435
ИЗИДА — главная и наиболее популярная древнеегипетская богиня, занимавшая одно из первостепенных мест в древнеегипетском пантеоне и в мифологии древнего Египта. Культ ее, окруженный кольцом сказаний, существовал в Египте с древних времен; в эпоху же эллинизма, слившись с культом Деметры, Афродиты Морской и великой матери Кибелы, он получил распространение во всем бассейне Средиземного моря. В образе И. египтяне олицетворяли и обоготворяли небесную силу плодородия, жену бога земли и влаги Озириса и мать солнечного бога Гора. И. для древних египтян — религиозно-магический, мифологический и лит-ый образ супружеской и материнской любви, любви питающей, охраняющей, оплакивающей, призывающей и воскрешающей. Но все же отличительной чертой египетской богини-матери является ее магическая сила, ее знание тайных чар и заклинаний. И. магически воскрешает мертвого Озириса, создавая своими крыльями воздух вокруг его тела, магически исцеляет своего сына Гора и хитрыми волхвованиями выведывает сокровенное имя верховного, но дряхлеющего солнечного бога Ра. Отдельные части цикла мифов об И. сохранились в ряде древнеегипетских религиозных и магических текстов. В текстах пирамид Древнего царства в резко реалистических тонах описана плотская любовь И. к Озирису (Тети, 276). В поздней редакции Книги мертвых (гл. 157) мы находим осколки мифа об И., прячущей своего юного сына Гора в болотах Дельты и магически защищающей его от врага Озириса, Сэта. Части этого же мифа находим мы и в поздней магической стэле Меттерниха, относящейся к IV в. до христ. эры. Во многих магических текстах упоминается И., великая чаровница, исцеляющая Гора, отгоняющая болезни и дарующая дыхание жизни. Наконец в высокохудожественном «Плаче Изиды и Нефтиды» дан прекрасный поэтический образ верной и любящей тоскующей жены, призывающей к себе своего умершего мужа.
Наиболее полное и связное изложение мифа об И. находится в религиозном трактате «Об Изиде и Озирисе», принадлежащем перу греческого писателя Плутарха Херонейского, жившего в I—II веках христ. эры.
436
Являясь своеобразным, чисто эллинистическим смешением египетского мифа с греческим о Деметре, этот трактат повествует о рождении Озириса, И., Сэта и Нефтиды и об их трагической судьбе. В этом трактате Плутарх рассказывает, как злой Сэт убил благого Озириса, обманом заманив его в гроб, заколотил ящик и бросил его в Нил. И. с помощью Анубиса нашла гроб с телом Озириса в Библосе и привезла его в Египет. Там им снова завладел Сэт и, разрубив тело Озириса на 14 частей, разбросал их по всей стране. И снова И. нашла тело Озириса, собрав по частям нетленную плоть бога. Тем временем в Буто подрос сын Озириса Гор, к-рый в страшной битве одолел Сэта, отомстив за смерть своего отца.
Миф об И., драматизированный в ряде древнеегипетских и эллинистических культовых мистерий, нашел свое отражение и в римской лит-ре. В 2-й книге «О золотом осле. 11 книг превращений» Апулей подробно описывает обряд посвящения в мистерии Изиды.
Поздние отголоски мифа об эллинистической И., великой матери богов, скрытой от взоров непосвященных, разрабатываются поэтами нового времени (ср. напр. известное стихотворение Шиллера «Das verschleierte Bild zu Sais» и фрагменты романа Новалиса «Die Lehrlinge zu Sais»).
В. Авдиев