263

«ЛИСТОК», стих. позднего Л. (1841), центр. образ к-рого — гонимый жестокой бурей листок — символ одинокого, не имеющего цели, скитальческого существования. Лирич. сюжет стих., развивающийся в аллегорич. форме, построен на противопоставлении двух «миров»: листка и чинары. «Странник» (так дважды — в авторской речи и в словах чинары — именуется листок) переживает враждебность окружающего мира: он засох от зноя, увял от холода. Но те же самые стихии живут в дружеств. согласии со «свежей» чинарой: «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», она «солнцем любима». Их миры принципиально несовместимы: с одной стороны — бесприютное (лишенное здесь романтич. ореола) одиночество, неприкаянность, горе, беспокойство: «увял я без сна и покоя» (ср. «Выхожу один я на дорогу», где стремление к «покою» и «сну» провозглашается открыто); с другой — забвение, отгороженность от реальной жизни («Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?»), нежелание знать ничего, что выходит за границы собств. мира и может нарушить стабильность самодовольного и самодостаточного существования.

Если герой ранней лирики Л. отвергал как ложный и решительно для него неприемлемый мир беспечного и «бесчувственного» блаженства, то теперь листок-странник даже в таком, чуждом ему мире, готов искать избавления от гонящей его тоски и одиночества, он «молит» у чинары «приюта»: «и странник прижался у корня чинары высокой». Этой ярко наглядной «мизансценой» подчеркивается «непрезентабельность» пыльного желтого листка рядом с роскошным и полным жизни деревом. Но чинара отказывается приютить странника. Ее словами кончается стих., оставляя у читателя ощущение недосказанности, необходимости проследить дальнейшую судьбу (движение) листка. Однако этот «обрыв» текста имеет содержательное значение. «Иди себе дальше», — говорит чинара. Но дальше — море («И вот, наконец, докатился до Черного моря»); оно дает жизнь чинаре, но обреченному на скитание листку оно сулит только гибель.

В образной аллегории «до срока созревшего» в «суровой отчизне» листка (в движении к-рого на юг выявляется автобиографич. момент изгнанничества) угадывается второй план стих., раскрывающий тему бесцельного существования как выражения разрыва историч. связей, отрыва от корней и преждевременного созревания лермонт. поколения — мысли, восходящей к «Философическим письмам» П. Я. Чаадаева, с публицистич. прямотой высказанной Л. в «Думе». Богатые смысловые и текстуальные связи «Листка» с «окружающими» стихами заставляют отнести его к итоговым произв., причем аллегоризм данного стих. в контексте лирики Л. последних лет становится настолько прозрачным, что подчас «стирается», заставляя воспринимать «Листок» как прямое самовыражение лирич. героя (см. также Одиночество, Путь в ст. Мотивы).

Образ одинокого листка широко известен по многочисл. переводам элегии франц. поэта А. Арно (1815): В. А. Жуковского, И. И. Козлова, Д. В. Давыдова и др.

Стих. написано редким в рус. поэзии размером — 5-стопным амфибрахием, отличается простотой и ясностью строфич. организации стихотв. речи, полным совпадением стиховых членений с синтаксическими. Лермонт. образ одинокого листка продолжает свою жизнь в творчестве сов. писателей — К. Г. Паустовского («Разливы рек»), Л. М. Леонова («Evgenia Ivanovna»), В. А. Луговского («Кленовый лист») и др.

Стих. иллюстрировали: Г. С. Берендгоф, А. М. Васнецов, Я. Коган, В. М. Конашевич, Д. И. Митрохин, М. И. Пиков. Положили на музыку: Н. И. Полежаев, В. И. Зверев, В. А. Золотарев, В. А. Гайгерова и др.

Автографы: беловой — ГПБ, Собр. рукописей Л., № 12 (записная книжка, подаренная В. Ф. Одоевским); черновой — там же. Впервые — «ОЗ», 1843, т. 28, № 6, отд. 1, с. 193, с сокр. Полностью — Стихотворения Л., ч. 4, СПБ, 1844, с. 43. Датируется маем — нач. июля 1841 по положению в записной книжке.

Лит.: Белинский, т. 7, с. 38, т. 8, с. 94; Семенов (2), с. 364—83; Эйхенбаум (2), с. 52—54; Розенкранц И., Мотив одиночества у Л., «Slavia», 1926, roč. 5, seš. 1, с. 100—106; Шувалов (4), с. 297; Рубанович (2), с. 107—08; Пейсахович (1), с. 428; Кононко Е. Н., К вопросу об источниках поэзии М. Ю. Л. (Стих. «Листок»), в кн.: Вопросы рус. лит-ры, в. 1, Львов, 1966, с. 99—105; Чичерин (1), с. 413, 414.

К. М. Черный.