545

«КРАСНАЯ НОВЬ» — первый «толстый» литературно-художественный и научно-публицистический журнал пооктябрьского периода. Начал выходить в июне 1921 под редакцией А. К. Воронского (см.). В первый период существования «К. н.» центральное место в ней занимал научно-публицистический отдел, со статьями гл. обр. политического и экономического характера. Участниками этого отдела были Ленин, Степанов-Скворцов, Бухарин, Ларин, Фрунзе, Варга, Радек, Милютин и многие другие. В дальнейшем центр тяжести переместился в сторону художественной лит-ры и лит-ой критики. В отношении художественной лит-ры журнал ориентировался преимущественно на писателей-«попутчиков» (см.). Эта ориентация нашла свои теоретические предпосылки в тех взглядах на искусство вообще и на русскую лит-ру революционного периода в частности, которых придерживался А. К. Воронский и к-рые он неоднократно высказывал в ряде своих статей. Несомненны заслуги «К. н.» в деле первоначального собирания попутнических сил, но эта заслуга при неверной литературно-политической позиции редактора (отрицание возможности пролетлитературы) в дальнейшем превратилась в свою противоположность — «К. н.» стала содействовать обособлению попутчиков от развертывавшегося пролетлитературного движения (см. «Воронский»).

Формирование «пролетарского сектора» лит-ры проходило вне «К. н.» и почти вне сферы ее воздействия (в «Красную новь» вошло только небольшое число писателей, отколовшихся от МАППа).

В критическом отделе «К. н.» помещался ряд статей о современной русской лит-ре. Большая часть их посвящена творчеству попутчиков. Вначале эти статьи носили боевой публицистический характер и были направлены против ослабления веры в революцию, упадочничества, мистицизма. Впоследствии статьи о художественной лит-ре утратили этот боевой характер, приняв в значительной мере характер эстетической критики. Весь полемический пыл журнала направился против группы «На посту», боровшейся за лит-ую гегемонию пролетарских писателей и поведшей кампанию против игнорирования «К. н.» пролетарского крыла лит-ры, против попустительской политики по отношению к «попутчикам». В результате этой кампании в состав редакции «К. н.» в 1924—1925

546

дополнительно были введены новые лица (тт. Сорин и Ярославский). В 1927 Воронский был выведен из состава редакции. Но большого и продолжительного эффекта это не дало. Состав сотрудников художественного отдела остался почти тем же. Пролетарская лит-ра продолжала группироваться около «Октября» и «Молодой гвардии». Не улучшилось положение вещей и в последнее время при обновленном составе редакции. Левое крыло лит-ры продолжает расти вне «К. н.». Большинство же старых участников художественного отдела, в связи с общим поправением буржуазных слоев, помещает в «К. н.». произведения временами реакционные и враждебные революции. Уровень беллетристики снизился и идеологически и художественно. Чрезвычайно оскудел отдел критики. Прежде в нем при всех ошибках и недостатках все же давались продуманные и ценные статьи, позднее он почти сплошь был занят работами поверхностными, импрессионистическими и совершенно непродуманными в отношении метода (обзоры Д. Тальникова). Общее обеднение сказалось и на общественно-политическом отделе. Содержание «К. н.» продолжает вызывать в печати ожесточенные нападки.

Библиография: Родов С., Под обстрелом, «На посту», 1923, II—III; Зонин А., Надо перепахать, там же, 1923, II—III; Лелевич Г., Наши литературные разногласия, «Звезда», 1924, IV; Вардин И., Воронщину надо ликвидировать, там же, 1926, I; Лузгин М., О характере некоторых ошибок, там же, 1927, IX; Полонский Вячеслав, Литературное движение Октябрьского периода, «Печать и революция», 1927, VII; Полонский Вяч., Очерки литературного движения революционной эпохи, изд. 2-е, Гиз, М., 1929.

Д. Бернштейн