Л. Т. [Тимофеев Л.] Октава // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939.

Т. 8. — М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. — Стб. 271.

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-2711.htm

- 271 -

ОКТАВА — вид строфы (см.). Состоит из 8 строк с обязательным чередованием рифм в следующем порядке: 1. ж, м, ж, м, ж, м, ж, ж или 2. м, ж, м, ж, м, ж, м, м; при этом первые три нечетные строки рифмуются между собой точно так же, как и первые три четные, а последние две дают парную рифму по схеме: а, б, a, б, а, б, в, в. Размер О. в силлабо-тоническом стихосложении — обычно 5- или 6-стопный ямб, в первоначальном силлабическом — 11-сложник (endecasillabo). Пример:

1 жа — «Гармонии стиха божественные тайны

2 мб — Не думай разгадать по книгам мудрецов:

3 жа — У брега сонных вод, один бродя, случайно,

4 мб — Прислушайся душой к шептанью тростников,

5 жа — Дубравы говору; их звук необычайный

6 мб — Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов

7 жв — Невольно с уст твоих размерные октавы

8 жв — Польются звучные, как музыка дубравы»

   (А. Майков).

Родина О. — Италия, где она развита была Бокаччо, Tacco, Марино и др. Видами О. являются: сицилиана (схема а, в, а, в, а, в, а, в — т. е. бесконечной рифмы; рифм в сицилиане только две: по одной для нечетных и для четных строк); спенсерова строфа, примененная Байроном в «Чайльд Гарольде» (добавляющая к О. девятую строку, видоизменяя ритм, и несколько меняющая порядок рифм: а, в, а, в, в, с, в, с, с), и nonarima (схема а, в, а, в, а, в, с, с, в, сохраняющая рифмовку О. и не отличающая по ритму 9-ю добавленную строку).

В России О. появляется в начале XIX в. в дворянской поэзии (Кюхельбекер и др.), отвечая ее требованиям четкости и законченности формы, интонационной ровности и т. д.

В послеоктябрьской русской лит-pe О. встречается как исключение (напр. у Панова — Д. Туманного — «Домик в Свердловске») в силу того, что интонационная напряженность и выразительность стиха создают строфические формы, резко отличные от выдержанной монотонии О.

Библиография: см. «Метрика», «Строфа».

Л. Т.