100

АЛЬМАНАХИ и СБОРНИКИ [арабск. — «al mana» — время, мера]. Альманахами в конце средних веков назывались заимствованные у арабов таблицы, наподобие календарных, к к-рым обычно прибавлялись астрономические и др. примечания. С XVI в. они начали издаваться ежегодно, причем к календарным сведениям прибавляли разные предсказания и официальные известия справочного характера: о ярмарках, рынках, монетных дворах, движении почт, придворных балах и т. п. В А. для широкой публики помещались еще и анекдоты, стихи, мелкие рассказы и т. п. С течением времени календарные и справочные

сведения в А. исчезли, и последние превратились в сборники произведений литераратурно-художественного, исторического, историко-культурного, публицистического и т. п. характера. Соответственно содержанию и цели, эти издания назывались А.

101

музыкальными, дамскими, драматическими, театральными, историческими, дипломатическими, генеалогическими и т. п. Особенно большое распространение получили во всех странах литературно-художественные А. Во Франции первым таким А. был «L’almanach des muses» (Париж, 1746–1833). Из позднейших известны: «Almanach de la littérature, du théâtre et des beaux-arts» [1853–1869] и «Almanach parisien» [1862–1870]. В Германии первым А. был «Musenalmanach» в Геттингене [1769–1805], затем А. Шиллера [1796–1801], А. и В. Шлегеля, Тика, Шамиссо и Варнгагена [1804–1806], «Das poetische Taschenbuch» Фр. Шлегеля, «Deutscher Musenalmanach» Шамиссо и Шваба [1833–1872], Шада [1850–1859], Группе [1851–1855] и др. В 1891 Браун основал в Нюренберге «Cottasche Musenalmanach», к-рому лирики «Молодой Германии» противопоставили «Moderner Musenalmanach» (Мюнхен, 1893 и сл.). В Англии А. приняли характер роскошно изданных карманных книжек (кипсеки — keepsakes), бьющих гл. обр. на внешность. В России А. появились в конце XVIII в. В 1796 Н. М. Карамзин, в подражание западным А., выпустил сборник «Аониды», в к-ром были помещены произведения самого составителя, а также Державина, Капниста, Вл. Измайлова, Нелединского-Мелецкого, Вас. Пушкина и др. С тех пор А. пошли в ход и к концу 20-х и началу 30-х гг. прошлого века размножились настолько, что Пушкин отметил тип жадного и назойливого издателя «альманашника», падкого на даровой писательский труд, т. к. в А. авторы печатались большею частью бесплатно. Ежегодно выходило десятка два А. Такое их обилие объясняется недостаточным выходом периодических изданий. А. 20-х и 30-х гг. служили гл. обр. для развлечения более культурных слоев господствующего дворянского сословия и выпускались с изысканными заглавиями: «Венок граций», «Сириус», «Европейский музеум», «Урания», «Метеор» и т. п. Однако некоторые А. отличались серьезностью и богатством содержания и объединяли в себе крупнейшие лит-ые силы того времени. Таковы: 1. «Полярная звезда» [1823–1825] (вышло 3 кн.), издававшаяся декабристами А. Бестужевым и К. Рылеевым при участии Пушкина, Жуковского, П. Вяземского, Гнедича, Грибоедова, А. Дельвига, Крылова, Баратынского, Козлова, Хомякова, Языкова и др. Обращают на себя внимание лит-ые обозрения А. Бестужева и особенно его статья «Взгляд на старую и новую словесность в России», в к-рой он отмечал зарождение новой лит-ой школы во главе с Жуковским, Батюшковым и Пушкиным.

102

2. «Мнемозина» [1824–1825], издававшаяся кн. В. Ф. Одоевским и декабристом В. К. Кюхельбекером, орган «любомудров» — шеллингианцев, поклонников немецкой идеалистической философии

и лит-ры (Д. В. Веневитинова, братьев Киреевских, А. И. Кошелева, Н. М. Ропсалина и самих издателей), восстававших против «ига французской словесности». 3. «Северные цветы» [1825–1832] бар. А. Дельвига и О. Сомова; в нем печатались произведения Пушкина, Баратынского, Батюшкова, Козлова, Вяземского и др. По внешности это издание — лучший А. 20-х гг. Из других А. этого периода вызвали похвальные отзывы Белинского А. Владиславлева: «А. на 1838 год» и «Утренняя заря» [1839–1843]. К концу 30-х гг., с развитием толстых журналов, значение и количество А. падает. Но в 40-х гг., в виду трудности получения разрешения на издание новых журналов, вновь начинают прибегать к форме А., причем название это заменяется словом «сборник». Духовные запросы растущей разночинной интеллигенции не могли не изменить содержания С.: наряду с беллетристикой в них начинает занимать все более и более значительное место публицистика и критика. Таковы С., изданные Некрасовым: «Физиология Петербурга» (2 ч., СПБ., 1845) и «Петербургский С.» (СПБ., 1846). В первом были помещены произведения В. Г. Белинского,

103

Луганского, Д. В. Григоровича, Гребенки, Некрасова, Панаева. Во втором — впервые были напечатаны «Бедные люди» Достоевского, а также приняли участие И. С. Тургенев, Искандер (А. И. Герцен), кн. В. Одоевский, Ап. Майков, гр. В. Соллогуб, А. Никитенко, Белинский, Некрасов, Панаев. Сборники Некрасова шли под знаменем западничества. «Московские сборники» [1846, 1847 и 1852], изданные под ред. Валуева и Аксаковых, объединили лучшие славянофильские силы. Во второй половине XIX в. А. и С. отходят на второй план. В 70-х гг. начинают выходить благотворительные С. («Складчина», в 1874, в пользу голодающих в Сам. губ.). Всего в XIX в. вышло около 400 А. и С. В конце XIX и начале XX вв. вновь возрождается чисто лит-ый С. без публицистики, к-рая находит место в многочисленных отдельных С.; даже снова получает распространение название «А.». А. уже не обслуживает культурную верхушку одного класса, как в 20–30-х гг. Классовая дифференциация интеллигенции повела к возникновению многих лит-ых течений и школ, к-рые в А. и С. нашли удобную форму для групповых выступлений. Таковы С. буржуазной интеллигенции — символистов ранней поры: «Русские символисты» (I-III вв., 1894–1895), «Северные цветы» [1902–1905], возрождающие

104

название 30-х гг., А. «Гриф» [1904–1905]; сборник отошедшей от революции буржуазной интеллигенции в лице поздних символистов «Аполлон» [1909]; С. мелкобуржуазной богемы — футуристов: «Садок судей» [1910], «Дохлая луна» [1913], «Пощечина общественному вкусу» [1912], «Мезонин поэзии» [1913] и др.; революционно-настроенная демократическая и часто марксиствующая интеллигенция группируется вокруг С. «Знание» [с 1904] М. Горького; среднюю позицию занимают А. — «Шиповник» [с 1907] и «Земля» [с 1909]; с 1913 начал выходить С. «Слово» Московского книгоиздательства писателей; наконец выходят сборники пролетарской поэзии («Наши песни», 1913 и «Сборник пролетарских писателей» с предисл. Горького, в 1914). Октябрьская революция и годы военного коммунизма дали целый ряд С. пролетарских писателей: «Завод огнекрылый» [1918], «Красный звон» [1918], «Сноп», «Паяльник» [1918], «Крепь» [1921] и др. Буржуазная литература также дала несколько сборников: «Дракон» [1921], А. «Цех поэтов» [1921], «Серапионовы братья» [1922], «Костры» [1922] и др. С развитием советских журналов, роль А. совершенно упала, хотя в это время и вышло несколько А.: «Кузница» [1920], «Круг» [1923], «Недра» [1923], «Перевал» [1924], «Ковш» [1925], «Земля и фабрика» [1927] и др.

Иллюстрация:

Обложка «Русского Альманаха».

Иллюстрация:

Выходной лист «Musenalmanach а».

Иллюстрация:

Обложка альманаха «Северная лира».

Библиография: I. Перечень А: Путятин Е., гр., Перекличка альманахам [1794–1850], Новая Ушица, 1893; Рубакин Н. А., Среди книг, т. I, М., 1911; Энц. сл. Брокгауз-Ефрон, полутом 34, лит-ые альманахи.

II. Об А.: А. на Западе и у нас, «Антиквар», 1902; Кашин Н. П., А. двадцатых-сороковых годов, «Книга в России», т. II, М., 1926.

Ив. Ежов