Анисимов И. Гауптман Г. // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939.

Т. 2. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. — Стб. 405—409.

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-4052.htm

- 405 -

ГАУПТМАН Гергарт [Gerhart Hauptmann, 1862—] — немецкий писатель. Сын зажиточного содержателя постоялого двора, внук силезского ткача; обучался ваянию в художественной школе в Бреславле, изучал естественные науки в Иенском университете. В 1912 получил нобелевскую премию. Много путешествовал (Италия, Америка и другие страны).

В творчестве Г., крупнейшего из немецких писателей предвоенной эпохи, нашли отчетливое выражение основные этапы развития мещанского стиля. Первые драмы Г. — «Перед восходом солнца» (Vor Sonnenaufgang, 1889), «Праздник примирения» (Ein

- 406 -

Friedenfest, 1890), «Одинокие» (Einsame Menschen, 1891) — были подробнейшими бытовыми документациями, явно тяготевшими к изобразительной манере натурализма. Художник давал здесь очень разносторонние, кропотливо детализованные, проникновенно написанные картины мещанского быта. Но уже рядом намечалось и характерное отклонение — драмы Г. были обращены не столько к внешней объективизации, сколько к импрессионистскому самоуглублению, к рассмотрению тончайших оттенков восприятия. Мещанское благополучие, уют, сытость — вот основной план драм Г. Но не было уже почвы для самодовольного спокойного, оптимистического бытописания. Перед нами художник эпохи кризиса, утративший веру в стабильность воспроизводимого им бытия. Уже первые драмы Г. получают характерное катастрофическое строение. Над сонным обывательским болотом нависла угроза. Возникает постоянное противоречие, разрывающее драмы Г. между спокойным течением бытового повествования и роковым неизбежным конфликтом, к к-рому оно приходит. Каждая драма Г. от этого не свободна и всегда стремится к неизбежному трагическому завершению. Если в первых драмах Г. бытовая документация, несмотря на всю свою импрессионистскую замкнутость, была достаточно выпуклой и ею определялся всегда основной план изображения, то в последующем развитии художник все более от этой документации отстраняется. Она удерживается лишь в некоторых драмах — «Михаил Крамер» (Michael Kramer, 1900), «Извозчик Геншель» (Fuhrmann Henschel, 1898), — все более подчиняясь воздействию символистского мировосприятия, которое становится теперь характерным для Г.

Портрет Гауптмана

Уже в ранних драмах Г. возникает характерный основной образ, представленный в каждом его произведении, — образ лишнего человека, одинокого искателя. Здесь и

- 407 -

лежит узел всего творчества Г. Лот в «Перед восходом солнца», Иоганн Фокерат в «Одиноких», Вильгельм Шольц в «Празднике примирения» — вот первые вариации образа, становящегося неизбежным, навязчивым для всех дальнейших лит-ых интерпретаций Гауптмана. Надо говорить о полном безволии, о бескрылости этих людей, об ужасающей их размягченности, беззащитности, — покорно они приемлют удары роковой своей судьбы. В этом образе социальное содержание творчества Г. находит свое полное раскрытие, перед нами выражение мещанской разочарованности, обреченности, кризиса. Образ этого одинокого искателя-страдальца дан с сочувственным проникновением. Показательно, что трагедия, неизбежно завершающая каждую драму Г., настигает и мелкобуржуазный уклад, катастрофически рушащийся, и рожденного в мещанском болоте одинокого вздыхателя. Так основной конфликт, раскрывающийся в бытовых драмах Г., восходит к болезненному кризису мелкобуржуазного класса, теснимого капиталистическим развитием. Этим основным представлением движима вся драматургия Г.

Если первые драмы Г. были обращены к конкретной, бытовой действительности и неизбежный конфликт развертывался там в обстановке реального бытия класса, что соответствовало лишь начальной стадии социального конфликта (класс не отрывался еще окончательно от действительности, сохранял надежду на устранение или смягчение противоречий), то с течением времени художник «освобождается» от реальных опосредствований, переходит в область иллюзорных отвлечений. Начинается символистский период Г. Объективно это соответствует обострению противоречий между классом и действительностью. Г. становится так. обр. на путь многих, так же как он повторял многих и в своих натуралистических драмах: «Ганнеле» (Hanneles Himmelfahrt, 1892), «Потонувший колокол» (Die versunkene Glocke, 1896), «Бедный Генрих» (Der arme Heinrich, 1902), «А Пиппа пляшет» (Und Pippa tanzt, 1906) — вот основные явления этого цикла. От бытовой действительности художник теперь эмансипируется. Он обращен к сказочным иллюзорным видениям, он создает пышные розовые феерии, очень затейливые, кричаще-пестрые, намеренно вздыбленные, по внешности свободные от всякого воздействия грубой жизненной правды. Но, сняв всю эту назойливую бутафорию, мы не можем заметить никакого существенного различия между этим отвлеченно-символистским планом творчества Г. и между тем, что давалось художником в драмах реально-бытового плана. Перед нами тот же конфликт, сделавшийся «вечным» для мещанского художника, — распад мира установившихся обыкновений, трагическое осмысление катастрофы, крушение всех основ, тот же образ одинокого вздыхателя, выброшенного

- 408 -

из колеи лишнего человека. Только теперь основной образ Г. раскрывается отвлеченно, вне реального бытового окружения, что делает этого нытика искусственно раздутым, непомерно преувеличенным, «высоким» героем. Взамен утраченных связей с реальной действительностью выступает ходульная, гиперболизованная риторика. Произведение оказывается очень патетическим, но опустошенным. Итак, перед нами лишь продолжающееся развитие мещанского стиля эпохи кризиса, лишь новое звено его, теснейшим образом связанное с предшествующим развитием. Здесь намечается глубочайшее единство всего творчества Г. как художника деградирующего мещанства.

Надо остановиться на двух исторических драмах Г., своеобразно продолжающих одна другую — «Ткачи» (Die Weber, 1892) и «Флориан Гейер» (Florian Geyer, 1895). Здесь дано не только характерное для всего творчества Г. размежевание — от натурализма «Ткачей» автор шел к символической романтике «Гейера», — но и выясняются границы мелкобуржуазного радикализма. Если в «Ткачах» (драма изображает восстание ремесленников 40-х гг.) капиталистическая действительность осуждается во имя патриархального ремесленно-цехового уклада, чем корни классовой оценки отчетливо намечаются, то «Флориан Гейер» — драма, воспроизводящая события крестьянского восстания в XVI веке, — дана уже как драма совести; этим окончательно убита революционность произведения, но зато оно очень приближено к мировосприятию мещанского художника; перед нами новый вариант лишнего человека, обреченного мечтателя, раскрытый в пестрых декорациях исторической романтики. Если в «Ткачах» был хоть и очень нерешительный вызов капиталистической системе, то в «Гейере» и эта малая доза мещанского радикализма исчезает — вождь мужицкого восстания становится как две капли воды похожим на размагниченного героя «Одиноких».

Основные произведения Г. — драмы, но он написал и ряд прозаических произведений, из которых ни одно не внесло чего-либо нового в творчество художника. Как правило, проза Гауптмана повторяет образы его театра. Так ранняя новелла «Железнодорожный сторож Тилль» (Bahnwärter Thiel, 1896) непосредственно восходит к бытовым драмам Г., а романы — «Эмануэль Квинт» (Emmanuel Quint, 1910) или «Бегство Габриэля Шиллинга» (Gabriel Schillings Flucht, 1912) — окрашены правдоискательством символистского периода. К прозе особенно часто обращается Г. за последнее время. «Еретик из Соаны» (Der Ketzer aus Soana), «Тайна острова дам», «Фантом», «Демон» — в этих произведениях, носящих на себе явные признаки творческого одряхления, являющихся простым переложением того, что уже давалось ранее, Гауптман продолжает существовать лишь по инерции, творчески он закончился уже давно; недаром

- 409 -

не существует никаких связей между этим крупнейшим некогда немецким писателем и лит-рой современной Германии. Художник перешел уже в историческое небытие. Официальным буржуазным общественным мнением Гауптман канонизирован, превращен в «национального героя».

Другие произведения Г.: «Коллега Крамптон» (Kollege Crampton, 1894); «Бобровая шуба» (Der Biberpelz, 1893); «Шлюк и Яу» (Schluck und Jau, 1900); «Красный петух» (Der rote Hahn, 1901); «Роза Бернд» [1903]; «Зимняя баллада» (Winterballade, 1917); «Тиль Эйленшпигель» [1927].

Библиография: I. Gesammelte Werke, Jubiläumsausgabe, 8 Bde, 1922; Полное собр. сочин. Г., перев. А. и П. Ганзен, изд. Скирмунта, в 3 тт., изд. 3-е, М., 1908 (лучшее изд.); Полное собр. сочин., с критическим очерком Н. Котляревского, изд. Маркса, СПБ., 1908; То же, прилож. к «Ниве». Многочисленные переводы за последние годы: Ткачи, перев. З. Венгеровой, П., 1918 и П., 1919; То же, перев. Л. Я. Гуревич, изд. «Труд и книга», М., 1925 и перев. Э. Маттерна, изд. «Современные проблемы», М., 1925 и М., 1927; Шлюк и Яу, перев. Ю. Балтрушайтиса, Гиз, М., 1920; Заложница Карла Великого, перев. З. Венгеровой и Л. Вилькиной, Гиз, М., 1920; Зимняя баллада, перев. В. И. Нейштадта, ред. В. А. Зоргенфрея, Гиз, Л., 1923; Еретик из Соаны, перев. Е. М. Браудо, изд. «Атеней», П., 1923; Фантом, перев. Д. М. Горфинкеля, изд. «Эпоха», П., 1923; Тайна острова дам, перев. под ред. Е. Лундберга, изд. «Недра», М., 1925; То же, перев. под ред. И. Б. Мандельштама, под заглавием «Остров великой матери или чудо Иль-де-Дам», изд. «Время», Л., 1925; То же, перев. Б. П. Порозовской и А. С. Полоцкой, под ред. А. Г. Горнфельда, изд. «Сеятель», Л., 1925; Во власти океана, перев. Э. К. Пименовой, «Мысль», Л., 1928; Демон, перев. Евг. Троповского, «Прибой», Л., 1928, и мн. др.

II. Bartels A., Gerhart Hauptmann, Weimar, 1897 [ср. Иванов В., Культурные плоды германского единства «Мир божий», 1898, II (по поводу этой книги)]; Schlenter Р., Gerhart Hauptmann, 3-е изд., 1898; Heiger E., Das Werden des neuen Dramas, 1898; Wörner, Gerhart Hauptmann, 1901; Bytkowski S., G. Hauptmann’s Naturalismus und das Drama, 1908; Sternberg K., G. Hauptmann, 1911; Röhr J., G. Hauptmann’s dramatische Schaffen, 1912; Litzmann B., Hauptmann’s Festspiel in deutschen Reimen, 1913; Sulger-Gebing E., G. Hauptmann, 1916; Barge H., Fl. Geyer, 1920; Thompson N. M., Arno Holz and the origins of the new poetry. Naturalism and the dream motive in works of Gerhart Hauptmann, 1920; Fechter P., G. Hauptmann, 1922; Haenisch K., G. Hauptmann und das deutsche Volk, 1922; Kühnemann E., G. Hauptmann, aus dem Leben des deutschen Geistes der Gegenwart, 1922; Freyhan Max, G. Hauptmann, 1922; Heise W., Das Drama der Gegenwart, 1922; Sultzer Wilhelm, G. Hauptmann’s «Narr in Christo», Emanuel Quint, 1925; Herrman Christian, Die Weltanschauung G. Hauptmann’s in seinen Werken, 1926; Брандес Г., Г. Гауптман, Собр. сочин., изд. Фукса, т. XI, Киев, 1902 (есть и в собр. изд. «Просвещение»); Фриче В. М., Психология натуралистической драмы, «Правда», 1906; Венгерова З. А., Литературные характеристики, кн. I, СПБ., 1898 и кн. III, СПБ., 1910; Коган П. С., Очерки по истории западно-европейской литературы, т. II, Гиз, 1923; Аксельрод И., Социальные мотивы в драмах Г. Гауптмана, Литературно-критические очерки, Минск, 1923; Фриче В. М., Очерк развития западных литератур, М., 1927.

III. Мандельштам Р. С., Худ. лит-pa в оценке русск. маркс. критики, изд. 4-е, Гиз, М., 1928.

И. Анисимов