418

«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» — литературно-художественный общественно-политический и научно-популярный журнал, орган ЦК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ. Начал издаваться с апреля 1922. Журнал ставил наиболее острые, боевые вопросы современности. С марксистско-ленинских позиций он. объявил войну эстетству, отходу от политики, ориентации на обывательское чтиво. Журнал являлся боевым орудием партийного культурно-политического воспитания. Массив читателей «М. г.» — молодые кадры, гл. обр. комсомольцы, красное студенчество. «М. г.» была одной из первых ячеек, положивших начало массовой организации пролетарских писателей.

Первый этап работы «М. г.» — 1922—1923 — характеризовался огромной тягой молодежи к учобе после окончания гражданской войны. Журнал старался удовлетворить культурно-политические запросы своего читателя. Общественно-политические и научно-технические проблемы занимали в журнале главенствующее положение. Художественной литературе отводилось сравнительно небольшое место, но она выражала новые творческие установки, отличные от установок «Кузницы», хотя освещение проблем нового этапа социалистической революции писателями «М. г.» и не всегда было правильно (Тарасов-Родионов

419

— «Шоколад», Ю. Либединский — «Завтра»). Журналом проводилась большая работа по собиранию и воспитанию кадров комсомольских писателей. Ставилась задача отражения в художественной лит-ре практики борьбы комсомола («Ненастоящие» — рассказ В. Герасимовой и статья о нем Л. Авербаха в № 6 за 1923, «Комсомолия» Безыменского в № 1 за 1924). Создание лит-ры о комсомоле — специфическая задача «М. г.». Из среды комсомольцев выдвигаются писатели: М. Колосов, М. Платошкин, Н. Богданов, Я. Шведов, Г. Шубин, И. Рахилло, И. Молчанов, М. Юрин, С. Огурцов, Кудрейко-Зеленяк, Исбах и др. В их творчестве того времени преобладает комсомольская тематика. Ряд ярких эпизодов комсомольской жизни, отражение политической борьбы организации, ее задач — отличительные черты произведений писателей «М. г.».

В 1924—1926 к сотрудничеству в журнале помимо пролетарских писателей привлекаются такие писатели, как Маяковский, Асеев, наряду с ними Б. Губер, Шильдкрет, Логинов-Лесняк и др. Помимо воспитания комсомольских писательских кадров «М. г.» занялась творческим сотрудничеством с писателями-попутчиками. Это сотрудничество было важно, т. к. оно способствовало укреплению литературно-художественного отдела журнала и позволяло дать читателю «М. г.» наиболее полное представление о советской лит-ре, оно же помогало насытить творчество привлеченных писателей актуальной революционной проблематикой.

Широко освещая революционную практику пролетариата (обзоры по международному положению, проблемы политики и экономики, борьбы партии с троцкизмом), «М. г.» стремилась увязать эти вопросы с лит-ыми, борясь с ликвидаторскими теориями Троцкого, Воронского и т. д.

Проблемы лит-ры увязывались «М. г.» с проблемами пролетарской культуры на основе учения Ленина о культурной революции, хотя здесь журнал и допустил ряд ошибок, аналогичных ошибкам руководства РАПП. С 1930 в период оформления блока литфронтовцев «М. г.», руководимая в то время сторонником Литфронта — Ольховым, не приняла активного участия в разоблачении антипартийной сущности Литфронта и даже поддерживала его (статьи Горелова, Амурского, Ольхового) по творческим вопросам. В этот период своего существования журнал слабо отвечает задачам, перед ним поставленным, авторитет его среди читателей заметно падает. Вместе с тем требования комсомола к своему органу выросли во много раз в связи с тем, что комсомол стал многомиллионной организацией. В дискуссии с РАПП «М. г.» не оказали активной поддержки комсомолу, став на позиции защиты РАПП и разделяя ошибки его руководства (разработка лозунга «одемьянивания» поэзии, заушательская критика так наз. писателей-попутчиков). После резолюции ЦК от 23 апреля журнал перестроился и включился в борьбу за создание высокохудожественной литературы о комсомоле, к-рую требовал многомиллионный комсомол

420

(речь Косарева на XI пленуме ЦК ВЛКСМ и пленуме ЦК ЛКСУ, резолюция Бюро ЦК комсомола о журнале «М. г.» и приветствие журналу т. Постышева); «М. г.» привлекает новые кадры поэтов, писателей (Бутковский, Сидоров и др.), ставя задачей творчества социалистический реализм, разработку преимущественно молодежной, комсомольской тематики.

Е. К.