631

ПИКАР Эдмонд [Édmond Picard, 1836—1924] — бельгийский писатель. Известный адвокат, депутат парламента. Творчество П. чрезвычайно разнообразно: романы, лит-ая критика, драмы, труды в области права. П. возглавлял журнал «L’art modern» при ближайшем участии Верхарна и Лемонье. Находясь в оппозиции к «La jeune Belgique» (Молодая Бельгия), журналу, группировавшему парнассцев и символистов, П. лозунгу «искусство для искусства» противопоставил роль искусства как социального фактора. Однако, стремясь насытить свои художественные произведения социальной тематикой, он превращал их большей частью в сухие философские трактаты, социальная проблематика которых к тому же была достаточно поверхностна и абстрактна. В этом отношении особенно показательны «Scènes de la vie judicaire» [1893].

Драматические произведения Пикара по существу являются театром идей, лишенным действия, и носят печать эпохи «декаданса», отражая настроения усталости, разочарованности, пресыщенности: «Désespérance de Faust» [1904], «Fatigue de vivre» [1903]. Пикар не закрывал глаз на противоречия и эксплоататорскую сущность капиталистического общества. Особенно характерна в этом отношении повесть «L’amiral» [1883], в к-рой П. изобразил тяжелый труд и быт моряков, «беспощадное лицо социального угнетения». Пути к улучшению положения пролетариата П. видит только по линии парламентских реформ.

Несмотря на внутренние противоречия, капиталистический строй для П. — нечто устойчивое и связное, покоящееся на «разумном» фундаменте буржуазного права. П. выражает взгляды бельгийской мелкой буржуазии эпохи становления империализма, ущемленной капитализмом, но при всех своих оппозиционных настроениях идущей у него на поводу.

632

Перу П. принадлежит также ряд художественных путевых заметок и философско-исторических трудов, явившихся плодом его путешествий по Востоку. В этом цикле этюдов П. стоит на почве расовой теории, пытаясь объяснить отсталость и нищету народов Востока их расовыми особенностями. Подобная «концепция» объективно служила оправданием колониальной политики «передовых» европейских государств, в частности Бельгии, перед которой, особенно в конце XIX века, встал вопрос о более интенсивной эксплоатации Центральной Африки.

Библиография: I. Кроме перечисленных в тексте: La forge Roussel, Bruxelles, 1881; Pro arte, Bruxelles, 1886; Vie simple, Bruxelles, 1893; Imogène, Bruxelles, 1895; Discours sur le renouveau au théâtre, Bruxelles, 1897; Comment on devient socialiste, Bruxelles, 1895; Iericho, Bruxelles, 1902, и др.

II. Nautet Fr., Histoire des lettres belges, v. I, Paris, 1892; Ségard A., Les voluptueux et leshommes d’action, [P.], 1900; Bierné M., É. Picard et ses œuvres, Bruxelles, 1908; Liebrecht H. et Rency G., Histoire illustrée de la littérature belge de la langue française, s. l., 1926.

H. Пресман