Бескин Э. Дюма А. (младший) // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939.

Т. 3. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 625—627.

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-6251.htm

- 625 -

ДЮМА Александр, младший (Дюма-сын) [Aléxandre Dumas, dit Dumas-fils, 1824—1895] — сын известного писателя Александра Дюма старшего (Дюма-отца). Начал свою лит-ую деятельность томиком стихов «Péchés de jeunesse» [1847]. Автор ряда романов: «Histoire de quatre femmes et d’un perroquet» [1847], «Le roman d’une femme» (Роман одной женщины), «Césarine» [1848], «Le docteur Servans» [1848], «Antonine» [1849], «Trois hommes forts» [1851], «Tristan le Roux» [1849], «Diane de Lys», «Sophie Printemps» [1853], «La boîte d’argent» (Шкатулка для денег, 1855) и др., появлявшихся быстро один за другим с конца 40-х до середины 50-х гг. прошлого столетия. Но особенно прославился Д., когда на сцене парижского театра «Водевиль» [1852 г.] была поставлена пьеса «Дама с камелиями», переделанная им из своего же одноименного романа «La dame aux Camélias». Ею была предопределена его дальнейшая карьера как драматурга. За «Дамой с камелиями» выходит длинный ряд пьес: «Diane de Lys» [1853], «Demi-Monde» (Полусвет, 1855), «Question d’Argent» (Денежный вопрос, 1857), «Le Fils naturel» (Незаконный сын, 1858), «Le Père prodigue» (Блудный отец, 1859), «L’ami des ifemmes» (Друг женщин, 1864), «L’Affaire Clémenceau» (Процесс Клемансо, 1866), «Héloise Paranquet» [1866], «Les idées de Madame Aubray» (Взгляды г-жи Обрэй, 1867), «Une visite de noce» (Свадебный визит, 1871), «La princesse Georges» [1871], «La femme de Claude» [1873], «Monsieur Alphonse» [1874], «L’étrangère» (Иностранка, 1876), «La princesse de Bagdad» (Багдадская принцесса, 1881), «Denise» [1885], «Francillon» [1887]. Пьесы Д. большей частью своих сюжетов затрагивают тему о женщине — проблемы ее положения в обществе, брака, семьи, проституции и т. д. Этому вопросу Д. посвящает неоднократно и свои общественные выступления-брошюры: «Lettres sur les choses du jour» (Письма

- 626 -

на злобу дня, 1871), «L’homme-femme» [1872], «Tue-la» (Убей ее), «Les femmes qui tuent et les femmes qui votent» (Женщины, которые убивают, и женщины, которые голосуют), «Recherches de la paternité» [1883] и памфлет «Le divorce» (Развод, 1880).

От нашумевшей «Дамы с камелиями» обычно ведется исчисление школы сценического реализма. Это не вполне правильно. И сама «Дама с камелиями» и все следовавшие за ней пьесы Дюма представляют переход от романтизма к реализму — новый жанр пьес с подчеркнутой тенденцией, жанр так называемых «pièces des mœurs» и «pièces à thèse» («пьесы о нравах» и «пьесы с тезой»). Они охватывают в большинстве случаев вопросы социальной морали. Хорошо разработанная перипетия в последнем акте завершается большой мелодраматической сценой (scène à faire). Обычно здесь же (иногда впрочем и раньше) автор-прокурор вкладывает в уста героини (гораздо реже — героя) горячую обличительную речь на тему общественной «несправедливости», послужившей сюжетом данной пьесы. Элемент морализирующей риторики и надуманных положений, являясь еще наследием романтических влияний, очень силен в драмах Дюма и оставляет на долю «быта» и «реализма», в том понимании, к-рое мы обычно вкладываем в эти понятия, весьма мало. Такой реализм — процесс дальнейшего развития драматургии.

Характерное и определяющее в пьесах Д. и его современников — отказ от романтического парения и мистического презрения к жизненным будням, отсутствие боязни взять темой не только сегодняшний день, но даже и такие вопросы его, которые романтической эстетикой считались «низменными» и вне искусства лежащими, хотя бы те же темы проституции, «полусвета», трактуемые в «Даме с камелиями» и других пьесах Дюма (и сам термин «полусвет» был введен его драмой «Demi-Monde» в 1855). «Сцена театра принадлежит всем слоям общества», — декларирует Д. в предисловии-манифесте к «Даме с камелиями». После традиций французского классицизма, к-рые еще давали о себе знать, после всяческой надземности романтических фабул, драматургия Д. — новая грань, новая веха по пути развития литературно-сценического стиля от романтизма к реализму. Буржуа, всего каких-нибудь два-три поколения назад бросавший в лит-ре устами ловкого Фигаро новые вызовы дворянину Альмавиве, победил, обстроился. Мало того, у него на службе устроился и мелкий буржуа, тоже отвернувшийся от романтических утопий к реальной жизни. Им больше не к лицу, да и не нужна романтическая тога. К тому же филантропически-христианствующая постановка моральных проблем могла и должна была, — не угрожая классу, — заглушить грозные голоса революционной критики сорок восьмого года. Отражая некоторое социальное недовольство мелкой буржуазии,

- 627 -

«pièces des mœurs» и «pièces à thèse» переводили социальный протест в план «чистой» этики и христианской «добродетели».

Эти драмы, несмотря на свой якобы обличительный характер, не затрагивают самих устоев буржуазного общества. Победа над социальной несправедливостью мыслится достигнутой в его пределах. Все драматические конфликты получают здесь разрешение столь же фальшивое, сколько оправдывающее устои этого общества, примиряющее с ним даже тогда, когда драма кончается трагически. Правда, трагизм здесь внешний. Маргарита Готье из «Дамы с камелиями» умирает счастливая, умиленная добродетелями буржуа, и во̀-время, чтобы не помешать их счастью, заслуженному добротой и благодарностью.

Д. дал тот костяк, по которому, развиваясь и углубляясь в сторону реалистической и психологической пьесы, еще долго строилась буржуазная драма. В частности драматургия Д. имела большое влияние на Ибсена. На сюжет «Дамы с камелиями» написана популярная опера Верди «Травиата».

Библиография: I. Русск. перев.: Доктор Серван, Роман в 2 чч., М., 1850; Денежный вопрос, Комедия в 5 д., СПБ., 1857; Маргарита Готье, Роман, СПБ., 1859, первонач. в журн. «Наблюдатель», 1896, №№ 5 и 6; То же под назв. «Дама с камелиями» с предисл. Ж. Жанена, изд. Ледерле, СПБ., 1892; Дама с камелиями, изд. «Гонг», Киев, 1908; То же, изд. с предисл. Ж. Жанена, перев. С. Антик, изд. «Польза», М., 1912; изд. 2-е, М., 1913; То же, под назв. «Как поживешь, так и прослывешь», Драма в 5 д., М., 1873; Позднее признание, Комедия в 5 д., СПБ., 1859; Роман женщины, СПБ., 1860; Елена, Роман в 3 чч., СПБ., 1864; Процесс Клемансо, Роман, СПБ., 1866; Свадебный визит, Комедия в 1 д., перев. Л. Солодовниковой, СПБ., 1873; Господин Альфонс, Комедия в 3 д., перев. Н. Путяты, М., 1875.

II. Брандес Г., Литература XIX в. в ее главных течениях. Французская литература, СПБ., 1895 (то же в «Собр. сочин.», изд. 2-е, «Просвещение», СПБ.); Аничков Е., Предтечи и современники на Западе и у нас, СПБ., 1910; Bab J., Der Mensch auf der Bühne; Arnold E., Das moderne Drama; Bourget P., Nouveaux essais de psychologie contemporaine (есть русск. перев.); Gros J., A. Dumas et, M. Duplessis, 1923; France A., La vie littéraice. vv. I, II, 1925.

Эм. Бескин