Диспозиция // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939.

Т. 3. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 313—314.

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-3134.htm

- 313 -

ДИСПОЗИЦИЯ [латинское «расположение»] — термин, применявшийся в средневековых поэтиках в значении «традиционной композиции» (ср. Faral, Les arts poétiques des XII et XIII siècles, 1923), введенный в новейшее литературоведение немецкой «риторической» школой (Флешенберг) и усвоенный некоторыми русскими формалистами (М. А. Петровский). По определению Флешенберга, «Д. как логическое развитие и

- 314 -

разделение темы противостоит ее композиции как группировке содержания согласно эстетическим нормам поэтического жанра». В позднейших работах Флешенберга понятие Д. расширяется, включая в себя каноническое расположение материала, обязательное для известного жанра: «в то время как композиция оказывается индивидуально различной, Д. изменяется по жанрам отклонения, т. е. диспозиционное строение определяет риторический жанр в целом, не отдельное произведение». В своем определении Д. русский формализм примыкает к первому определению ее, данному «риториками»: М. Петровский определяет Д. как «расположение моментов действия в хронологической и логической их последовательности; композиция же состоит в группировке моментов действия сообразно тем или иным поэтическим заданиям».

Библиография: Шор Р., Формальный метод на Западе, сб. «Ars poetica», М., 1927; Петровский М., Морфология пушкинского «Выстрела», «Проблемы поэтики», М., 1925; Его же, Композиция новеллы у Мопассана, «Начала», 1921, № 1; Schissel von Fieschenberg O., Novellenkomposition in Hoffmann’s «Elixir des Teufels», Halle, 1910; Его же, Rhetorische Forschungen, 1912.