- 241 -
————————————————
ПРИМЕЧАНИЯ
————————————————
В настоящем издании в строго хронологическом порядке объединены все статьи и рецензии Белинского, посвященные Лермонтову. Тексты статей и рецензий заново проверены по первопечатным текстам, а цитаты, имеющиеся в статьях и рецензиях, — по текстам тех источников, которыми пользовался Белинский. Наиболее существенные и принципиально важные высказывания Белинского о Лермонтове в его обзорах и рецензиях на книги других авторов учтены во вступительной статье и в примечаниях.
Стремясь представить советскому читателю исчерпывающую сводку всего того, что писал о Лермонтове величайший критик-революционер, мы сочли необходимым, во-первых, поместить в нашем издании отрывки из писем Белинского с отзывами о Лермонтове, а во-вторых, приложить к примечаниям библиографическую справку, содержащую перечень всех статей и рецензий Белинского, в которых он попутно затрагивает творчество Лермонтова или дает оценку его произведениям.
РЕЦЕНЗИИ И СТАТЬИ 1840—1844 гг.
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
(стр. 23—24)
1. Впервые опубликовано в «Отечественных Записках» 1840 г., т. X, кн. 5, отд. VI, стр. 1—2, без подписи.
2. «Бэла», «Фаталист» и «Тамань» в качестве самостоятельных повестей были напечатаны впервые в «Отечественных Записках» 1839 г., т. II, кн. 3, отд. III, стр. 167—212; т. VI, кн. 11, отд. III, стр. 146—158; 1840 г., т. VIII, кн. 2, отд. III, стр. 144—154.
3. «Подробный разбор» «Героя нашего времени» Белинский начал писать во второй половине мая 1840 г., см. об этом примеч. 4 к следующей рецензии.
- 242 -
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
(стр. 25—26)
1. Впервые опубликовано в «Литературной Газете» 1840 г., № 42 от 25 мая, без подписи. Принадлежность рецензии Белинскому установлена В. С. Спиридоновым, см. его публикацию в «Октябре» 1936 г., кн. 6, стр. 174—175 и 175—186.
2. Неточная цитата из стих. Лермонтова «Журналист, читатели и писатель», напечатанного незадолго до появления настоящей рецензии в «Отечественных Записках» 1840 г., т. IX, кн. 4, стр. 307—310.
И всё зачем? — чтоб вам сказать,
Что их ненадобно читать!..3. Высокую оценку «Бэлы» Белинский дал впервые в своем обзоре русских журналов в «Московском Наблюдателе» 1839 г., ч. II, № 4.
4. В шестой книжке «Отечественных Записок» 1840 г. появилась только первая половина обещанного подробного разбора «Героя нашего времени». Окончание статьи было напечатано в следующей (седьмой) книжке журнала.
5. Восторженную оценку стих. Лермонтова «Дары Терека», «Памяти А. И. О‹доевско›го» и «Казачья колыбельная песня» см. также в письмах Белинского, на 231—233 стр. наст. изд.
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
(стр. 28—123)
1. Впервые опубликовано в «Отечественных Записках» 1840 г., тт. X и XI, кн. 6 и 7, отд. V, стр. 27—54 и 1—38, без подписи.
2. Разграничение «беллетристики» и «искусства» — важнейший момент в эволюции эстетических взглядов Белинского. На протяжении многих лет (особенно настойчиво в последний период своей деятельности) Белинский стремился решить проблему единства объективности художественного творчества с его тенденциозной направленностью. В 1840—1841 гг. Белинский еще только подходил к решению этой проблемы. «Беллетристика» в понимании Белинского была особым, вспомогательным по отношению к искусству родом словесности, который призван был отвечать «внешним целям», т. е. злободневным вопросам и пропагандистски-просветительным задачам. Наоборот, подлинное искусство, по мысли Белинского, являлось отграниченным от «злобы дня». От защиты подобных взглядов на искусство Белинский отходил одновременно с изживанием своего «примирительного» отношения к действительности; отзвуки «примирения с действительностью» имеются и в статье о «Герое нашего времени» (см. примеч. 14., 15 и 23) и в статье о «Стихотворениях Лермонтова» (см. примеч. 3, 18, 29, 42). Характерно, что при разборе и оценке творчества Лермонтова Белинский фактически уже руководствовался положением, что «современность есть великое достоинство в художнике». Данное положение Белинский впервые выдвинул в своей теоретической работе 1841 г. «Разделение поэзии на роды и виды».
3. «Юрий Милославский или русские в 1612 году» (1829) — исторический роман М. Н. Загоскина; «Торквато Тассо» (1833) — драматическая фантазия Н. В. Кукольника, о котором Белинский говорит в своей статье ниже, см. примеч. 6.
- 243 -
4. «Особая статья», — вероятно, обзор «Русская литература в 1841 году», где были обоснованы взгляды Белинского на «отличительный характер русской литературы».
5. «Стихотворения под фирмою — Ѳ — (фита) принадлежали И. П. Клюшникову, одному из участников кружка Н. В. Станкевича и университетскому товарищу Белинского. (См. о Клюшникове в работе Н. Л. Бродского «Поэты кружка Станкевича» в «Известиях отд. русского яз. и словесности Ак. Наук» 1912 г., кн. 4, стр. 1—70.) И. П. Клюшников печатался в «Московском Наблюдателе» 1838—1839 гг., «Отечественных Записках» 1839—1840 гг. и «Современнике» 1840 г. Два стихотворения Клюшникова Белинский цитирует в статье о «Стихотворениях Лермонтова» (см. примеч. 40 и 43 к этой статье). Через несколько лет Белинский отрицательно оценивал дарование Клюшникова: «У меня коли кто, бывало, прослезится от пакостных стишонков Клюшникова, — писал он В. П. Боткину 3 апреля 1843 г., — тот уже и глубокая натура» (Письма, т. II, стр. 359).
6. О Н. Кукольнике и других молодых писателях, группировавшихся вокруг руководимой О. И. Сенковским «Библиотеки для Чтения», Герцен в полном согласии с Белинским впоследствии замечал, что они «ввели такой род литературы, который с первого взгляда казался блестящим, но со второго подделанным». Герцен добавлял при этом, что «не было ничего живучего, реального в тех истерических образах, которые дали Кукольники, Бенедиктовы, Тимофеевы и др. Такие цветы могли распускаться только у подножия императорского трона и под сению Петропавловской крепости» (Полн. собр. соч. А. И. Герцена, т. VI, П., 1919, стр. 370).
7. Е. Бернет (псевдоним А. К. Жуковского), сотрудничавший почти во всех петербургских журналах 30-х гг., издал книжку своих стихотворений (Спб., 1837) и две поэмы — «Граф Мец» (Спб., 1837) и «Елена» (Спб., 1838). Имя Е. Бернета приобрело в 30-е гг. шумную известность и возбуждало преувеличенные надежды.
8. Цитата из баллады Шиллера «Торжество победителей» в переводе В. А. Жуковского.
9. Как «прекрасное стихотворение» отметил Белинский «Песню про царя Ивана Васильевича...» в рецензии на поэму Е. Бернета «Елена» в «Московском Наблюдателе» 1838 г., т. XVI. «Песня про царя Ивана Васильевича...» — третье выступление Лермонтова в печати. Первое его печатное произведение — «Хаджи-Абрек» в «Библиотеке для чтения» 1835 г., т. XI; второе — «Бородино» в «Современнике» 1837 г., т. V, № 2.
10. Стихотворения Лермонтова вышли отдельной книжкой через полгода. Белинский выполнил свое обещание и посвятил им «особую» большую статью, см. стр. 132 наст. изд.
11. В первых двух книжках «Отечественных Записок» 1839 года были напечатаны основные стихотворения Лермонтова — «Дума» («Печально я гляжу на наше поколенье») и «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»). Белинский отмечал эти стихотворения в своем обзоре русских журналов в «Московском Наблюдателе» 1839 г., ч. II, № 4.
12. Характеризуя впоследствии (в 1846 г.) «Капитанскую дочку» как «нечто в роде «Онегина» в прозе», Белинский все же и впоследствии не отказался от своего тезиса о несоизмеримости Пушкина-поэта и Пушкина-прозаика. Недооценка художественной прозы Пушкина проходит на всем протяжении деятельности Белинского.
- 244 -
13. Говоря о «внутреннем ясновидении истины», основанном на «тождестве познающего с познаваемым», а также и определяя «замкнутость» художественного произведения, Белинский еще оставался на почве теорий «вдохновенного» искусства, которых он придерживался в первый период своей деятельности.
14. Белинский истолковывает здесь «разумную необходимость» в плане созерцательного отношения к действительности. В переписке с друзьями, начиная с середины 1840 г., он уже высмеивал свою «преутешительную философию». О большой внутренней борьбе Белинского в поисках нового мировоззрения говорит хотя бы письмо его к В. П. Боткину от 12 августа 1840 г., в котором Белинский горько иронизирует над всеми, верующими в грядущее блаженство на лоне мировой субстанции (Письма, т. II, стр. 142—143).
15. Аналогичное истолкование «разумной необходимости» — см. предыдущее примечание. В том же письме к В. П. Боткину от 12 августа 1840 г. Белинский указывал, что «кроткий тон» настоящей статьи — результат такого состояния его духа, когда он не мог «ничего ни утверждать, ни отрицать и поневоле старался держаться середины» — см. стр. 236 наст. изд.
16. Цитата из «Сцены из Фауста» Пушкина:
И знаешь ли, философ мой,
Что думал ты в такое время,
Когда не думает никто?17. Упоминая о двенадцати томах иного «господина-сочинителя», Белинский намекал на Марлинского, о котором он в одной полемической заметке 1840 г. говорил: «Конечно, Марлинский написал двенадцать небольших, но плотно сбитых книжек; но его творения перешли уже в ряды тех читателей, которые поэтов называют «господами-сочинителями» и которых внимание есть уже признак совершенного падения автора».
18. Цитата из восьмой главы «Евгения Онегина», строфа XXVII. Процитировано с двумя неточностями. У Пушкина: «Вас непрестанно змий зовет»; «А без того вам рай не рай».
19. Цитата из восьмой главы «Евгения Онегина», строфа IX. Процитировано с одной неточностью. У Пушкина: «Самолюбивую ничтожность».
20. Говоря об идеале «чистейшей нравственности», Белинский намекал на предисловие Б. Федорова к изданной им переводной книжке для детей «Три розы». Б. Федоров указывал, что помещенные в этой книжке пьески «прелестны и дышат чистейшей нравственностью». Разбирая книжку в том же номере «Отечественных Записок», где была опубликована и настоящая статья, Белинский полностью приводил в своей рецензии предисловие Б. Федорова и иронически его комментировал.
21. Цитата из седьмой главы «Евгения Онегина», строфа XXII.
22. Белинский вспоминает здесь клеветническую рецензию Ф. Булгарина по поводу седьмой главы «Евгения Онегина». Процитировав стихи, которые приводит и Белинский, Булгарин заключал: «стихи эти весьма замечательны. Правду сказать, что это весьма жалкое понятие о современном человеке — но что делать? Покоримся судьбе!» («Северная Пчела» 1830 г., № 35).
23. Отзвуки еще неизжитого Белинским созерцательного отношения к «разумной действительности», см. выше, примеч. 14 и 15.
- 245 -
24. Цитата из седьмой главы «Евгения Онегина», строфа XXIV.
25. Цитата из восьмой главы «Евгения Онегина», строфа VIII.
26. Высказывание К.-А. Варнгагена фон-Энзе об Онегине и Ленском Белинский цитирует почти дословно — см. «Отечественные Записки» 1839 г., т. III, прилож., стр. 17—18.
СТИХОТВОРЕНИЯ М. ЛЕРМОНТОВА
(стр. 123—132)
1. Впервые опубликовано в «Отечественных Записках» 1840 г., т. XIII, кн. 11, отд. VI, стр. 1—6, без подписи.
2. Первое выступление Лермонтова в печати состоялось в 1835 г. — см. примеч. 9 к статье о «Герое нашего времени».
3. Говоря о «первом и великом прозаике-поэте русской литературы», Белинский имел в виду Гоголя.
4. В числе врагов Лермонтова Белинский в первую очередь, вероятно, подразумевал С. Бурачка, одного из редакторов реакционного журнала «Маяк». В статье Бурачка о «Герое нашего времени» роман Лермонтова характеризовался как «эстетическая и психологическая нелепость». «В ком силы духовные хоть мало-мальски живы, — писал Бурачек, — для тех эта книга — отвратительно несносна» («Маяк» 1840 г., ч. IV, стр. 218).
5. Обилие философских терминов («непонятных слов») в критическом отделе «Отечественных Записок», а в частности в статьях Белинского 1840 г., было использовано для нападок на журнал с разных сторон. Так, Н. Греч в своих публичных лекциях или «Чтениях о русском языке», издеваясь над «Отечественными Записками», приводил обширные цитаты из статей Белинского и пытался изобличить критика в незнании русского языка («Северная Пчела» 1840 г., № 19). Редактор журнала А. Краевский счел необходимым выступить с пространным ответом «Нечто о декларации г. Греча против «Отечественных Записок». Ответ этот был опубликован в качестве приложения к восьмой книжке журнала за 1840 год.
6. Говоря о врагах Лермонтова Белинский имеет в виду Н. Полевого, Сенковского и Булгарина. «Знаменитая афиша», — вероятно, «Северная Пчела», превозносившая Кукольника.
7. Цитата из знаменитой сатиры на литераторов 10—20-х гг. «Дом сумасшедших» А. Ф. Воейкова, распространявшейся в рукописи. Под именем Бутусова в сатире выведен бездарный поэт-шишковист П. И. Голенищев-Кутузов, преследовавший Карамзина в своих статьях и обвинявший его в проповеди «безбожия и безначалия».
8. Намекая на «ложных друзей», которые «спекулируют на имя Лермонтова», Белинский имел в виду Ф. Булгарина, выступившего с восторженным критическим фельетоном о «Герое нашего времени» в «Северной Пчеле» 1840 г., № 246. Фельетон Булгарина содержал также и «тупые остроты» по адресу критики «Отечественных Записок», т. е. по адресу Белинского. В «Кратком очерке книжной торговли и издательской деятельности Глазуновых» (Спб., 1883 г., стр. 71—72) сообщается, что первое издание «Героя нашего времени», несмотря на критическую статью Белинского, не расходилось. Это побудило издателей обратиться к Булгарину с просьбой написать о романе фельетон в «Северной Пчеле». После появления фельетона издание якобы было раскуплено нарасхват. Об этом факте говорит также и Л. Л. (В. С. Межевич) в рецензии на стихотворения Лермонтова
- 246 -
в «Северной Пчеле» 1840 г., № 284. Характерно, что в самом фельетоне Булгарина содержится указание, что его «просили» написать отзыв о «Герое нашего времени». Существует, впрочем, и другая версия, будто бабушка Лермонтова, без его ведома, отправила Булгарину два экземпляра романа, причем в одном экземпляре было вложено 500 рублей ассигнациями (см. об этом в «Историческом Вестнике» 1892 г., кн. 11, стр. 387). Белинский угадывал реальную подоплеку булгаринского фельетона, когда он подчеркивал, что «мнимое беспристрастие» ложных друзей похоже на «купленное пристрастие».
9. Рецензируя «Одесский альманах на 1840 год», Белинский попутно давал краткую характеристику современной поэзии и, между прочим, отмечал, что «поэтов действующих — у нас немного; если хотите, мы всех их перечтем вам по пальцам: гг. Лермонтов и Кольцов; далее подписывающийся — Ѳ — , и г. Красов, из переводчиков, гг. Вронченко, Катков, Струговщиков, Аксаков и Мейстер... вот и все тут». Рецензия Белинского, а в частности приведенные ее строки послужили поводом для выпадов против «Отечественных Записок» со стороны «Сына Отечества». В седьмой книжке этого журнала за 1840 г., в статье против «Отечественных Записок» анонимный автор (Н. Полевой) спрашивал: «Где можем мы отыскать и увидеть труды, по которым поступили в число великих поэтов г. Красов, а особливо г. Ѳ» и т. д. С развернутым ответом на выпады «Сына Отечества» Белинский выступил в специальной полемической статье, опубликованной в «Литературной Газете» 1840 г., № 43. Выпады «Сына Отечества» он имеет в виду и в настоящей рецензии. «Таинственный г. — Ѳ —» — И. П. Клюшников, см. о нем в примечаниях выше.
10. Цитата из «Горе от ума», действие III, явление 3, слова Молчалина. У Грибоедова: «не должно сметь свое суждение иметь».
11. Гневные строки Белинского, посвященные «безграмотным пачкунам», направлены против вдохновителей реакционной и продажной журналистики — Булгарина и Греча. Белинский вспоминает нашумевшее заявление Греча в 1831 году о том, что Булгарин не имеет надобности в оправдании и защите, «ибо у него в одном мизинце более ума и таланта, нежели во многих головах рецензентов». Как известно, именно эти слова дали Пушкину тему для его знаменитого памфлета «Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем».
12. В статье о «Стихотворениях М. Лермонтова» Белинский разъяснял, что под «китаизмом» он понимает ненависть ко всему чужому и любование собственным безобразием и уродством. Понятие «китаизма» неотделимо было у Белинского от «квасного патриотизма», см. 143 стр. наст. изд.
13. Свое обещание «поговорить в особой статье» о стихотворениях Лермонтова Белинский выполнил через два месяца, см. ниже.
СТИХОТВОРЕНИЯ М. ЛЕРМОНТОВА
(стр. 132—205)
1. Впервые опубликовано в «Отечественных Записках» 1841 г., т. XIV, кн. 2, отд. V, стр. 35—80, без подписи.
2. Цитата из стихотворения Д. В. Веневитинова «Я чувствую, во мне горит».
3. Цитата из стихотворения Пушкина «Чернь». Используя пушкинские стихи, Белинский еще не отказался от своих взглядов на
- 247 -
взаимоотношения «поэта» и «толпы», которые он разделял в пору «примирения с действительностью». В предыдущей рецензии он характеризовал «толпу», как «собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету»; «толпа» в понимании Белинского была синонимом филистерства. Характерно, что в позднейшие годы Белинский продолжал с глубоким сочувствием относиться к декларативным стихотворениям Пушкина «Чернь» и «Поэт», трактуя их, как обличение тех глупцов, которые «смотрят на поэзию, как на искусство втискивать в размеренные строчки с рифмами разные нравоучительные мысли». Однако, впоследствии Белинский полагал, что «если до истины можно доходить не тем, чтоб соглашаться с глупцами, то и не тем, чтоб противоречить им, — а тем, чтоб, забывая о их существовании, смотреть на предмет глазами разума». И тут же Белинский подчеркивал, что «толпа, в смысле массы народной, есть прямая хранительница народного духа, непосредственный источник таинственной психеи народной жизни» (Белинский. Соч. А. Пушкина, Л., 1937 г., стр. 284).
4. Цитата из стихотворения Лермонтова «Не верь себе». Процитировано с одной неточностью. У Лермонтова: «В нем признака небес».
5. Реминисценция из пушкинского «Пророка»: «И гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье».
6. Строфы 1 и 4—7 «думы» Кольцова «Лес», напечатанной в «Отечественных Записках» 1840 г., т. XIII. В цитатах у Белинского по сравнению с журнальным текстом имеются разночтения: «В забвенье погружает душу и мысли новые рождает в ней»; последние две строки — «Что может лишь в пределах смерти свое величье сознавать». В журнальном тексте «дума» разбита на строфы (по 4 стиха).
7. Цитата из «Демона» Лермонтова (ч. 1, гл. 4), в то время еще не напечатанного, но распространявшегося в списках.
8. Заключительные строки пушкинского послания «Алексееву» («Мой милый, как несправедливы»).
9. Цитата из стихотворения «На смерть Гете» Е. А. Баратынского.
10. Роман Мориера в вольном переводе барона Брамбеуса и под заглавием «Мирза Хаджи-Баба Исфагани» был издан (в четырех томах) в 1831 году. Роман был переиздан в 1845 году, причем это второе издание рецензировал Белинский, подчеркнувший, между прочим, в романе «великолепную картину восточного «патриотизма».
11. Знаменитую гегелевскую формулу о том, что «всё действительное разумно», Белинский в 1838—1839 гг. ошибочно истолковывал в смысле отождествления действительности с существующим. Теперь же, в полном согласии с учением самого Гегеля, Белинский говорит, что «не всё то действительно, что есть в действительности». Эта существеннейшая оговорка знаменовала перелом в мировоззрении Белинского на путях к обоснованию революционных взглядов.
12. «Таинник» в словоупотреблении Белинского — наперсник, любимец.
13. Цитата из пушкинского «Разговора книгопродавца с поэтом».
14. Цитата из стихотворения Д. В. Веневитинова «Поэт».
15. Стихотворение Пушкина «Поэт», цитируемое Белинским полностью.
- 248 -
16. Утверждая, что «поэзия не имеет никакой цели вне себя», Белинский еще остается на почве теорий, которые он разделял в первый период своей деятельности, — см. примеч. 2 и 13 к статье о «Герое нашего времени».
17. «Дилетант» в словоупотреблении Белинского — страстный любитель искусства.
18. Утверждение, что поэт не может подчинять свое вдохновение разным «текущим потребностям», характерно для эстетических воззрений Белинского в 30-е гг. — см. примеч. 2 и 13 к статье о «Герое нашего времени».
19. Цитата из пушкинского стихотворения «Чернь» — см. выше, примеч. 3.
20. Мысль о неразрывной связи поэта с историческим развитием общества впоследствии стала руководящей мыслью всей критической деятельности Белинского. В настоящей статье — одна из самых первых формулировок этой мысли.
21. Белинскому оставались неизвестными начальные поэтические опыты Лермонтова, в которых он выступал подражателем байронических поэм Пушкина. «Песня про царя Ивана Васильевича...», написанная в пору полной художественной зрелости Лермонтова (в 1837 г.), была уже третьим выступлением поэта в печати — см. примеч. 9 к статье о «Герое нашего времени».
22. Упоминая о первых лирических произведениях Пушкина, в которых он явился «пророком высоких идей общественных», Белинский, вероятно, имеет в виду «вольные стихи» Пушкина («Вольность», «Деревня» и др.).
23. «Бородино» — не первое, а третье стихотворение Лермонтова, появившееся в печати, см. выше прим. 9 к статье о «Герое нашего времени».
24. О знаменитом, распространявшемся в списках, стихотворении «Смерть поэта», послужившем причиной для ареста Лермонтова и затем ссылки его на Кавказ, — Белинский не мог упоминать в печати по цензурным условиям.
25. О своих симпатиях к «колоссальной фигуре» Иоанна Грозного Белинский высказывался впервые в 1836 г. в рецензии на первую часть «Русской истории для первоначального чтения» Н. Полевого.
26. В цитате пропущена строка:
Как красавица, глядя в зеркальцо,
В небо чистое смотрит, улыбается,27. В цитате пропущена строка:
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить.28. Цитата из эпилога пушкинской «Полтавы».
29. Отзвуки еще неизжитого Белинским созерцательного отношения к «разумной действительности».
30. Через несколько лет Белинский изменил свое отношение к «Песне про царя Ивана Васильевича...» Полемизируя с Шевыревым в 1843 г., Белинский отмечал, что пьеса эта «есть юношеское произведение Лермонтова, и что никогда бы он не обратился более к пьесам такого содержания. Кто читал Кошихина, тот не поверит исторической правдоподобности «Песни», особенно, если сличить ее
- 249 -
с тою песнею в сборнике Кирши Данилова, которая подала Лермонтову повод написать его «Песню» и которая называется «Мастрюк Темрюкович». Ср. отзыв о «Песне» в пятой статье пушкинского цикла (Белинский. Соч. А. Пушкина, Л., 1937, стр. 388—389). Белинский ошибался, утверждая непереводимость «Песни» ни на какой язык. Так, «Песня» была переведена впоследствии на немецкий язык и по отзыву ее переводчика Боденштедта «произвела сильнейшее впечатление» в Германии.
31. Характеристика Байрону, данная в пушкинском стихотворении «К морю».
32. Белинский пересматривает здесь свое отношение к Шиллеру, с которым он в 1838—1839 гг. «совсем рассорился» и на которого в это время обрушивался, как на «странного полухудожника, полуфилософа». Теперь он преклоняется перед Шиллером, называя его «благородным адвокатом человечества» и «эманципатором общества от кровавых предрассудков предания» (письмо к В. П. Боткину от 4 окт. 1840 г. — Письма, т. II, стр. 163).
33. Цитата из стихотворения Лермонтова «Не верь себе». Процитировано с одной неточностью. У Лермонтова: «твои волненья». Впервые о стихотворении «Не верь себе» Белинский с большим сочувствием высказался в своем обзоре русских журналов в «Московском Наблюдателе» 1839 г., ч. II, № 4.
34. Цитата из «Евгения Онегина», глава I, строфа V.
35. Процитировано с одной неточностью. У Лермонтова: «Их добросовестный ребяческий разврат».
36. В 1838—1839 гг. Белинский решительно осуждал «сатиру», как род поэзии. Признание законности «сатиры» — еще одно свидетельство отхода Белинского от прежних его эстетических взглядов. В работе «Разделение поэзии на роды и виды» Белинский указывал на «Думу» и на стихотворение «Не верь себе», как на лучшие образцы сатиры, которые имеются на русском языке.
37. Процитировано с одной неточностью. У Лермонтова: «Скорее жизнь свою в заботах истощи».
38. Цитата из «Евгения Онегина», глава 2, строфа X (слова о Ленском). У Пушкина — «поблеклый жизни цвет».
39. Сводку отзывов Белинского о пушкинском стихотворении «Демон», которому он придавал исключительное значение в развитии русской поэзии, см. в примечаниях к сборнику: Белинский. Соч. А. Пушкина, Л., 1937, стр. 661—662.
40. Стихотворение Ѳ — (И. П. Клюшникова), напечатанное в «Московском Наблюдателе» 1838 г., т. XVIII, июль, кн. 2, стр. 143.
41. Процитировано с одной неточностью и пропуском строк. У Лермонтова:
1) В толпе людской и средь пустынь безлюдных
2) Кто скажет нам! твоих последних слов
Глубокое и горькое значенье
Потеряно... Дела твои, и мненья42. Вопреки своим утверждениям, что «блаженство условливается страданием» и т. д., Белинский в письме к В. П. Боткину от 1 марта 1841 г. (т. е. почти одновременно с настоящей статьей) заявлял: «Говорят, что дисгармония есть условие гармонии; может быть, это очень выгодно и усладительно для меломанов, но уж, конечно, не
- 250 -
для тех, которым суждено выразить своей участью идею дисгармонии» (Письма, т. II, стр. 213).
43. Цитата из стихотворения — Ѳ — (И. П. Клюшникова) «Весна», напечатанного в «Отечественных Записках» 1839 г., т. VII, отд. 3, стр. 134.
44. В цитате пропущены две строки, изъятые цензурой при печатании сборника стихотворений Лермонтова:
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.45. Говоря о «глубокомысленном критикане», Белинский имел в виду восторженную статью о стихотворениях Лермонтова в «Северной Пчеле» 1840 г., №№ 284 и 285, за подписью Л. Л. (В. С. Межевича).
46. Белинский противопоставлял Лермонтова не Языкову (как до сих пор было принято комментировать), а А. С. Хомякову, поэту славянофильского лагеря, автору исторических трагедий «Ермак» (1832) и «Димитрий Самозванец» (1833). Именно Хомяков в «прорицательных» лирических пьесах предвещал гибель Запада и «кричал о славе России». (Ср. его стих. «Мечта», «Гордись! — тебе льстецы сказали» и др.) По поводу стих. «Мечта» Белинский иронизировал в статье о «Герое нашего времени», см. 84 стр. наст. изд. Уничтожающая оценка лирики Хомякова дана Белинским в обзоре «Русская литература в 1844 году».
47. Намекая на писателя, произведенного в «лучшие писатели нашего времени», Белинский, вероятно, имел в виду Н. Кукольника. Именно он был превознесен реакционной критикой.
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
(стр. 205—211)
1. Впервые опубликовано в «Отечественных Записках» 1841 г., т. XVIII, кн. 9, отд. VI, стр. 1—5, без подписи.
2. О Лермонтове, как о подражателе Жуковского, Пушкина, Бенедиктова и других русских поэтов, писал С. П. Шевырев. Подводя итоги своим впечатлениям от стихотворений Лермонтова, критик-славянофил утверждал: «Мы слышим отзывы уже знакомых нам лир — и читаем их как будто воспоминания русской поэзии последнего двадцатилетия» («Москвитянин» 1841 г., т. II, кн. 4, стр. 535).
3. Цитата из элегии В. А. Жуковского «На кончину ее величества королевы Виртембергской».
4. Стихотворения Лермонтова печатались в «Отечественных Записках» на протяжении 1841—1844 гг.
5. О замысле написать романическую трилогию Лермонтов сообщил Белинскому, очевидно, в личной беседе.
6. О том, что Лермонтов погиб на дуэли, невозможно было упоминать в печати по цензурным условиям.
7. Цитата из «Евгения Онегина», глава 6, строфы XXXVI — XXXVII. Пропущена строка:
И жажда знаний и труда,
И страх порока и стыда...В предпоследней строке неточность: «К ней не домчится гимн времен!»
- 251 -
СТИХОТВОРЕНИЯ М. ЛЕРМОНТОВА
(стр. 211—214)
1. Впервые опубликовано в «Отечественных Записках» 1843 г., т. XXVI, кн. 1, отд. VI, стр. 1—2, без подписи.
2. «Измаил Бей» был напечатан впервые в «Отечественных Записках» 1843 г., т. XXVII, кн. 3.
3. Оценку позмы Лермонтова «Боярин Орша» Белинский дал впервые в 1842 году в полемической статье против К. Аксакова. «Демон» Лермонтова, еще в начале 1842 г. целиком напечатанный в «Отечественных Записках», был запрещен (см. об этом письмо Белинского И. И. Ханенке на 238 стр. наст, изд.); в печать прошли только отрывки из поэмы (т. XXII, кн. 6). Восторженную оценку «Демона» см. в письме Белинского к В. П. Боткину от 17 марта 1842 г. на 239 стр. наст. изд.
4. Оценку стихотворения «Валерик» Белинский дал в рецензии на «Утреннюю Зарю» 1843 г. Здесь он отметил, что «Валерик» отличается «стальною прозаичностью выражения, которая составляет отличительный характер поэзии Лермонтова, и которой причина заключалась в его мощной способности смотреть прямыми глазами на всякую истину, на всякое чувство, в его отвращении прикрашивать их».
5. Обещание дать новую статью о стихотворениях Лермонтова Белинский повторял неоднократно. Обещание это осталось, однако, неосуществленным. Сравнение Лермонтова с Пушкиным Белинский сделал в небольшой заметке «Библиографические и журнальные известия», см. ниже.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ЖУРНАЛЬНЫЕ ИЗВЕСТИЯ
(стр. 214—220)
1. Впервые опубликовано в «Отечественных Записках» 1843 г.. т. XXVII, кн. 4, отд. VI, стр. 73—77, без подписи.
2. См. примеч. 17 к статье о «Стихотворениях Лермонтова».
3. Взгляд на Лермонтова, как на «счастливого подражателя Пушкина», был высказан бароном Розеном в его статье о Лермонтове — «Сын Отечества» 1843 г., кн. 3, отд. VI, стр. 1—18.
4. О Лермонтове, как о «певце демона», Белинский писал в статье о стихотворениях Е. Баратынского, сопоставляя лермонтовскую трактовку демона с «Демоном» Пушкина. Проблема «демона» для Белинского была проблемой нового «субъективного» искусства, насыщенного пафосом отрицания и борьбы. Положение, выдвинутое Белинским, что «демон не пугал Лермонтова», обусловило грубые и резкие выпады «Москвитянина» против «Отечественных Записок». Критикуя «Полную русскую хрестоматию», составленную Галаховым, С. Шевырев в шестой книжке «Москвитянина» 1843 г. попутно затрагивал и творчество Лермонтова. Он утверждал, что журнал, в котором сотрудничал Белинский, «самою позорною клеветою чернит совесть покойного поэта перед глазами всей русской публики, и не в шутку уверяет ее, что русская поэзия в лице Лермонтова в первый раз вступила в самую тесную дружбу, с кем бы вы думали?.. с чертом!» «Такой чертовщины, — добавлял Шевырев, — еще никогда не бывало ни в русской литературе, ни в русской критике». На выпады Шевырева
- 252 -
Белинский отвечал в специальной полемической заметке «Несколько слов Москвитянину».
5. Взгляд на Лермонтова, как на подражателя Пушкина, Жуковского и других русских поэтов, принадлежал С. Шевыреву.
6. Указывая, что Лермонтова «смешили и тешили» критики одного журнала, Белинский, очевидно, подразумевал статьи Бурачка о стихотворениях Лермонтова и о «Герое нашего времени» в «Маяке» 1840 г. Именно по поводу этих «критик» Лермонтов в черновике предисловия ко второму изданию «Героя нашего времени» отмечал, что «прочитав пустую и непристойную брань, на душе остается неприятное чувство, как после встречи с пьяным на улице».
7. Намекая на «педантов и критиканов» и вновь иронизируя над тезисом о «подражательном» характере лермонтовской поэзии, Белинский имел в виду С. Шевырева.
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
(стр. 221—222)
1. Впервые опубликовано в «Отечественных Записках» 1844 г., т. XXXII, кн. 2, отд. VI, стр. 52—53, без подписи.
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
(стр. 222—224)
1. Впервые опубликовано в «Литературной Газете» 1844 г., № 11 от 16 марта, без подписи. Принадлежность рецензии Белинскому установлена В. С. Спиридоновым, см. его публикацию в «Октябре» 1936 г., кн. 6, стр. 178—179 и 185—186.
Настоящая рецензия посвящена полемике с О. И. Сенковским, который в своем отзыве о втором издании «Героя нашего времени» глумился над романом Лермонтова. Рецензия Сенковского, опубликованная в третьей книжке «Библиотеки для Чтения» 1844 г., являлась как бы ответом на восторженную рецензию Белинского во второй книжке «Отечественных Записок» (см. предыдущую рецензию).
2. Белинский высмеивал произведения О. Сенковского («Идеальная красавица») и Н. Полевого («Абадонна» и «Блаженство безумия»).
СТИХОТВОРЕНИЯ М. ЛЕРМОНТОВА
(стр. 225—228)
1. Впервые опубликовано в «Отечественных Записках» 1844 г., т. XXXVII, кн. 11, отд. VI, стр. 1—4, без подписи.
2. Весь начальный абзац рецензии явился откликом на полемические схватки западников и славянофилов. Белинский мастерски пародировал реакционные теории идеологов «Москвитянина» и таких ревнителей «старообрядчества», как А. С. Хомяков, И. В. Киреевский и др.
3. «Журнал, который издается как-будто для доказательства, что стихи пишутся детьми для забавы детей же» — вероятно, унаследованный от Пушкина «Современник» П. А. Плетнева. Редактор этого журнала охотно предоставлял свое издание литераторам-дилетантам из аристократического круга и печатал стихи ряда салонных и светских стихотворцев, например, И. П. Мятлева и других. «Другой журнал», который помещал стихи, «уже отзывающиеся старческою
- 253 -
дряхлостью» и пр., — «Москвитянин», главный орган славяно-фильско-романтической поэзии Н. М. Языкова, А. С. Хомякова и С. П. Шевырева.
4. Говоря об «азиатских сказках, перешедших через немецкие руки», Белинский, очевидно, имел в виду «Наль и Дамаянти» В. А. Жуковского, занявшую свыше половины изданного в 1844 г. девятого тома стихотворений Жуковского. Вслед за настоящей рецензией в «Отечественных Записках» была помещена рецензия Белинского на этот том.
5. Журнал, который «жестоко нападал на «Отеч. Записки» за помещение будто бы лермонтовского хлама», — «Библиотека для Чтения». В том же журнале было напечатано «Семь стихотворений М. Ю. Лермонтова из альбома Е. А. Сушковой» —1844 г., ч. II, кн. 6, стр. 129—132.
6. Новое издание сочинений Лермонтова (в двух томах) было осуществлено А. Смирдиным только в 1847 году. Публикация поэтического наследия Лермонтова до этого времени непрерывно продолжалась в разных изданиях. С 1841 года, помимо «Отечественных Записок», произведения Лермонтова печатались: во втором томе «Русской Беседы» (Спб., 1841), в альманахах «Утренняя Заря» на 1842 и 1843 гг., в украинском литературном сборнике «Молодик на 1844 г.», в «Библиотеке для Чтения» 1844 и 1845 гг., наконец, в двух книжках литературного сборника «Вчера и сегодня», составл. гр. В. А. Соллогубом (Спб., 1845 и 1846). Все произведения Лермонтова, опубликованные в названных изданиях (за исключением публикаций «Библиотеки для Чтения»), внимательно были отмечены Белинским в его рецензиях на эти издания.
ОТРЫВКИ ИЗ ПИСЕМ БЕЛИНСКОГО 1839—1845 гг.
(стр. 229—240)
1. Печатаются по трехтомнику писем Белинского под редакцией и с примечаниями Е. А. Ляцкого. Спб., 1914. В конце каждого отрывка указаны соответствующий том и страницы.
2. Стихи Лермонтова, не пропущенные в «Отечественных Записках», но напечатанные в «Литературной Газете» (1840 г., № 6) — «И скучно, и грустно».
3. Недостойными имени Лермонтова Белинский считал стихотворения «Узник» и «Ангел», напечатанные в «Одесском альманахе на 1840 год». В рецензии на альманах он «ругнул» эти стихотворения, заявив, что они не войдут в сборник Лермонтова, который должен был выйти в свет весною 1840 г. «Ангел» действительно не вошел в сборник, но «Узник» был напечатан в нем.
4. Повесть Соллогуба, о которой Белинский беседовал с Лермонтовым, — «Большой свет, повесть о двух танцах», напечатанная в «Отечественных Записках» 1840 г., кн. 3.
5. Мнение «о натянутости и изысканности (местами) Печорина» В. П. Боткин высказывал в не дошедшем до нас письме к Белинскому от 21 мая 1840 г. Оспаривая точку зрения Боткина в целом, Белинский согласился с ней только в применении к одному случаю: «искусственным и натянутым» Белинский счел то место «Героя нашего времени», когда Печорин чувствует трепет неизъяснимого блаженства
- 254 -
при мысли, что обольщенная им княжна Мери проведет ночь в слезах, см. стр. 94 наст. изд. Ср. также об этом у П. В. Анненкова «Литературные воспоминания», Л., 1928, стр. 250—251.
6. «Вторая статья о Лермонтове», т. е. вторая половина статьи о «Герое нашего времени», начинающаяся с разбора «Тамани».
7. «Новое стихотворение Лермонтова» — «Завещание» («Наедине с тобою, брат»), напечатанное во второй книжке «Отечественных Записок» 1841 г. Белинский цитирует последние две строки данного стихотворения.
8. «Новые стихи Лермонтова» — вероятно, «Есть речи — значенье» и «Завещание».
9. «Родина» была напечатана в четвертой книжке «Отечественных Записок» 1841 г.
10. Об отношении Шевырева к поэзии Лермонтова см. примечание выше.
11. Стихотворение Лермонтова о «французах и Наполеоне» — «Последнее новоселье», написанное по поводу перенесения праха Наполеона с острова св. Елены в Париж. Стихотворение было напечатано в пятой книжке «Отечественных Записок» 1841 г. Оно подверглось осуждению в передовых литературных кругах.
12. В шестой книжке «Отечественных Записок» 1842 г. были опубликованы только отрывки из поэмы «Демон».
13. В письме к Белинскому от 22 марта 1842 г. В. П. Боткин указывал, что с его точки зрения «Лермонтов нигде так не выражался весь, во всей своей духовной личности, как в этом «Договоре». Какое хладнокровие, спокойное презрение всяческой патриархальности, авторитетных, привычных условий, обратившихся в рутину. Титанические силы были в душе этого человека!» (Белинский, Письма, т. II, стр. 416).
14. Белинский цитирует конец не «Договора», а стих., посвященного графине Растопчиной.
15. Письмо Белинского являлось ответом на обширное письмо Боткина от 22—23 марта 1842 г., посвященное сравнительной характеристике Пушкина и Лермонтова. Свое понимание Пушкина и «разницы» его с Лермонтовым Белинский кратко намечал в пятой статье пушкинского цикла, обещая развить эту тему в новой (неосуществленной) статье о Лермонтове. Ту же тему Белинский затрагивал в «Библиографических и журнальных известиях», см. 214—220 стр. наст. изд.