366

«ПАРУС», пейзажно-символич. стих. Л. (1832). Стих. можно рассматривать как своего рода предельное выражение романтич. мироощущения (и поэтики) Л.; вместе с тем в нем содержится попытка переосмыслить с романтич. максимализмом поставленные в ранней лирике темы одиночества и свободы, неприятия жизни. (Ощущением начала нового этапа духовной биографии героя отмечены и такие стих. 1832, как «Поцелуями прежде считал...», «Как в ночь звезды падучей пламень...».) Стремление к более объективному изображению внутр. «Я», неоднозначность отношения к романтич. самоутверждению, к мысли о самодостаточности чистого порыва к абсолютной свободе побуждают Л. отказаться в «Парусе» от привычной для него формы прямого лирич. монолога (ср. стих. «Желание», поэму «Моряк» и др.). Парус — не безусловное alter ego поэта. Композиция стих. четко поддерживает дистанцию между субъектом и объектом изображения, давая в первых двух строках каждой строфы меняющуюся картину моря и паруса в нем, а в двух последних — реакцию поэта, к-рый и пытается разгадать тайну судьбы паруса, и сочувствует ему, и оценивает выбранный им путь. Первая картина, для усиления эмоц. звучания к-рой Л. заменил собств. строку («Белеет парус отдаленный») строкой из стих. А. А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский», сопровождается словами, усиливающими «пространственное» одиночество паруса, мыслью о его «скитальческом», «промежуточном положении»: «Что ищет он в стране далекой?/ Что кинул он в краю родном?». При этом уже в первой строфе поэт выявляет свое глубоко личностное переживание высокой, трагически напряженной судьбы паруса. Изображенная во второй строфе буря («Играют волны, ветер свищет») не приносит парусу избавления от неудовлетворенности существованием. В черновике Л. прямо утверждал бесцельность его странствий: «Увы! он ничего не ищет...». В окончательном тексте отмечается лишь, что парус не ищет счастья — ибо как нет его в гармонич. умиротворенности стихии, так нет его и в буре. Поэт отвергает порядок слов чернового варианта: «Струя под ним светлей лазури». Акцентирование в начале строк пространств. предлогов (под ним — над ним) усиливает ощущение всеохватывающей красоты мира. Но парус отвергает и этот «соблазн», он ни в чем не может обрести успокоение, установить равновесие между своим «мятежным» внутренним миром и миром внешним. Последняя строка — «как будто в буре есть покой» — обнажает парадоксальность этого стремления (ср. строки, появившиеся еще в ранних ред. «Демона», создававшихся одновременно с «Парусом»: «Я шумно мчался в облаках, / чтобы в толпе стихий мятежной / Сердечный ропот заглушить»). В финале стих. драматически сталкиваются романтич. вызов миру (воплощенный в образе паруса, с к-рым поэт чувствует свою неразрывную сращенность) и того нового «Я» поэта, о рождении к-рого он говорит в письмах 1832—34 (прежде всего, в наиболее исповедальных среди них — к М. А. Лопухиной, в письмо к-рой от 2 сент. 1832 включен «Парус»). Здесь зафиксирован мучительный анализ духовных борений, вызванных разрывом уз, соединяющих поэта с прошлым: «...я и не чувствую и не говорю, как прежде...»; «...увы, пора моих грез миновала; нет уже и поры, когда была вера». Но, отмечая «холодную иронию», к-рая «неудержимо проскальзывает» в него, Л. признается, что хотел бы сохранить в себе частицу «пламенной и молодой души» (VI, 714—17). В «Парусе» выявлен кризис романтич. индивидуализма, открыта трагедия вечного несогласия. Драматизм коллизии заключается в том, что новое «Я» поэта рассматривает его бывшее «Я» не как преодоленное, а как потерянное.

Автограф стихотворения. 1832.

Автограф стихотворения. 1832.

Акварель М. Ю. Лермонтова. 1828—32.

Акварель М. Ю. Лермонтова. 1828—32.

В. Г. Маранцман.

Для стих. характерна резко подчеркнутая система повторов-контрастов, одновременных отождествлений

367

и противопоставлений, их принципиальная смысловая однозначность, между к-рыми находится и от к-рых равно отталкивается субъект лирич. высказывания. В двустишии: «Увы! Он счастия не ищет / И не от счастия бежит» — усиленный пиррихием акцент и двукратный повтор безусловно выделяют слово «счастие» как одно из центральных, ценностно значимых понятий в стих. Столь же несомненен двойной акцент в конце строк на глаголах движения, к-рое неопределимо ни как стремление к счастью, ни как бегство от него; счастье для Л., по-видимому, неопределимо через какую-то вне его находящуюся и конкретно достижимую цель (см. Счастье, Цель жизни в ст. Этический идеал).

«Буря» и «покой», «далекая страна» и «родной край», движение к чему-то и от чего-то, обретения и потери — вот неполный перечень антиномий «Паруса» — «половинок» навсегда потерянного гармонич. целого. Причем, акцент в стих. оказывается не на объективных противоречиях человеч. бытия и сознания, созерцаемых человеком, а на самой невозможности их субъективного преодоления, на неискоренимом стремлении достичь недостижимое при столь же неуклонном отказе от всего достигнутого и достигаемого, на той стихии мятежности — жажде бури, к-рая объективируется в строе лермонт. стих. Мн. поколениями рус. читателей лермонт. «Парус» воспринимался как выражение свободолюбивых, революц. настроений. С музыкой А. Е. Варламова он стал нар. песней.

Стих. иллюстрировали И. К. Айвазовский, В. М. Конашевич, М. Панов и др. художники. Положили на музыку св. 50 композиторов, в т. ч. Ю. М. Александров (балет), А. Е. Варламов, Г. М. Римский-Корсаков, А. Г. Рубинштейн, Б. В. Асафьев, Г. В. Свиридов.

Автограф — ИРЛИ, оп. 1, № 21 а (казан. тетр.), л. 11, об. Другой автограф — ГПБ, собр. рукописей Л., № 18 (письмо к М. А. Лопухиной от 2 сент. 1832). Копия — ИРЛИ, оп. 1, № 15 (тетр. XV), л. 10, об. Впервые — «ОЗ», 1841, № 10, отд. III, с. 161. Датируется 1832, не раньше 1-й пол. авг. и не позднее 2 сент.

Лит.: Будрин В. А., «Парус» Л., «Прикамье», 1941, № 3, с. 113—21; Михайлова Е. (1), с. 144—45; Гаркави (2), с. 289—90; [Шаталов С. Е.], Символ или человек?, в кн.: Вопросы стилистики, Арзамас, 1961, с. 25—29; Рез, с. 33—37; Пейсахович (1), с. 432, 434—35; Архипов, с. 154—175; Курдюмова Т. Ф., Пейзаж — средство эстетич. воспитания, М., 1965, с. 47—50; Маранцман В. Г., Единство субъективного восприятия и объективного смысла произв. при анализе лирич. стих. в VI классе, «Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена», 1969, т. 375, в. 4, с. 97—125; Реизов Б. Г., Заметки о Л., в кн.: От «Слова о полку Игореве» до «Тихого Дона», Л., 1969, с. 324—25; Коровин (4), с. 44—47; Найдич (8); Чичерин (1), с. 414—15; Жижина А. Д., «Парус». Стих. Л., «Лит-ра в школе», 1974, № 5.

М. М. Гиршман.