R. S. [Шор Р.] Евфемизм, или эвфемизм // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939.

Т. 4. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 52—53.

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le4/le4-0522.htm

- 52 -

ЕВФЕМИЗМ, или ЭВФЕМИЗМ [греческое — «благоречие»] — замена слов, признанных грубыми или «непристойными», посредством описательных выражений, иностранных слов или бессмысленных созвучий («невыразимые» вместо «штаны», «в интересном положении» вместо «беременная», «клозет» вместо «нужник», «елки-палки» и т. п.) Характерно, что новые обозначения «непристойных» предметов и явлений с течением времени теряют характер Е., начинают восприниматься как прямое указание на «непристойный» предмет и в свой черед становятся «непристойными».

- 53 -

На этом свойстве Е. строится один из излюбленных приемов «грубой комики» — игра так наз. «прозрачными» Е. (ср. напр. гл. IX «Гаргантюа» Рабле).

В основе явления Е. лежат: 1. глубоко архаичные пережитки языковых «табу» (запретов произносить прямые наименования опасных предметов и явлений, как напр. богов, болезней, мертвецов, поскольку акт называния, по дологическому мышлению первобытного человека, может вызвать самое явление) — таковы Е. типа: «нечистый» вместо «чорт», «покойный», «почивший»; 2. факты социальной диалектологии.

По мере того как с экономическим и политическим усилением известного класса утончаются формы его быта, прямые обозначения известных предметов и явлений (напр. некоторых физиологических актов и частей человеческого тела) начинают почитаться одиозными и изгоняются из яз. господствующего класса, в особенности из его лит-ого отражения. Так, для знатного патриция в эпоху расцвета экономической и политической мощи Рима становятся неприемлемыми некоторые обороты более ранней эпохи: «Noli dici morte Africani castratam esse rempublicam» (Цицерон, De oratore, II). Средневековое рыцарство избегает в куртуазной поэзии прямых обозначений половых органов, демонстративно сохраняемых в своем яз. выдвигающимся третьим сословием («Roman de la Rose»). Особой склонностью к Е. отличается обычно яз. господствующего класса в момент стабилизации творимой этим классом культуры, — ср. языковое жеманство в аристократических салонах XVI—XVII вв., яз. буржуазной лит-ры XIX в. Не только в общении с членами господствующего класса применяются иные формы обращения, но и о пороках или проступках их говорится в особо смягченных выражениях. На «обнаружении» подобных Е. приемов строятся часто формы сатиры и иронической антифразы. См. также «Прециозная поэзия».

R. S.