48

БАЛЬМО́НТ (1867—1942), рус. поэт. С 1920 в эмиграции. Испытал значит. воздействие поэзии Л. Сквозь творчество Б. проходит демонологич. тема (см. Демонизм), воплощенная в стих. «Лишь демоны, да гении, да люди...», «Смерть», «Пир у сатаны», «Война», «Притча о черте». Его герой душевно одинок («Бесприютность», «Океан»), знает «блаженство быть сильным и гордым, и вечно свободным» («Альбатрос»), жаждет «кричащих бурь» («Кинжальные слова»), но лишен подлинной глубины и трагизма героев Л., в нем видны черты гедониста и эстета. Эстетизированной предстает и тема поэта, осознавшего, подобно лермонт. поэту-пророку, свою избраннич. миссию («Воскресший», «Избранный»). Понимание иск-ва носит у Б. камерный характер («Мои песнопенья»), хотя он и уподобляет себя Л. в стремлении противопоставить «бездушным людям, ... мелким их страстям» сильную творч. личность («К Лермонтову», «Человечки», «Мещане», «В гостиной»). В стихах Б. («Белая страна», «Русалка», «Sin miedo») встречаются параллели и вариации к мотивам и темам поэзии Л. Мастер формы, Б. воспринял от Л. разнообразие ритмики и строфики, «певучесть стиха». Органически усвоен им лермонт. «эфирный стих» (см. В. Брюсов, Далекие и близкие, М., 1912).

В прочитанных в Оксфордском ун-те лекциях о рус. поэзии (1897), вошедших позднее в кн. «Горные вершины», Б. уделяет видное место Л., воспринимая его как «младшего брата» Дж. Байрона и ученика А. С. Пушкина. Л. в трактовке Б., как и Пушкин, — «романтик по темам и реалист по исполнению», для к-рого, в отличие от представителей психол. лирики (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, символисты), недоступна область «мировой символизации» явлений. Позднее, в статье Б. «Сквозь строй» Л. предстает как предтеча символизма, «звездная душа, ... тоскующий поэт, ... с которым говорили демоны и ангелы». Ту же субъективную концепцию Б. развивает в четырех сонетах «Лермонтов» (1916), в сб. «Сонеты солнца, меда и луны», в стих. 1900-х гг. «Проклятия» и декларативном стих. «Заветная рифма» (1924). Б. высоко ценил прозу Л., как и его поэзию. Лучшим рус. романом он считал «Героя нашего времени» («О русских поэтах»), шедевром мировой поэзии — «Горные вершины».

Соч.: Горные вершины, кн. 1, М., 1904, с. 61, 62—66, 68, 70, 72, 79, 101; Стихотворения, Л., 1969.

Лит.: Анненский И. Ф., Книги отражений, М., 1979, с. 100; Розанов И. (1), с. 275—77; Голованова (3), с. 16—19.

Ю. К. Герасимов.