61
ACADEMIA — книгоиздательство Государственного института истории искусств в Ленинграде, существующее при нем как подсобное предприятие на хозяйственном расчете и находящееся в ведении Наркомпроса. Возникло 31 декабря 1921. В первые годы деятельности программа издательства носит неопределенный характер: наряду с книгами по лит-ре и искусству, оно издает и книги по истории, обществоведению, философии и даже по точным и прикладным наукам. При этом в области гуманитарных наук выпускаются по преимуществу книги идеалистического направления: Анри Бергсон, Рабиндранат Тагор, Г. Риккерт, Шпенглер, Платон и др., с одной
62
стороны, и Франк, Карсавин, Ф. Ф. Зелинский, Перетц и др. — с другой. С января 1924 изд-во сосредоточивает свою работу исключительно на истории и теории лит-ры и искусства и иностранной художественной лит-ре. Из изданий обращают на себя внимание прежде всего непериодическая серия Отдела словесных искусств ГИИИ «Вопросы поэтики», из к-рой вышло 11 выпусков, содержащих работы формалистов: В. М. Жирмунского, В. Б. Томашевского, Б. М. Эйхенбаума, Ю. Тынянова, В. В. Виноградова, А. Слонимского, С. Д. Балухатого, Б. М. Энгельгардта и Г. Гуковского. Кроме того ГИИИ выпускает «Временники литературы и искусства» (вышло 3 вып. «Поэтика», 2 вып. «О театре», 2 вып. «Русская речь», 3 вып. «De musica» и др.). Им же выпущены сборники: «Задачи и методы изучения искусств», «Проблемы социологии искусства» и др., ряд сборников о театре («Очерки по истории европейского театра», «Старинный театр в России» и др.). Из других изданий следует отметить работы: В. М. Жирмунского «Байрон и Пушкин», сборник «Проблемы теории лит-ры» (западных ученых — Дибелиуса, Фосслера и др.), О. Вальцеля (см.) «Проблема формы в поэзии» и «Импрессионизм и экспрессионизм», Аристотеля (см.) «Поэтика», Ф. И. Шмита «Предмет и границы социологического искусствоведения», В. А. Келтуялы (см.) «Метод в истории лит-ры» и др. Затем изд-во начало выпускать серию лит-ых мемуаров: изданы «Воспоминания» П. В. Анненкова, Д. В. Григоровича (см.), Н. А. Огаревой-Тучковой, А. Я. Панаевой, И. И. Панаева (см.) и др. Вышли также «Письма к родным» А. Блока (см.) и «История одной вражды» — переписка Ф. М. Достоевского (см.) и И. С. Тургенева (см.); театральные мемуары: В. А. Теляковского, В. Беспалова, М. Г. Савиной, М. А. Чехова и др. По иностранной художественной лит-ре выпускаются собрания сочинений Анри де Ренье (в 19 тт.), Жюля Ромена (в 8 тт.), Андре Жида (см.) (в 5 тт.), Марселя Пруста (в 7 тт.), Проспера Мериме (в 6 тт.), Генриха Клейста (в 2 тт.), Т. Гофмана, Александра Дюма и др. Кроме того издается серия «Сокровища мировой литературы», куда вошли Бокаччо «Декамерон», Свифт «Путешествие Гулливера», Сервантес (см.) «Дон-Кихот» и др. Наконец изд-во выпускает ряд книг по театру, музыке и кино. Издания А. большею частью отличаются тщательностью редакционной обработки, но надо отметить, что издательство не имеет твердой идеологической линии в вопросах теории литературы и искусств и стоит под знаком
63
эклектизма с явным тяготением к формалистской теории. Необходимо кроме того, указать, что в издании беллетристических произведений А. часто стремится удовлетворять спрос «рафинированного» мещанства. Особенно выделяются издания А. по своему внешнему оформлению: подбор шрифтов, формат, обложка, переплет — все это делается с большим вкусом. В последнее время, с переходом ГИИИ в ведение Главискусства, А. становится официальным издательством последнего.
Ив. Ежов