617

ШАЛЯ́ПИН Федор Иванович (1873—1938), рус. певец. Л. был одним из любимых поэтов Ш. В автобиографич. кн. «Страницы моей жизни» певец вспоминал, что на экзамене в начальной школе с успехом читал «Бородино», а позднее пел в трио А. С. Даргомыжского «Ночевала тучка золотая». Первое обращение к «Демону» А. Г. Рубинштейна состоялось еще на заре актерской жизни певца: 6 мая 1891 Ш. пел в 3-й картине 1-го действия «Демона» (Синодал, слуга и в хоре) под фамилией Прозоров (девичья фамилия матери).

В репертуаре Ш. почетное место заняли партии Демона и Гудала. Партию Гудала Ш. впервые пел 1 окт. 1893 в казенном театре Тифлиса, 24 нояб. 1894 — в Панаевском театре Петербурга, в 1896 — в гор. театре Нижнего Новгорода. Однако Ш. больше привлекал образ Демона, в обращении к к-рому особую роль сыграла поэма Л. Баритональную партию Ш. пел в тональности оригинала и только арию «Не плачь, дитя» транспонировал на тон ниже. Премьера состоялась в бенефис артиста 16 янв. 1904 на сцене Большого театра. «Призывом гордой борьбы и бури» восприняли шаляпинского Демона М. Горький, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев. В отд. мизансценах Ш. целиком воплощал известные живописные композиции М. А. Врубеля, с гордостью заявлял: «От Врубеля мой Демон». Шаляпинский Демон поражает сочетанием фантастичности с реальностью. «Демон Шаляпина не был поверженным, сломленным. Гениальный певец и артист сумел переинтонировать оперную партию, творчески пересоздать ее. Шаляпин показывал сложный и мучительный путь Демона к добру» (А. А. Гозенпуд). Трактовка Ш. была настолько смелой, новаторской, что «она не во всем находила опору в музыке» (там же). Эту партию он пел также на сцене Мариинского театра (30 дек. 1905) и в Монте-Карло на итал. яз. (24 марта 1906). Последний раз партия Демона в исполнении Ш. прозвучала 24 апр. 1919 в Мариинском театре.

Для моск. постановки «Демона» (1904) костюмы и декорации исполнил К. А. Коровин, вместе с Ш. работавший и над гримом Демона. Портрет Ш. в роли Демона работы А. Я. Головина (1906) воспроизводит новую трактовку этого образа. Зная Кавказ, художник передал лермонтовский дух «вечной красоты» горного края. О необычайной популярности шаляпинского Демона свидетельствуют рисунки и дружеские шаржи (Ш. в роли Демона) П. Е. Щербова (1906) и особенно Д. С. Моора, к-рый изобразил Ш. в Америке, стоящим в костюме Демона на земном шаре.

Ш. должен был принять участие в спектакле на лермонт. сюжет «Боярин Орша» (муз. Н. С. Кроткова), назначенном на 20 дек. 1898 в Моск. театре Солодовникова. Ш. приготовил гл. партию, но опера была снята в день премьеры самим автором, признавшим ее несовершенство (сообщено Гозенпудом, в личном архиве к-рого есть письма, подтверждающие этот малоизвестный факт). В концертном репертуаре певца были романсы Даргомыжского «Мне грустно» и «На севере диком», две арии Демона из оперы Рубинштейна и его же дуэт «Горные вершины».

Лит.: [Энгель Ю.], «Демон» Рубинштейна, «Рус. ведомости», 1904, 20 янв.; Старк Э., Шаляпин, П., 1915, с. 177—80; Салина Н. В., Жизнь и сцена, Л. — М., 1941, с. 117—18; Похитонов Д. И., Из прошлого рус. оперы, Л., 1949, с. 222; Дорошевич В. М., «Демон», в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 2 — Статьи..., М., 1960, с. 45—53; Серебров А., «Демон», в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 2, М., 1977, с. 250—59; Шаляпина И. Ф., Воспоминания об отце, там же, с. 41—42; Гозенпуд А. А., Оперный словарь, М. — Л., 1965, с. 118—20; его же, Рус. оперный театр... 1905—1917, Л., 1975, с. 46—51; Энгель Ю. Д., Глазами современника, М., 1971, с. 125—29, 184—86; Веригина В., «И этот голос чудно новый» [О постановке «Демона» на сцене Большого театра], «Аврора», 1973, № 2, с. 63—64; Дмитриевский В., Великий артист, Л., 1973, с. 33, 89, 95—96.

В. М. Розенфельд.