460

ИЛЬФ Илья Арнольдович [1897—] — современный юморист. Р. в Одессе в еврейской семье служащего, учился в технической школе. Работал монтером, служил счетоводом, одно время заведывал конюшней. Лит-рой начал заниматься в 1918. С 1922 работает в сатирических журналах «Смехач», «Чудак» и пр.

Совместно с Евг. Петровым И. написаны романы «Двенадцать стульев» [1927], «Светлая личность» [1928] и большое количество юмористических рассказов. Из этих произведений особенным успехом пользуются «Двенадцать стульев», вышедшие тремя изданиями и переведенные на ряд европейских яз. Теща бывшего предводителя дворянства, Воробьянинова, умирая, открывает своему зятю «потрясающую» тайну: в обшивку одного из двенадцати стульев чудесного гамбсовского гарнитура она спрятала все свои бриллианты. Гарнитур этот реквизирован, и Воробьянинов пускается на поиски сокровищ. Он и примазавшийся к нему «великий комбинатор» Остап Бендер переезжают из города в город, добывают путем бесчисленных ухищрений один стул за другим, но, добравшись до последнего и зарезав своего компаньона, Воробьянинов с ужасом узнает, что тайна мадам Петуховой раскрыта и на ее деньги выстроен прекрасный рабочий клуб. Как явствует из этого изложения, сюжет «Двенадцати стульев» — типично авантюрный: мотив неустанных поисков, завершающихся неудачей на последнем этапе, был уже использован Конэн Дойлем («Шесть Наполеонов»), Л. Лунцем и др. Однако авантюрный костяк «Двенадцати стульев» наполнен сатирическим содержанием. Перед читателями проходят разнообразные бытовые зарисовки — уездного города, изобилующего парикмахерскими и похоронными бюро, вегетарианской столовой, где подаются «борщ монастырский и сосиски из моркови», студенческого общежития с комнатами, похожими на ученические пеналы, редакций профессиональных журналов с халтурщиками, поставляющими им свою поэтическую продукцию, богадельни, обкрадываемой «застенчивым» завхозом, кулис революционного театра «Колумб» и пр.

Умелая лепка образов, занимательность, с к-рой развертывается действие, острая сатира, направленная против разнообразных представителей современного мещанства, делают роман И. и Петрова значительным произведением современной юмористической лит-ры.

Библиография: II. Рецензии на «Двенадцать стульев» — Дукора И., «Молодая гвардия», 1929, № 18; Кашинцева А., «Звезда», 1929, № 10; Гурьева К., «На лит-ом посту», 1929, № 18, и пр.

А. Ц.