588

ТЮ́ТЧЕВ Федор Иванович (1803—73), рус. поэт. Как и Л., был воспитанником Моск. ун-та; имел общих с Л. учителей (А. Ф. Мерзляков и С. Е. Раич домашний учитель Т. в 1813—19, и др.); в дружеской близости к Т. находился М. А. Максимович, учитель Л. в Пансионе. К началу лит. деятельности Лермонтова Т. — уже сложившийся поэт; его стихи опубл. в журналах и альманахах Раича, М. Г. Павлова и любомудров («Атеней», 1829; «Галатея», 1829—30; «Урания», 1826; «Северная лира», 1827); наиболее значит. подборка стихов Т. появляется позднее в пушкинском «Современнике» (1836). Стихи Т., несомненно, попадали в поле зрения Л. Возможно, что в «Наполеоне» (1829) Л. есть следы знакомства со стих. Т. «Могила Наполеона» (1829). Есть неск. случаев обращения Л. и Т. к одним и тем же поэтич. образцам, оба они перевели стих. Дж. Байрона «Lines Written in an album, at Malta» («В альбом друзьям» Т., 1826; «В альбом» Л., 1836), Г. Гейне «Ein Fichtenbaum steht einsam» («С чужой стороны» Т., 1827; «На севере диком стоит одиноко» Л., 1841); в стих. «Выхожу один я на дорогу» (1841) Л. варьировал мотивы стих. Гейне «Der Tod, das ist die kühle Nacht», переведенного также и Т. («Мотив Гейне», 1868—69). К единому источнику — стих. И. В. Гёте «Willkommen und Abschied» — восходят образы ночи в стих. Т. «Песок сыпучий по колени» (1837) и в «Мцыри» Л. («И миллионом черных глаз / Смотрела ночи темнота / Сквозь ветви каждого куста»). Прямое воздействие Т. на Л., как и Л. на Т., не обнаруживается; сопоставление поэтов обычно носит общетипологич. характер. Впервые имена Л. и Т., почти неизвестного в то время рус. публике, поставил рядом Н. А. Некрасов («Русские второстепенные поэты», 1850), признав Т. талантом, равным Л.; в дальнейшем эта ассоциация укрепилась в лит. критике.

Поэзию Л. и Т. сближает ряд общих романтич. идей и образов: проблема самовыражения поэта — невозможность выразить мысли и чувства в слове («Silentium!», 1830, Т. и «1831-го июня 11 дня», «Не верь себе», 1839, Л.); религ. или пантеистич. восприятие природы и мирозданья, с характерными образами «ночи», «звезды»; переживание любви как «рокового поединка» — у Т. или мучительного страдания — у Л.; неизбывное противоборство «страстей» и «святых», молитвенных порывов; острое ощущение «самовластья» судьбы (рока); влечение к темным загадкам бытия («бездна» и «хаос» ночного мира у Т., стихия демонизма у Л.); наконец, как Л., так и Т. свойствен глубокий лирич. самоанализ. Поэты обращались к одним и тем же темам: древний Рим (еще могущественный, но чреватый крахом), Наполеон, его слава и падение (ср. «Наполеон» и «Неман» у Т. с т. н. наполеоновским циклом у Л.), гибель А. С. Пушкина (как злодейское убийство и нац. трагедия — ср. «29-е января 1837» и «Смерть поэта»). В самой трактовке этих тем (как и в общих философско-эстетич. основах поэзии) Л. и Т. имеют мало общего. В кон. 30 — нач. 40-х гг. Л. сближается с кругом знакомых Т. (И. С. Гагарин, Е. П. Ростопчина, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков и др.), к-рый мог быть впоследствии для Т. источником сведений о Л. (сам Т. с 1822 жил за границей). Сравнение символики Т. и Л. см. в ст. Символ.

Лит.: Некрасов Н. А., Рус. второстепенные поэты, Полн. собр. соч., т. 9, М., 1950, с. 207—08; Котляревский, с. 308—09; Асмус (1), с. 127; Эйхенбаум (2), с. 82, 85, 90; Галахов, с. 583—612; Дурылин С., Судьба Л., «Рус. мысль», 1914, кн. 10, с. 26; Михайлова Е. Н., Роман Л. «Княгиня Лиговская», «Уч. зап. ИМЛИ им. Горького», 1952, т. 1, с. 300; Касаткина В. Н., Поэтич. мировоззрение Ф. И. Тютчева, [Саратов], 1969, с. 66—67, 82, 87, 92—93; Бродский (5), с. 196—99; Пигарев К., Жизнь и творчество Тютчева, М., 1962, с. 182—83, 202—03, 221—309; Рубинова Е., О значении переводов Тютчева из Гейне, «Уч. зап. Казахского ун-та», 1958, т. 34, в. 3; Щемелева Л. М., О рус. филос. лирике XIX века, «Вопросы философии», 1974, № 5; Подгаецкая; Пульхритудова (3), с. 266—69, 312; Ф. И. Т. Библиографич. указатель произв. и лит-ры о жизни и деятельности. 1818—1973, М., 1978 (см. именной указатель); Эйхенбаум (3), с. 104; Эйхенбаум (5), т. 2, с. 233—34; Жирмунский В., Вопросы теории лит-ры, Л., 1928, с. 99; Скатов Н. Н., Родина в поэтич. концепции Л., Тютчева, Некрасова, в кн.: Проблемы реализма, Вологда, 1966; Федоров (2), с. 34, 59, 65, 75, 90.

О. С. Муравьева.