Н. Д. [Дератани Н.] Парабаза // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939.

Т. 8. — М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. — Стб. 442.

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-4421.htm

- 442 -

ПАРАБАЗА [греч. parábasis — «выступление вперед», «продвижение»] — термин античной поэтики. Так называлось движение хора в древнегреческой комедии (см.) V в. до нашей эры, когда по окончании части комедии, называемой «агон» (состязание), после ухода актеров хор сбрасывал с себя гиматии (плащи) и, повернувшись лицом к зрителям, подходил к ним на несколько шагов. Впоследствии парабазой стали называть всю дальнейшую песнь хора.

Свое происхождение парабаза ведет от праздничних обрядовых хороводных песен в честь бога вина Вакха, состязаний полухорий в попеременном исполнении задорных песен. Парабаза была центром всей направленности политической буффонной комедии; здесь развертывалась основная тема комедии, изложенная в «агоне»; здесь хор выходил из своей роли и нарушал иллюзию. По мнению некоторых исследователей, П. первоначально и заканчивалась комедия. Уже у Аристофана (см.) П. не всегда является в развернутом виде, особенно в поздних комедиях [конца V и начала IV вв. до нашей эры]. В IV в., в связи с утратой старой аристократией ее значения, комедия лишается ритуальных элементов старой земледельческой культуры и вместе с ними и П., к-рая с тех пор заменяется музыкальной интермедией.

Библиография: Зелинский Ф. Ф., О синтагмах в древней греческой комедии, СПБ, 1883; Пиотровский А. И., Античный театр. История европейского театра, ч. 1, М. — Л., 1931; Zielinski Т., Die Gliederung der altattischen Komödie, Lpz., 1885. См. «Греческая литература», «Драма античная».

Н. Д.