- 158 -
ПАМЯТНЫЕ ВЕЩИ
320. Карандаш М. Ю. Лермонтова, вынутый из его кармана после дуэли 15 июля 1841 года.
Графит, камыш. Длина 8 — № 2308.
Графит в камышевой оправе.
Из ЛМ в 1917 году; в ЛМ от Е. А. Шан-Гирей (по мужу Казьминой) в 1916 году.
„Глебов предложил мне карандашик в камышинке, который Лермонтов постоянно имел при себе, записывал и рисовал им, что приходилось, и я храню его в память о поэте, творениями которого я всегда восторгалась“.
Эмилия Шан-Гирей. Воспоминания о Лермонтове. „Русский архив“, 1839, т. II, № 6, стр. 320.
„У меня сохранилась еще одна из вещиц Лермонтова — его записной карандашик с самодельной ручкой. Может, хотите посмотреть?
И она <Эмилия Александровна Шан-Гирей> вынула из столика бережно завернутый в бумажку карандашик.
— Я взяла его себе на память в день смерти Михаила Юрьевича, — пояснила она“.
Е. С. Некрасова. Михаил Юрьевич Лермонтов. Пятигорск, как место его жизни и дуэли. Из путевых заметок. „Русская старина“, 1888, т. LVIII, № 5, стр. 469
„Мы просили Эмилию Александровну дать нам что-нибудь на память о себе. Старушка вышла в соседнюю комнату и вскоре возвратилась, неся в руках кожаный футляр, из которого она вынула соломинку вершка в полтора длины и немного тоньше обыкновенного карандаша, в соломинку был плотно вставлен кусок графита. «Этот карандаш, — сказала Эмилия Александровна, — вынут из жилета убитого Лермонтова; я никогда им не писала раньше». Она взяла три бумажки величиной с визитную карточку и написала каждому из нас свое имя и фамилию...“
В. Д. Корганов. Еще о Лермонтове. Авторизованная копия. 20 VIII 1891 (ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, № 98, л. 5).
„Мне удалось видеть <...> у Евгении Акимовны Шан-Гирей <...> карандашик, оправленный в камышинку (и как нарочно выбранный для того, чтобы им можно было писать и рисовать), привезенный к Эмилии Александровне Шан-Гирей (ур. Клингенберг) корнетом Глебовым и найденный последним в карманах убитого поэта“.
В. Александренко. Лермонтов как художник. „Русские ведомости“, 1891, № 275.
„Сегодня повидал Евгению Иакимовну Казьмину, которая мне передала псалтырь <см. № 338>, образ <см. № 339> и карандаш <...>. M-me Казьмина с мужем живет в гор. Грозном и приезжала сюда на несколько дней; очень любезна и вполне относится к нам дружески, говоря, что это была ее мечта пожертвовать эти вещи в музей нашего училища. Были у ее отца <Акима Павловича Шан-Гирея> и еще некоторые вещи, но они сгорели во время пожара в его имении.
- 159 -
Карандаш был вынут с бокового кармана сюртука секундантом Глебовым <...> Стол и кресло <...> в настоящее время <...> в печальном виде, как и карандаш. Его можно только держать в стеклянном футляре. Он сделан из камыша, который весь потрескался, а внутри карандашный камень“.
Д. З. Алтухов — М. К. Марченко. Пятигорск. 12 X 1916 (ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, № 58, лл. 1 об., 3).
„О карандаше, о котором Вы мне пишете, находился временно у г-жи Гернет и передан мне г-жой Казьминой, так как он был собственность Евгении Иакимовны“.
Д. З. Алтухов — М. К. Марченко. Пятигорск. 15 X 1916 (ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, л. 58).
„Относительно передачи стола и кресла нам в музей — проиграно. После бурного заседания, горное общество совместно с городом решило упросить м-me Казьмину не только <не> лишать музей, но и город Пятигорск единственных вещей поэта, считая, что это будет позор <не только> для нее, но и для всех жителей города <...> Конечно к требованию города присоединились и ее знакомые, сторожилы Пятигорска. Она не могла не уступить этим требованиям и сегодня вечером уезжает в Грозный. О передаче образа <см. № 339>, псалтыря <см. № 338> и карандаша мы конечно тщательно скрываем“.
Д. З. Алтухов — М. К. Марченко. <Пятигорск>. 18 X 1916 (ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, № 58, лл. 9 и 10 об.).
*321. Разрезной нож М. Ю. Лермонтова.
Слоновая кость, металл. 26 × 3 — № 2304.
Нож слоновой кости с резной ручкой и металлической скрепой. Конец ножа отломан и не закреплен.
Из ЛМ в 1917 году; в ЛМ от И. В. Бельгарда в 1916 году; к Бельгарду от Е. М. Бибикова в 1895 году.
„Посетив Ваш Лермонтовский музей при Николаевском кавалерийском училище, я решил использовать свое всегдашнее желание принести в дар музею разрезной нож из кости, принадлежавший когда-то поэту Лермонтову. Нож этот был передан мне на память от генерала-лейтенанта Евгения Михаиловича Бибикова <...> Нож этот достался Евгению Михаиловичу Бибикову от его матери <...> Мать Бибикова жила постоянно в Пятигорске, лично была знакома с Лермонтовым и встречалась с ним у Верзилиных и у других знакомых. За несколько дней до дуэли Лермонтов завез матери Бибикова какую-то книгу и в этой книге лежал этот разрезной нож. Какая была книга — предание не сохранилось, а ножик хранился у матери Бибикова и потом она передала своему сыну в день производства в офицеры. Этот нож имеет металлическую скрепу и конец ножа тоже отломлен. Когда и при каких обстоятельствах сломался нож, я тоже не знаю и в таком именно виде он мне достался от Евгения Михаиловича Бибикова в 1895 году. Хотя мне бесконечно дорого всё, что касается памяти о нашем великом поэте, но я счастлив передать этот нож в Лермонтовский музей, где он будет храниться среди прочих реликвий на вечные времена“.
И. В. Бельгард — М. К. Марченко. Петроград. 9 VI 1916 (ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, № 49).
*322. Эполеты М. Ю. Лермонтова.
Медь, сукно. 17 × 13 — № 2302.
Обер-офицерские эполеты с одной звездочкой, медные, на красной суконной подкладке.
Из ЛМ в 1917 году; в ЛМ от Российского Исторического музея по завещанию В. С. Турнера в 1906 году.
„Как мне передавала сестра Журавлева, еще в 1884 году ее братом подарены или проданы, с точностью не упомню, любителю редкостей В. С. Турнер, живущему, в настоящее время, в Пензе, эполеты М. Ю., которые были на нем
- 160 -
во время несчастной дуэли с Мартыновым. Они у него, как у большого любителя редкостей, вероятно, целы и по сие время“.
П. Шугаев. Из колыбели замечательных людей. „Живописное обозрение“, 1898, № 25, стр. 504.
„Из вещей Михаила Юрьевича у меня хранились эполеты и туфли коричневого цвета <см. № 328>. Эполеты я передала помещику из села Щепотьево по фамилии Турнер“.
Рассказ А. П. Кузнецовой, снохи дядьки поэта, А. И. Соколова. В. Корнилов. „Тарханы“. Музей-усадьба М. Ю. Лермонтова. Изд. Гослитмузея, М., 1948, стр. 30.
Противоречие в сообщениях П. К. Шугаева и А. П. Кузнецовой о том, от кого поступили эполеты Лермонтова, разрешить не удалось.
„Имеющиеся у меня эполеты покойного М. Ю. Лермонтова завещаю в дар после моей смерти Лермонтовскому музею в С.-Петербурге“.
Выписка из духовного завещания отставного капитана Вадима Семеновича Турнера (ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, № 40).
„В качестве опекуна над имуществом умершего отставного капитана Вадима Семеновича Турнер имею честь уведомить правление Лермонтовского музея, что согласно духовному Завещанию покойного Турнер Лермонтовскому музею завещан<ы> в дар имевшиеся у покойного эполеты М. Ю. Лермонтова.
В настоящее время означенное духовное завещание уже утверждено Московским окружным судом и завещанное имущество передается наследникам.
По сему покорнейше прошу правление уведомить меня, каким путем оно найдет для себя более удобным получить завещанные Музею эполеты, которые в настоящее время переданы мною на хранение Московскому историческому музею, как одному из наследников по завещанию покойного Турнер“.
С. К. Авьерино — Лермонтовскому музею в Петербурге. Москва. 20 II 1906 (ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, № 40).
„Управление Исторического музея имеет честь препроводить при сем, в особой посылке, в Музей М. Ю. Лермонтова эполеты, принадлежавшие поэту. Означенные эполеты поступают в Музей М. Ю. Лермонтова на основании духовного завещания покойного отставного капитана В. С. Турнер<...> При сем управление Музея имеет честь уведомить, что эти эполеты были найдены среди имущества покойного Турнер, вскрытого в помещении Исторического Музея в присутствии г.г. опекунов над имуществом г. Турнер и уполномоченных от Исторического музея. Означенные эполеты оказались вложенными в бумагу с надписью на ней «эполеты М. Ю. Лермонтова», что и является единственным указанием на принадлежность эполет М. Ю. Лермонтову“.
Российский Исторический музей — Лермонтовскому музею в Петербурге. Москва. 16 III 1906 (ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, № 40).
*323. Шашка М. Ю. Лермонтова.
Золото, серебро, сталь, кожа, дерево.
Рукоять — 13.8; клинок — 81; ножны — 84 — № 2298.
Рукоять шашки с раздваивающимся набалдашником, серебряная с чернью дагестанской работы: растительный орнамент в виде цветка розы с листьями, по фону, набитому пунцоном.
Клинок стальной, изогнутый, двудольный, об одном лезвии. На клинке выгравированы: всадник, скачущий влево, с занесенной над головой шашкой в левой руке (изображен, очевидно, как олицетворение воинской доблести, пожелание победы); птица на ветке и изображенные почти прямолично человеческие головы в головных уборах, напоминающих тиары или венцы (птица
- 161 -
в соединении с изображением царствующих особ встречалась первоначально на тканях и оружии как символ власти и могущества, позднее — как пожелание удачи и счастья); звезда и полумесяц, исполненные золотой насечкой, — символы мусульманского вероисповедания. Над изображением всадника — гравированная надпись в одну строку. На оборотной стороне клинка выгравированы те же изображения с той только разницей, что всадник повернут вправо, держит шашку в правой руке, птица посажена на вазу с фруктами (?), лица изображены в профиль, изображение полумесяца и звезды — отсутствует, надпись дана в две строки.
Расшифровать значение этих надписей не удалось. По мнению научных сотрудников Государственного Эрмитажа, отдела Востока, В. С. Гарбузовой и К. А. Ракитиной, обе надписи, как на лицевой, так и оборотной стороне клинка, не имеют никакого смыслового значения, а являются простым подражанием грузинскому письму, выполненному неграмотным мастером — оружейником. Другой точки зрения придерживается профессор Л. М. Меликсет-Бек и ряд лингвистов-кавказоведов, в частности, профессор Г. С. Ахвледиани, которые считают, что хотя надписи по графике несомненно „грузинские“, но что „дешифровке они не поддаются ни как грузиноязычные, ни как осетиноязычные, ни как удинские, дагестанские и пр.“.
Ножны деревянные, покрыты черной шагреневой кожей. Устье, наконечник и две обоймицы с кольцами — серебряные, с тем же растительным узором чернью, как на рукояти. На лицевой стороне устья, в центре черненого узора розы, той же чернью выполнен герб рода Лермонтова: рыцарский шлем с короной над щитом и две ветви по сторонам; на щите инициалы славянскими буквами: „М. Л.“. На внутренних срезах устья выгравировано: „Михаила“ (на одной стороне), „Лермонтова“ (на другой). На оборотной стороне ножен печатная этикетка последнего владельца шашки — Е. М. Романовского: „Е. и. в. князя Евгения Максимилиановича, №“.
Из ЛМ в 1917 году; в ЛМ от Е. М. Романовского (герцога Лейхтенбергского) в 1890-х годах.
В описи имения, оставшегося после смерти Лермонтова, под № 88 значится: „Шашка в серебряной с подчерниею оправе“. Возможно, что именно эта шашка и поступила в Лермонтовский музей.
Каким образом попала шашка к последнему владельцу, Е. М. Романовскому-Лейхтенбергскому, до передачи ее в Лермонтовский музей, выяснить не удалось.
Но не исключена возможность, что шашка попала к Романовскому от секунданта Лермонтова, М. П. Глебова, у которого, как видно из приводимых ниже цитат, была кавказская шашка Лермонтова „с литерой Л. на серебряной оправе“.
„На чердаке большого Мишковского дома <см. № 437> в числе завалявшихся старых книг, картин и тетрадей, переселившихся туда после смерти Глебова, найден старый, пожелтевший от времени портрет М. Ю. Лермонтова, на обратной стороне которого написаны стихи, местами неразбираемые от пятен. Под стихами написано: «Другу Глебову Лермонтов 1841 года. Мишково».
Несмотря на мои усиленные просьбы, корнет Юрасовский положительно отказался отдать или продать портрет, а также валявшуюся бог весть с каких пор в Мишкове кавказскую шашку с литерой Л. на серебряной оправе, ссылаясь на то, что он никогда не расстанется с этими вещами, а если и решится
- 162 -
расстаться с ними, то только не иначе, как отдать их в Лермонтовский музей, находящийся при Николаевском кавалерийском училище“.
Сообщено Г. Коробьиным: В. Смысловский. Историческая справка. Воспоминание о пребывании М. Ю. Лермонтова в Орловской губернии. Орел, 1909, стр. 10.
*324. Кинжал М. Ю. Лермонтова.
Золото, серебро, слоновая кость, сталь, плюш, сафьян. Рукоять — 11; клинок — 33.9; ножны — 34 — № 2297.
Кинжал дагестанской работы — „кама“. Рукоять слоновой кости с набалдашником втянутой формы, на двух серебряных с чернью заклепках в форме лепесткообразных розеток (из шести лепестков).
Клинок обоюдоострый со скошенными лезвиями, с ребром посредине, со сквозным круглым отверстием у основания („пяты“). На клинке золотая насечка — монограмма „А. К“. (начальные буквы имени и фамилии Краевского) и два золоченых клейма мастера.
Ножны деревянные, крыты зеленым бархатом, с обратной стороны красным сафьяном, с серебряным галуном. Устье с петлей и наконечник — серебряные, с узором чернью: стилизованный растительный орнамент по фону, набитому пунцоном.
Из ЛМ в 1917 году; в ЛМ от А. А. Краевского в 1881—1883 годах.
„Ожидается <...> от А. А. Краевского — кинжал, подаренный ему Лермонтовым“.
А. А. Бильдерлинг. Лермонтовский музей в Петербурге (Письмо к ред. „Русской старины“, Мих. Ив. Семевскому). „Русская старина“, 1883, т. XL, кн. 12, стр. 735.
„Раненый во время экспедиции, Дорохов поручил отряд свой Лермонтову, который вполне оценил его и умел привязать к себе людей, совершенно входя в их образ жизни. Он спал на голой земле, ел с ними из одного котла и разделял все трудности похода. В последний приезд свой в Петербург Михаил Юрьевич рассказывал об этой своей команде А. А. Краевскому и подарил ему кинжал, служивший поэту при столкновениях и стычках с врагами. Кинжал этот передан Краевским в Лермонтовский музей. По словам Краевского, Лермонтов отбивался им от трех горцев, преследовавших его около озера между Пятигорском и Георгиевским укреплением. Благодаря превосходству своего коня поэт ускакал от них. Только один его нагонял, но до кровопролития не дошло“.
Висковатый, стр. 342.
*325. Кавказский пояс М. Ю. Лермонтова.1
Серебро, кожа, шелк. 87 × 2.3 (пояс), 5 × 3.6 × 1.6 (сальник) — № 2301.
Черный кожаный пояс с серебряным прибором: пряжкой с петлей, наконечником, подвесной пластиной с отверстиями для крепления оружия, шестью круглыми пуговицами и двумя гранеными заклепками, которыми прикреплен к поясу сальник в виде прямоугольной серебряной коробочки. По серебру чернь дагестанской работы: стилизованный растительный орнамент. Узор черни на сальнике и остальных серебряных деталях прибора пояса один и тот же. Под сальник пристегнут к поясу кожаный подклад красного сафьяна, подбитый шелком и обшитый по краям серебряным галуном.
Из ЛМ в 1917 году; в ЛМ от А. И. Арнольди в 1881—1883 годах.
- 163 -
„... черкесский пояс с набором из черкесского серебра были им <Лермонтовым> подарены А. И. Арнольди“.
Ю. Елец. История лейб-гвардии Гродненского гусарского полка, т. I. СПб., 1898, стр. 206.
*326. Палка М. Ю. Лермонтова.
Сталь, медь, тростник. Длина 89.5 — № 2299.
Стальная оплетенная тростником палка с загнутой граненой, завинчивающейся ручкой и медным ободком.
Из ЛМ в 1917 году; в ЛМ от А. И. Иванова в 1884 году.
„Железную палку М. Ю. Лермонтова, пожертвованную Вами в Лермонтовский музей, от подполковника Кирпичева, получено“.
А. А. Бильдерлинг — А. И. Иванову. 1 III 1884 (писарская копия; ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, № 33, л. 26).
„Железная палка Лермонтова. Пожертвована музею полковником Андреем Ивановичем Ивановым. Андрей Иванович получил эту палку от бывшего полицмейстера города Пятигорска, подполковника Бетаки, в 1880-м году. Бетаки взял эту палку у Лермонтова сейчас после дуэли“.
(Сопроводительная записка без подписи. ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, № 33, л. 25).
*327. Бумажник М. Ю. Лермонтова.
Сафьян, серебро, шелк. 14.9 × 9.8 — № 2305.
Сафьяновый коричневый бумажник на синей шелковой подкладке с серебряным секретным замком.
Из ЛМ в 1917 году; в ЛМ от П. К. Мартьянова в 1892 году.
„Имею честь представить, для хранения в Музее, находившиеся у меня: а) два подлинных дела <...> б) старый сафьянный с серебряным замком бумажник М. Ю. Лермонтова <...> Упомянутые предметы, для доставки в Музей, вместе с сим посылаются чрез почту, посылкою. О получении их покорнейше прошу приказать меня уведомить“.
П. К. Мартьянов — А. А. Бильдерлингу. Москва. 15 IV 1892 (ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, № 48, л. 1).
„Около полуночи банк метал подполковник Лев Сергеевич Пушкин, младший брат поэта А. С. Пушкина, бывший в то время на водах. Проиграв ему несколько ставок, Лермонтов вышел на балкон <...> и, подойдя к Столыпину, сказал ему: «Достань, пожалуйста из шкатулки старый бумажник!». Столыпин подал. Лермонтов взял новую колоду карт, стасовал и, выброся одну, накрыл ее бумажником и с увлечением продекламировал:
«В игре, как лев, силен
Наш Пушкин Лев,
Бьет короля бубен,
Бьет даму треф.
Но пусть всех королей
И дам он бьет:
„Ва-банк!“ — и туз червей
Мой — банк сорвет!».
<...> Наконец возглас «бита!» разрешил состязание в пользу Пушкина <...> Между тем Михаил Юрьевич, сняв с карты бумажник, спросил банкомета: «Сколько в банке!» и пока тот подсчитывал банк, он стал отпирать бумажник, с серебряным в полуполтинник замком, с нарезанным на нем циферблатом из десяти цифр, на одну из которых по желанию, замок запирался. Повернув раза два-три механизм замка и видя, что он не отпирается, Лермонтов с досадой вырвал клапан, на котором держался запертый в замке стержень, вынул деньги, швырнул бумажник под диван <...> На утро, когда люди убирали комнаты, камердинер Лермонтова Иван1 Соколов поднял порванный бумажник
- 164 -
и принес его Михаилу Юрьевичу. «На кой он мне чорт без денег!» — отозвался проигравшийся поэт и, рассмеявшись, прибавил: «Если нравится он тебе, возьми его себе!» — и бумажник перешел к Соколову, у которого после смерти Лермонтова и купил его В. И. Чиляев. Почти тридцать лет хранил его Василий Иванович, да двадцать слишком лет, после перехода его в мои руки, лежит он у меня и сберегается в том же виде, как вышвырнут был Лермонтовым, т. е. с вырванным клапаном и заперт на той же цифре, которую в игре позабыл поэт. Бумажник довольно уже ветх, подкладка на нем вся истерта и записной книжки при нем не имеется. Но таким я получил его, таким и передам в Лермонтовский музей“.
П. К. Мартьянов. Последние дни жизни М. Ю. Лермонтова. „Исторический вестник“, 1892, кн. 2, стр. 442—443.1
*328. Чувяки М. Ю. Лермонтова.
Сафьян. Длина 27 — № 2303.
Чувяки сафьяновые, темнокрасного цвета, с серебряными позументами.
Из ЛМ в 1917 году; в ЛМ от П. Н. Журавлева в 1883 году
„В семействе умершего камердинера Михаила Юрьевича Лермонтова, Андрея Иванова Соколова, проживающего в с. Тарханах, я нашел туфли Михаила Юрьевича Лермонтова.
Камердинер Соколов привез в Тарханы прах М. Ю. Лермонтова, он был приближенный его человек, к нему в числе других вещей поступили и туфли эти.
Туфли сделаны из красного сафьяна по фасону черкесской обуви — и, что они принадлежали М. Ю. я имею достоверность.
Если для составляемого Вами Лермонтовского музея туфли М. Ю. Лермонтова не будут лишние, то я просил бы об этом Вашего уведомления и тогда я вышлю их“.
П. Н. Журавлев — А. А. Бильдерлингу. С. Тарханы. Чембарск. уезда. 5 VII 1883 (ИР ЛИ, ф. 524, оп. 4, № 32, лл. 93—94).
„Туфли, которые Вы с такой готовностью предлагаете в Музей Лермонтова я с благодарностью принимаю и прошу выслать на мое имя в возможной скорости“.
Начальник Николаевского кавалерийского училища — П. Н. Журавлеву (писарская копия без даты; ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, № 32, л. 117).
„Сегодня с почтою я послал Вам туфли М. Ю. Лермонтова...“.
П. Н. Журавлев — А. А. Бильдерлингу. С. Тарханы. 14 XI 1883 (ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, № 32, л. 133).
*329. Щетка М. Ю. Лермонтова.
Щетина, рог. 5.8 × 4.9 (диаметр) — № 2306. Ногтевая щетка на кольцеобразной роговой ручке.
Из ЛМ в 1917 году; в ЛМ от П. А. Висковатова в 1886 году.
330. Машинка для обрезывания перьев, принадлежавшая М. Ю. Лермонтову.
Дерево черное, медь, сталь. Длина бруска 10.2; лезвия — 3.5 — № 5454.
Машинка в виде бруска черного дерева с медными накладками и выдвижным стальным лезвием.
На медной накладке выгравировано: „A Paris Leblais“. От В. С. Зыбина в 1927 году из Тархан.
- 165 -
331. Трубка театральная М. Ю. Лермонтова.
Бронза, слоновая кость, стекло. Высота — 13, в сложенном виде — 7, диаметры 5 и 3.3 — № 2288.
Трубка раздвижная состоит из трех цилиндров: двух внутренних бронзовых и одного наружного из слоновой кости с бронзовыми ободками.
На бронзовом ободке выгравировано: „Par brevet d’invention et de perfectionement“; на тулове меньшего цилиндра: „Soleil. Opticien du Roi. Galerie Vivienne, № 23, a Paris“ („Патент на изобретение и усовершенствование. Солейль. Королевский оптик. Вивьенская галлерея, № 23, в Париже“).
От А. А. Журавлева в 1917 году(?).
В Музее ИРЛИ (паспорт к № 2288) сохранилась запись карандашом неизвестной рукой: „Театральная трубка, принадлежащая Лермонтову, передана Анне Григорьевне Философовой, родной племяннице Елизаветы Алексеевны Арсеньевой“. Ниже приписка карандашом рукой Б. Л. Модзалевского: „От Арк. Арк. Журавлева передана в Музей Пушк. Дома (см. Отчет за 191 <?> г.)“.
В „Каталоге“ (стр. 87) ошибочно указано поступление трубки от П. Н. Журавлева.
В архиве ИРЛИ действительно хранится переписка П. Н. Журавлева с Лермонтовским музеем, но она относится к 80-м годам прошлого столетия и не содержит в себе никаких упоминаний о театральной трубке Лермонтова. Никаких других документов П. Н. Журавлева в архиве ИРЛИ не имеется. Кроме того, в инвентарной книге Музея ИРЛИ указано, что театральная трубка поступила „от А. А. Журавлева“, эту же запись подтверждает авторитетная приписка Б. Л. Модзалевского на цитируемом документе. Действительно, из собрания А. А. Журавлева в период 1916—1920 годов в ИРЛИ поступило довольно много разных материалов. В Архиве Академии Наук СССР (ф. 150, оп. 1, №№ 21—27) хранятся следующие три документа, относящиеся к А. А. Журавлеву: 1) завещательное письмо от 20 I 1917 года, в котором А. А. Журавлев завещал все свое собрание Пушкинскому Дому; 2) его заявление в Пушкинский Дом от 8 X 1918 года с просьбой принять от него собранные им материалы; 3) Мандат от 30 VI 1920 года на вывоз имущества из бывш. квартиры А. А. Журавлева в Пушкинский Дом. Вероятно, в эти же годы в числе разных других материалов, относящихся к русским писателям, из собрания А. А. Журавлева поступила и театральная трубка Лермонтова.
332. Книга, принадлежавшая М. Ю. Лермонтову.
„Ручная математическая энциклопедия. Книжка 1. Арифметика. Москва. В Университетской типографии. 1826“.
VIII + 226 + 2 ненумерованные страницы. 13.8 × 10 — Библиотека ИРЛИ, № 22 2/87.
В коричневом картонном переплете с кожаным корешком с золотым тиснением: „Матем. енцикл.“.
На шмуцтитуле вверху чернилами автограф: „Michel Lermantoff“.
На обороте переплета наклейка: „Лермонтовский музей, Отд. XVI, № 13. Николаевское кавалерийское училище“.
Из ЛМ в 1917 году; в ЛМ в 1905 году.
- 166 -
333. Маскарадная книга М. Ю. Лермонтова.
Бумага, картон, кожа. 61.9 × 27.5 — № 2300.
Книга содержит 14 листов с наклеенными на них китайскими иероглифами, вырезанными из черной глянцевой бумаги. В картонном переплете, оклеенном полосами черной и белой бумаги. На белых полосах наброски пером мужских и женских голов. На вехней корке переплета наклеен овал из голубой бумаги со знаками зодиака; на нижней корке — такой же овал с символическими знаками.
Из ЛМ в 1917 году; в ЛМ от Л. А. Лизогуб (рожд. Шан-Гирей) в 1916 году.
„Г. Дудышкин, в статье своей «Ученические тетради Лермонтова», приводит некоторые из <...> стихотворений, недоумевая к чему их отнести; мне известно, что они были написаны по случаю одного маскарада в Благородном собрании, куда Лермонтов явился в костюме астролога, с огромною книгой судеб под мышкой. В этой книге должность кабалистических знаков исправляли китайские буквы, вырезанные мною из черной бумаги, срисованные в колоссальном виде с чайного ящика и вклеенные на каждой странице; под буквами вписаны были приведенные г. Дудышкиным стихи, назначенные разным знакомым, которых было вероятие встретить в маскараде <...>“.
А. П. Шан-Гирей. „М. Ю. Лермонтов“ (Рассказ). „Русское обозрение“, т. IV, 1890, август, стр. 730.
„У меня же в настоящее время находится книга собственной ручной работы Лермонтова. Покойный отец мой, Алексей Павлович Шан-Гирей (двоюродиый брат Лермонтова),1 передавая мне эту книгу, рассказал, что Лермонтов на одном маскараде был одет магом (предсказателем) и для этого сделал сам книгу, на страницах которой наклеил какие-то загадочные буквы, по которым предсказывал судьбу обращавшейся к нему публике<...> Книгу эту<...> доставит Вам мой родственник, бывший воспитанник Николаевского кавалерийского училища <...> Митрофан Кириллович Катеринич“.
Л. А. Лизогуб — М. К. Марченко. Киев <7 XI 1916>, датируем по почтовому штампу на конверте (ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, № 61).
„Митрофан Кириллович <Катеринич> был так любезен, предложив мне, передать Вам для Лермонтовского музея альбом <маскарадная книга> и акварель, о которых я Вам писала“.
Л. А. Лнзогуб — М. К. Марченко. Киев 26<?> XI 1916 (ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, № 61).
334. Книга стихотворений Виктора Гюго, принадлежавшая М. Ю. Лермонтову.
„Les feuilles d’automne, par Victor Hugo. Suivi de plusieurs pièces nouvelles. Bruxelles. M-me Laurent, impr édit. Place de Louvain, N 7, 1840“.
(Осенние листья. Сочинение Виктора Гюго, с приложением некоторых новых произведений. Брюссель. Издание г-жи Лоран, площадь Лувена, № 7, 1840).
189 стр. 10.7 × 7 — № 62405.
В темнозеленом картонном переплете с кожаным корешком с тиснением. Перед титулом, вверху, автограф чернилами: „Lermontoff“.
От О. А. Рыдник в 1949 году.
- 167 -
335. Книга, подаренная М. Ю. Лермонтовым О. С. Одоевской с его автографом.
„Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова, часть первая, СПб., в типографии Ильи Глазунова и К°. 1840“.
173 + 2 ненумерованные страницы. 21.7 × 14.6 — Библиотека ИРЛИ, № 22 4/5.
В коленкоровом переплете с золотым тиснением на корешке: „Лермонтов. Герой“.
Перед титулом, чернилами рукой Лермонтова, под заглавием „Герой нашего времени“: „упадает к стопам ее прелестного сиятельства, умоляя позволить ему не обедать“.
На обороте переплета три наклейки: 1) экслибрис В. Ф. Одоевского: „Bibliotheque du prince W. F. Odoiefski“. 2) Экслибрис: „Из книг П. А. Ефремова“. 3) „Лермонтовский музей, Отд. V, № 2. Николаевское кавалерийское училище“.
Из ЛМ в 1917 году; в ЛМ от П. А. Ефремова в 1883 году.
336. Книга стихотворений Е. П. Ростопчиной, принадлежавшая М. Ю. Лермонтову.
Стихотворения графини Е. Ростопчиной. Издание типографии Фишера, СПб., 1841.
190 + 8 ненумерованных страниц. 20.3 × 13.1 — Библиотека ИРЛИ, № 22 6/63.
В картонном переплете с кожаным корешком с тиснением „Стихотворения Ростопчиной“ и инициалами: „В. Ж.“.
На обложке дарственная надпись чернилами: „Михаилу Юрьевичу Лермонтову, в знак удивления к его таланту и дружбы искренней к нему самому, Петербург, 20-е апреля 1841 г.“.
Из ЛМ в 1917 году; в ЛМ в 1911 году.
337. Книга стихотворений Вячеслава Ганки с дарственной надписью М. Ю. Лермонтову.
„Hankowy Pjsně. W. Praze, Nakladem Spisowatelowym. 1841“.
(Ганка. Стихотворения. Прага. 1841. Авторское издание), с гравированной виньеткой — два летящих амура.
144 стр. 12.6 × 7 — Библиотека ИРЛИ, № 22 2/29.
В бумажной обложке. На обложке чернилами: „Г-у Лермонтову по перечитанию его стихотворений. Прага ческая 9 юлия 1841 Вячеслав Ганка“.
На обороте обложки наклейка: „Лермонтовский музей, Отд. №. Николаевское кавалерийское училище“.
Из ЛМ в 1917 году; в ЛМ от В. Н. Поливанова в 1884 году.
338. Псалтырь, принадлежавшая М. Ю. Лермонтову.
В красном сафьяновом переплете с золотым обрезом и тиснением на переплете и корешке. XI + 249 стр. 19 × 11.5 — ИРЛИ, ф. 524, оп. 1, № 43.
На титуле: „Книга хвалений или псалтирь на российском языке иждивением Российского библейского общества, Московского отделения. Первое издание. Москва. В Синодальной типографии. 1822“.
- 168 -
На развороте форзаца слева чернилами два неясных рисунка рукой М. Ю. Лермонтова и дарственная надпись рукой Е. А. Арсеньевой: „Акиму Павловичу Шангирей. Знаю что тебе приятна будет ета книга она принадлежала тому кого ты любил читай ее мой друг Е. А. 1841“.
Ниже карандашом другой рукой: „Лермонтов. 15-го июля 1841 убит на дуэли“.
В конце книги, на развороте форзаца чернилами рукой Лермонтова: слева — „Сия книга принадлежит“, две виньетки, птица и два наброска лошадиных голов; справа — „M. Lermantoff, М. Лермонтов. M. Lermantoff. 1824-го года <виньетка> M. Λερμαντoв.
На оборотной стороне верхней крышки переплета наклейка: „Лермонтовский музей, Отд. XVI, № 18. Николаевское кавалерийское училище“.
Из ЛМ в 1917 году; в ЛМ от Е. А. Казьминой в 1916 году.
См. цитату к № 213.
339. Икона Иоанна Воина, принадлежавшая М. Ю. Лермонтову.
Серебро золоченое, яичная темпера, кипарис, дуб. 13 × 9.2 — икона: 15.5 × 11.5 — киот — № 2312.
Икона в ризе золоченого серебра, написана яичной темперой на кипарисовой доске.
Иоанн изображен в рост со щитом и мечом у ног.
Слева вверху на ризе гравированная надпись: „С̃: Іоаннъ Воинъ“.
Икона вставлена в дубовый киот. К киоту сверху прикреплена доска золоченого серебра с гравированным изображением креста и надписью: „Икона св. Иоанна Воина. Благословение бабушки М. Ю. Лермонтова Е. А. Арсеньевой при поездке его на Кавказ. Дар Музею Е. И. Казьминой 1916 г.“.
Из ЛМ в 1917 году; в ЛМ от Е. А. Казьминой в 1916 году.
См. цитату к № 213.
340. Герб рода Лермонтовых.
Копия неизвестного художника.
Бумага, акварель, тушь. 28.5 × 22.1 — № 57298.
На щите желтого цвета черное стропило с тремя ромбами и шестилистник, увенчанный дворянским коронованным шлемом, от которого в обе стороны расходятся окантовые листья. Фон красный. Под щитом на ленте девиз: „Sors mea Iesus“ („Судьба моя в руках божиих“).
Под изображением чернилами: „В щите, имеющем золотое поле, находится черное стропило с тремя на нем золотыми четырехугольниками, а под стропилом черный цвет. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною. Намет на щите золотой, подложенный красным, внизу щита девиз: Sors mea Iesus.
Предок фамилии Лермонтовых, Юрий Андреевич Лермонтов выехал из Шкотския земли в Польшу, а оттуда в 7141 <1633> году в Москву. Потомки его, Юрия Андреевича Лермонтова, многие российскому престолу служили, стольниками, воеводами и в иных чинах, и жалованы были от государей поместьями. Все сие доказывается справкою разрядного архива и родословною Лермонтовых“.
- 169 -
От Е. А. Семеновой-Гольм1 в 1941 году.
„В золотом Щите черное стропило (chevron), обремененное тремя золотыми сквозными ромбами или веретенами (macles) и сопровождаемые в оконечности черным шестилистником. Щит увенчан дворянским коронованным шлемом. Намет: червленый, подложенный золотом. Девиз намета латинскими буквами: „Sors mea Iesus“.
Общий гербовник, т. IV, 102.
„Есть ли в Музее герб Лермонтова? Если его нет у Вас, то я могу его. прислать, у нас есть рисунок герба с описанием“.
К. М. Цехановская — А. А. Бильдерлингу. <Кропотово>. 17 X 1883 (ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, № 32, л. 109).
341. Гербовые печати рода Лермонтовых.
Сургуч красный.
Две печати на одном листе.
1. Овал. 3 × 2.5 — № 49898.
На печати под родовым гербом оттиски двух орденов и медалей. Над печатью: „№ 1“. Справа надпись чернилами: „1. Слепок: той самой печати, которую я посылал поэту М. Ю. Лермонтову. При ней несколько моих крестов, или орденов“.
2. Восьмиугольник. 1.7 × 1.4 — № 49899.
На печати оттиск родового герба. Над печатью чернилами: „№ 2“. Под печатью чернилами, той же рукой: „2. Слепок Лермантовской гербовой печати малого размера“. Внизу: „26 марта 1872 г. И. Лермантов“.
От А. И. Бонди, внучки И. Н. Лермонтова (двоюродного брата отца поэта).
„Как доказательство малого знакомства поэта Лермантова с генеалогией нашей, могу привести то, что за гербовою печатью он присылал ко мне в 1834 году, когда я служил в образцовой батарее, чтобы вырезать ее для себя“.
И. Н. Лермантов. „Как писать фамилию Лермонтова?“. „Русская старина“, 1873, т. VII, кн. 3, стр. 393.
342. Альбом, принадлежавший М. М. Лермонтовой.
Альбом в красном сафьяновом с золотым тиснением переплете с серебряной (?) застежкой. Содержит 9 листов (7-й лист обрезан наполовину). 12.5 × 17.4 — ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, № 21.
Л. 1 об.: в центре наклеен акварельный рисунок (6.5 × 9.3) — два дерева, разделенные ручьем.
На изображении чернилами рукой М. М. Лермонтовой:
„Le penchant nous unit
Le destin nous sépare“.(„Склонности объединяют нас, судьба разъединяет“).
Под изображением справа чернилами: „Marie 1815 22 августа“.
Над рисунком чернилами рукой М. М. Лермонтовой: „Aimer est toutte ma science“ („Любить — вся моя наука“).
Под рисунком чернилами рукой М. М. Лермонтовой:
„Душой прекрасные не вянут L...“.
- 170 -
Ниже карандашом другой рукой:
„Ручей два древа разделяет
Но ветви их сплетясь растут“.Лист 2: на весь лист наклеен акварельный рисунок (10.3 × 15.2) — река, деревья, на левом берегу изба и две мужских фигуры, на правом берегу возле пня еще одна мужская фигура.
Листы 3—9 содержат тексты русских и французских стихотворений и изречений.
Листы 3, 4, 6, 7, 8, 9 — рукой М. М. Лермонтовой.
Лист 5 — рукой Ю. П. Лермонтова.
Лист 8 об. — неизвестной рукой.
Из ЛМ в 1917 году; в ЛМ от К. М. Цехановской в 1883 году.
„Пришлю Вам также стихи матери и отца М<ихаила> Ю<рьевича>, писанные ими в альбом, ежели найдете их пригодными для музея“.
К, М. Цехановская — А. А. Бильдерлингу. Москва. 19 I 1883 (ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, № 32, лл. 61 об.—62).
„Препровождая при сем <...> альбом с семью листками стихов и двум рисунками, имею честь <...> просить <...> не оставить меня уведомлением в получении означенных вещей“.
Н. И. Галахов — А. А. Бильдерлингу. Москва. 28 I 1883 (ИРЛИ, ф. 524, оп. 4, № 32, л. 69).
„Альбом Марии Михайловны Лермонтовой, матери поэта. Небольшая книжка в красном сафьяне. В ней два акварельных рисунка и несколько русских и французских стихов на 7-ми страницах, написанных рукою Марии Михайловны и ее знакомыми 1814—1820 годов. Пожертвовала г-жа К. М. Цехановская“.
Бильдерлинг, стр. 82.
343. Рисунок А. И. Арнольди из альбома М. Ю. Лермонтова (?).
А. И. Арнольди.
Бумага, акварель. 14.1 × 21.8 — № 5029.
Магометанское кладбище. На горизонте горы.
Под изображением на паспарту акварелью: „Рисунок А. И. Арнольди из альбома М. Ю. Лермонтова“.
На обороте наклейка: „Лермонтовский музей, Отд. III, № 16. Николаевское кавалерийское училище“.
Из ЛМ в 1917 году.
_________
СноскиСноски к стр. 162
1 См. „Приложения“ — „О кавказском поясе и пороховнице Лермонтова“.
Сноски к стр. 163
1 Ошибка, в действительности Андрей.
Сноски к стр. 164
1 П. К. Мартьянов зарекомендовал себя как собиратель не всегда достоверных фактов, поэтому к его сообщениям нужно относиться с большой осторожностью.
Сноски к стр. 166
1 А. П. Шан-Гирей — троюродный брат Лермонтова.
Сноски к стр. 169
1 Из рода двоюродного брата отца Лермонтова.