338
ЧЕТЫРЕХДО́ЛЬНИК — в русской поэзии самая употребительная из четырех элементных ритмических групп, участвующих
339
в формировании правильного метрического стиха. Будучи простой одноакцентной мерой четного порядка, Ч. практически несет главный метрический акцент на первой доле и побочный акцент на третьей доле
. Как элементная ритмическая группа Ч. имеет четыре видовые формы в зависимости от положений в стихе анакрузы и эпикрузы:
Четырехдольник 1-й | | |
Четырехдольник 2-й | | |
Четырехдольник 3-й | | |
Четырехдольник 4-й | | |
В русской поэзии разработаны все четыре вида Ч., образующих собой класс четырехдольников. Общепринятая теория стиха относит первый и третий Ч. к хореическим размерам, а второй и четвертый — к ямбическим. Стихотворений четырехдольного строя — неимоверное количество. Русские поэты выработали множество видовых и типовых моделей Ч. трехкратного, четырехкратного, пятикратного и шестикратного объема. Ниже будут рассмотрены лишь некоторые образцы трехкратного Ч. всех четырех видов: это самые популярные у нас стиховые размеры. Контрольные ряды видовых тактометрических периодов трехкратного Ч. такие:
1-й | | | | | | |
2-й | | | | | | |
3-й | | | | | | |
4-й | | | | | | |
Трехкратный четырехдольник первый различных форм (сюда входит и пятистопный хорей); контрольный ряд | |
|
|:
| Дружба насто|ящая не | старится, /\ |
| За небо вет|вями не цеп|ляется. /\ |
| Если уж при|ходит срок, так | валится, /\ |
| С грохотом, как | дубу пола|гается. /\ |
(К. Симонов)
| Выхожу о|дин я на до|рогу; /\ /\ |
| Сквозь туман крем|нистый путь бле|стит; /\ /\ /\ |
| Ночь тиха. Пус|тыня внемлет | богу, /\ /\ |
| И звезда с звез|дою гово|рит. /\ /\ /\ |
(М. Лермонтов)
| Во поле бе|резонька сто|яла. /\ /\ |
| Во поле куд|рявая сто|яла. /\ /\ |
(Народная песня)
| Летом в море | легкая во|да, /\ /\ /\ |
| Белые су|хие пару|са. /\ /\ /\ |
| Иглами сталь|ными в нево|да /\ /\ /\ |
| Сыплется под | баркою хам|са. /\ /\ /\ |
(И. Бунин)
| В этой жизни | я немного | видела, /\ |
| /\ /\ Только | пела и жда|ла. /\ /\ /\ |
| Знаю: брата | я не нена|видела /\ |
| /\ /\ И сест|ры не преда|ла. /\ /\ /\ |
(А. Ахматова)
340
| | Кучевых ве|сенних туч /\ | |
| | Ясный вытя|нулся луч /\ | (С. Кирсанов) |
Трехкратный четырехдольник второй (сюда входит и пятистопный ямб); контрольный ряд |
|
|
:
Мы | молоды. У | нас чулки со |штопками.
Нам | трудно. Это | молодость ви|ной. /\ /\
Но | пляшет за де|шевенькими | шторками
Бес|платный воздух, | пахнущий вес|ной. /\ /\
(Р. Казакова)
Тень | Грозного ме|ня усыно|вила, /\
Ди|митрием из | гроба нарек |ла, /\ /\
Во|круг меня на|роды возму|тила /\
И | в жертву мне Бо|риса обрек|ла. /\ /\
(А. Пушкин)
Вот | я один в ве|черний тихий | час, /\ /\
Я | буду думать | лишь о вас, о | вас, /\ /\
Возь|мусь за книгу, | но прочту «о|на», /\ /\
И | вновь душа пья|на и смяте|на. /\ /\
(Н. Гумилев)
При|кинулся бло|хою /\ кры|синой, /\
Под|прыгнул, как ре|зи-иновый | мяч, /\ /\
И | пал /\ на со|баку, чтобы | псиной /\
Вте|реться /\ в ка|зармы, где шу|мят. /\ /\
(В. Нарбут)
| Ве|дет шоссе пря|мое /\ |
| Где | сторожит При|морье /\ (В. Урин) |
Трехкратный четырехдольник третий (сюда относятся и стихи типа «камаринской»); контрольный ряд |
|
|
:
Холод, | тело тайно | сковываю|щий, /\
Холод, | душу оча|ровываю|щий... /\
От лу|ны лучи про|тягивают|ся, /\
К сердцу | иглами при|трагивают|ся. /\
(В. Брюсов)
Вдоль по | улице ме|телица ме|тет, /\
За ме|телицей мой | миленький и|дет. /\
(Народная песня)
| Не для | славы, |
| Одо|бренья (А. Полежаев) |
341
| Но в ка|мине дозве|нели |
| За о|кошком дого|рели (А. Блок) |
| У бур|жуев шумный | пир, /\ |
| Всех по|весить, кто за|мир, /\ (Д. Бедный) |
| Весь из | сопок и до|лин /\ |
| Он ян|варскою по|рой /\ |
| Говор|ливою вес|ной /\ (В. Кулемин) |
Трехкратный четырехдольник четвертый, к которому относится и четырехстопный ямб всех моделей, со всевозможными клаузулами; контрольный ряд |
|
|
:
С губами | сладко улы|бающими |ся,
Она гля|дит глазами | суженными, | /\
И черны | пряди вкруг че|ла: /\ /\ /\ | /\
Нить розо|ватыми жем|чужинами | /\
С коралла|ми переме|жающими|ся
Ей шею | нежно обле|гла. /\ /\ /\ | /\
(В. Брюсов)
Ракеты | возникают | рыжие, /\ | /\
И голу|бые и о|ранжевые. | /\
Они цве|тут над всеми | крышами, /\ | /\
Меня, как в | детстве, заво|раживая. | /\
(Е. Евтушенко)
Вдали над | пылью пере|улочной, /\ | /\
Над скукой | загородных | дач /\ /\ /\ | /\
Чуть золо|тится крендель | булочной /\ | /\
И разда|ется детский | плач. /\ /\ /\ | /\
(А. Блок)
Еще за | деньги люди | держатся, /\ | /\
Как за крес|ты держались | люди /\ /\ | /\
Во време|на глухого | Керженца, /\ | /\
Но вечно | этого не | будет. /\ /\ | /\
(Н. Асеев)
Я знал кра|савиц недо|ступных, /\ /\ | /\
Холодных, | чистых как зи|ма, /\ /\ /\ | /\
Неумо|лимых, непод|купных, /\ /\ | /\
Непости|жимых для у|ма... /\ /\ /\ | /\
(А. Пушкин)
Сквозь мрак, над | уличными | ранами, /\ | /\
Шаги — и | вслед /\ /\ /\ | /\ /\ /\ /\ | /\
За пере|ливами трех|гранными /\ | /\
Летящий | свет. /\ /\ /\ | /\ /\ /\ /\ | /\
(К. Панов)
342
Ритмическую структуру русского четырехстопного ямба первым понял теоретик стиха первой трети 19 в. А. Кубарев, который писал, что этот размер состоит «из двух четырехсложных тактов с 3 отдельными или вводными слогами», например «Чрез непри|ступны пере|правы». То есть, Кубарев указывал на наличие в четырехстопном ямбе трехсложной анакрузы и четырехдольного строя.
См. Народный стих, Исторические песни, Тактовик, Тринадцатисложник, Частушка, Хорей, Ямб.