R. S. [Шор Р.], В. Ч. [Чичеров В.] Параллелизм // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939.

Т. 8. — М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. — Стб. 443—444.

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-4431.htm

- 443 -

ПАРАЛЛЕЛИЗМ. — I. Термин традиционной стилистики, обозначающий соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры — грамматической и семантической. Пример: «Твой ум глубок, что море, || Твой дух высок, что горы» (Брюсов В., Опыты, М., 1918). П. широко распространен

- 444 -

в устных и древнеписьменных лит-pax, во многих системах стихосложения выступая как принцип построения строфы; особенно известен так наз. parallelismus membrorum древнееврейского стихосложения, в котором П. соединяется с синонимической вариацией образов, напр. «Положи меня как печать на сердце твое || и как перстень на руке твоей» («Песня песней»). Большое место занимает П. в аллитерирующем и даже рифмованном германском стихе средневековья. Не меньшее значение имеет он в финском эпосе «Калевала», где он соединяется с обязательной градацией. Ср. «Шесть он зернышек находит || семь семян он поднимает». В письменных лит-pax П. приобретает весьма сложный характер, соединяясь с анафорой, антитезой, хиазмом и др. фигурами, напр. «Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог» (Державин). Учение о параллелизме получает большое развитие в античной риторике. См. «Риторика», «Стилистика», «Фигуры».

R. S.

II. В русской фольклористике термин «П.» применяется в более узком, специфическом смысле, обозначая особенность поэтической композиции, заключающуюся в сопоставлении одного действия (главного) с другими (второстепенными), наблюденными во внешнем человеку мире.

Простейший тип П. — двучленный:

«Летал сокол  по небу,
Гулял  молодец  по свету».

Из него вероятно образовались более сложные типы: многочленный (несколько последовательных параллелей); отрицательный (параллель, взятая из внешнего мира, дается в порядке отрицания):

«Не белая  березынька  к  земле  преклоняется —
Красная  девица батюшке  кланяется»;

формальный (утеряна логическая связь между членами П.):

«Опущу  колечко в  речку,
А перчаточку  под  лед,
Записались мы  в  коммуну,
Пускай судит  весь народ».

О связи П. с хоровым действом см. «Амебейная композиция». Из фольклора П. широко проникает в художественную песню (индивидуальную Kunstlied).

Библиография: Веселовский А., Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля, Собр. сочин., т. I, СПБ, 1911.

В. Ч.