиография: I. Максим Горький, Очерк, М., 1919; Жизнь Михаила Бакунина, Популярный очерк, М., 1920 (изд. 3, Л., 1926); М. А. Бакунин, Из истории русской интеллигенции, Исследование, т. I (1814—1861), М., 1922 (изд. 2, М., 1925; т. III — рукопись осталась незаконченной); Материалы для биографии М. Бакунина, По архивным делам III отд. и Морск. мин-ва, Ред., примеч. и вступ. ст. В. Полонского, т. I, М., 1923; «Уходящая Русь», Статьи об интеллигенции и эмиграции, М., 1924; Русский революционный плакат, Художественная монография, М., 1924; Спор о Бакунине и Достоевском (совместно с Л. П. Гроссманом), М., 1926; Марксизм и критика, Из литературных споров последних лет, М.—Л., 1927; На литературные темы, Статьи критические и полемические, М., 1927; О современной литературе, М.—Л., 1928 (изд. 3, М., 1930); Очерки литературного движения революционной эпохи (1917—1927), М.—Л., 1928 (изд. 2, М.—Л., 1929); Материалы для биографии М. Бакунина, Бакунин в первом Интернационале, Ред., вступ. ст. и примеч. Вяч. Полонского, т. III, М., 1928; Литература и общество, Сб. статей, М., 1929; Архив Огаревых, Ред. и предисл. В. П. Полонского, М., 1930; Товарищ Батрак и его учитель Бескин, «Литературная газета», 1930, № 1; Записки журналиста. Осип Бескин и его учитель Булгарин, «Новый мир», 1930, № 1; О Маяковском, М., 1931; Магнитострой, М., 1932; Материалы для биографии М. Бакунина, По делам Гос. Архивов Москвы, Праги, Дрездена, Вены, Ред., вступ. ст., примеч. Вяч. Полонского, т. II, Москва — Ленинград, [1934].

II. Козьмин Б., «Вестник труда», 1922, VI; Святловский В., «Записки Научного об-ва марксистов», 1924, VI (отзывы о «Материалах для биографии М. Бакунина», т. I); Горев Б., «Каторга и ссылка», № 45—46 (1928); Фридлянд Ц., «Литературный критик», 1933, V (о 2-м т. «Материалов...»); Бродский Н., «Каторга и ссылка», 1926, № 5 (26); Комарович В., «Былое», 1926, №№ 27—28 («Спор о Бакунине и Достоевском»); Локс К., «Читатель и писатель», 1928, № 25 (об «Очерках литературного движения рев. эпохи»); Лузгин М., О характере некоторых ошибок, «На литературном посту», 1927, IX; Ермилов В., Против интеллигентской любительщины, там же, 1928, I; Селивановский А., «Старик обожал искусство», «Литературная газета», 1931, № 15, 19 марта; Батрак И., Против полонщины, в сб. статей «Наши позиции», М., 1931; Карпинский В., Наша платформа, там же; Тишин А., Борьба за ленинский этап в литературоведении и наши журналы, «РАПП», 1931, III; Бескин О., Кулацкий писатель и его правозаступник В. Полонский, в сб. статей автора: Кулацкая художественная литература и оппортунистическая критика, изд. 2, М., 1931; К спорам о Бакунине — Письма в редакцию: П. Лепешинского, Ф. Кона и А. Лозовского. Ответ Ю. Стеклова. По поводу статьи Стеклова — Ц. Фридлянд, ред. Ив. Теодорович, «Каторга и ссылка», 1934, № 2.

III. Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4, ред. Н. К. Пиксанова, М.—Л., 1928.

Р. К.